История КБР 8-9 класс

«Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им. В.Х. Кагазежева
с.п.Псынабо»
«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Руководитель МО

Заместитель директора

классных руководителей

по УВР

Директор МКОУ СОШ
с.п.Псынабо

______/ А.М.Шомахова/

_______/Р.Б.Шугушхова /

_________/И.Х.Теувова/

Приказ №111

Протокол № 1
от 27.08.2021г.

от 28.08.2021г.

от 27.08.2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет

История КБР

Класс

8-9

Учебный год

2021-2022

Учитель (ФИО)

Созаева Л.А.

2021г.

1. Планируемые результаты освоения программы.
Предметные результаты выражаются в следующем:
-способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность,
осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного
внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце
действия, так и по ходу его реализации;
- работа с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями
(определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и
родовидовых связей и др.);
-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
-готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
- работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение,
корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно
разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и
оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
В результате изучения истории Кабардино-Балкарии формируется целостный и
своеобразный исторический образ родного края на основе комплексного осмысления
региональных процессов и их роли в образовании, самоопределении и саморазвитии
школьников.
выпускник научится:
По новейшей истории Кабарды и Балкарии:


периодизации новейшей истории Кабарды и Балкарии;



сравнивать изменения в характере труда и образе жизни жителей Кабардино-Балкарии в
данный период;



объяснять причины, ход и последствия возникновения государственности у кабардинцев и
балкарцев;



раскрывать основные этапы и тенденции политической истории Кабардино-Балкарии в
эту эпоху, ее важнейшие события и видных деятелей;



анализировать информацию об участии жителей Кабардино-Балкарии в гражданской и
Великой Отечественной войнах, вооруженных конфликтах новейшего времени;



раскрывать основные тенденции развития и достижения научной и культурной жизни
Кабардино-Балкарии; выдающихся деятелей науки и культуры.

Выпускник научиться:
хронология:


называть даты и хронологические рамки значительных событий и процессов, их этапы;



составлять хронологические и синхронистические таблицы.
описание (реконструкция):



рассказывать (устно и письменно) об исторических событиях, их участниках;



составлять биографическую справку, характеристику деятельности личности.
анализ, объяснение:



соотносить единичные исторические факты и общие явления;



показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;



классифицировать исторические события и явления: по указанному признаку и определяя
основания самостоятельно;



излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;



объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в
истории.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
8 класс
История Кабардино-Балкарии в школе. (1 час) Цели и задачи курса. Территориальная
структура КБР, ее географическое положение. Количественная и качественная
характеристика населения. Источники и литература.
Раздел 1.Наш край в древности (6 часов).
Первобытнообщинный строй на территории Северного Кавказа и Кабардино-Балкарии.
Каменный век. Эпоха бронзы. Майкопская культура. Дольменная культура.
Северокавказская культура. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение
эпохи военной демократии. Кобанская культура. Прикубанская культура. Железный век.
Древние племена Северного Кавказа. Адыги в древности. Этногенез адыгов. Хетты.
Греческие колонии. Государство Синдика. Адыги в средневековье. Формирование
адыгской народности. Меотские племена. Касоги. Происхождение термина «Кабарда».
Племена Центрального Кавказа в IV- XI веках. Гунны. Хазары. Кипчаки. Аланы.
Нартский эпос. Происхождение и ранняя этническая история балкарцев. Кавказское
этническое ядро. Аланский компонент. Тюркский компонент.
Раздел 2. Наш край в XIII – XV вв. (4 часа) Походы монголо-татар на Северный
Кавказ. Династии мамлюков. Завоевания монго-татар. Первый поход на Северный
Кавказ. Северный Кавказ в составе Золотой Орды. Династия мамлюков в Египте.

Нашествие Тимура. Планы Тимура. Сражение 1935 г.Распад империи Тимура и Золотой
Орды. Хозяйство местных жителей. Социальная структура и политическое устройство
Кабарды и Балкарии. Земледелие. Скотоводство. Ремесла. Торговля. Феодальная знать.
Особенности развития культурных традиций кабардинцев и балкарцев. Религия. Жилища.
Одежда. Транспорт. Обычаи. Язык.
Раздел 3. Кабарда и Балкария в XVI-XVIII (11 часов) Экономическое развитие.
Территория и население. Скотоводство. земледелие . ремесло. Общественнополитический строй кабардинцев и балкарцев. Выступление крестьян. Социальная
структура. Антифеодальное движение крестьян. Социальный строй и общественный быт
балкарцев в XVI-XVIII вв. Социальный строй. Обычное право. Религия. Жилища. Одежда.
Искусство и архитектура. Русско-кабардинские отношения в XVI в. Темрюк Идаров.
Сближение Кабарды с Россией. Кабардинские послы в Москве. Темрюк. Военная
поддержка Темрюку. Первые русские поселения. Русско-кабардинские отношения в XVII
в. Политическая обстановка. Князья черкасские. Русскокабардинское военное
сотрудничество. Кабарда в системе международных отношений в XVIII в. Внутренняя и
внешняя обстановка. Александр Бекович Черкасский. Экспедиция Черкасского.
Прикаспийский поход Петра I . Кабарда и русско-турецкие войны. Белградский мир.
ЖабагиКазаноко. Русско-турецкая война. Кючук-Кайнарджийский договор. Значение
договора. Начало колониальной политики царизма во вт. полов. XVIII в. Строительство
военной линии. Учреждение военной администрации и наместничества. Начало Кавказкой
войны. Русско-балкарские отношения. Установление русско-балкарских связей. Русскобалкарские связи в XVIII веке. Присоединение Балкарии к России. Взаимоотношения
кабардинцев и балкарцев с соседними народами. Связи с осетинами.
Балкароосетинские отношения. Связи с Чечней и Ингушетией. Взаимоотношения с
Дагестаном. Отношения Кабарды с Грузией. Балкаро-грузинские связи. Балкарокабардинские отношения.
Раздел 4. Кабарда и Балкария в XVIII-XIX веках (11 часов) Экономика в первой
половине XIX века. Территория и население. Земледелие. Скотоводство. Ремесла.
Торговля. Меновые дворы. Социальная структура и политическое устройство в перв.
полов. XIX века. Князья и дворяне в Кабарде. Высшее сословие Балкарии. Крестьяне.
Политическое устройство. Создание системы административно-колониального
управления. Борьба против колониального гнета. Учреждение родовых судов и расправ.
Восстание 1804 г. Карательная экспедиция Булгакова. Ермолов. Усиление борьбы против
горцев. Антиколониальные выступления. Кабардинский временный суд. Нальчик.
Экспедиция на Эльбрус. Образование Кабардинского округа. Усиление национальноосвободительной борьбы горцев Северного Кавказа. Движение Шамиля и народы
Кабарды и Балкарии. Балкарцы вкавказкой войне. Усиление военнно-колониальной
политики. Окончание Кавказкой войны и выселение адыгов. Деятели русской культуры о
нашем крае. Историческая наука, литература. Зачатки школьного образования. Грибоедов
А.С., Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю., Толстой Л.Н. Музыкальные мелодии и танцы.
Исмаил Атажукин. Шораногмов. Хан-Гирей. Султан Казы-Гирей. Первые светские
школы. Земельная и судебно-административная реформы 60-70-х гг. XIX века. Причины
реформ. Земельная реформа. Освобождение крестьян от личной зависимости.

Административно-судебная реформа. Развитие хозяйства Кабарды и Балкарии в
пореформенный период. Рост населения края. Развитие зернового хозяйства.
Усовершенствование с/х орудий и транспортных средств .Связь с полеводства и
скотоводства с рынком.Ремесленное производства. Рост числа торговцев, ростовщиков,
скупщиков.
Расслоение деревни. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Крестьянские выступления.
Русское население. Заселение края. Терские казаки и крестьянские войны. Колонизация
края. Хозяйственная деятельность новых поселенцев. Развитие культуры Кабарды и
Балкарии в пореформенный период. Проникновение в хозяйство капиталистических
отношений. Народное образование. Ставропольская гимназия. Просветители Кабарды и
Балкарии. Мелкая промышленность. Развитие товарного земледелия и скотоводства.
Банки, кредитные учреждения. Аграрные выступления. Итоговый урок. Повторение и
закрепление изученного материала.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
9 КЛАСС
Раздел 5. Кабарда и Балкария в начале XX века (6час.)
Русско-японская война. Обострение противоречий в обществе в начале XX века.
Аграрная политика царского правительства. Волнения в Терско-Кубанском полку.
ЗалимгериКерефов. Вооруженное восстание в Нальчике в декабре 1905 года.
Крестьянские выступления в 1906 году.
Кабарда и Балкария в период между двумя
буржуазно-демократическими революциями. (1907 — февраль 1917 гг.). Политическая
обстановка в России, в Кабарде и Балкарии. Наступление реакции. Рост аграрных
противоречий в Кабарде и Балкарии. Зольское восстание кабардинских крестьян.
Черекское восстание балкарских крестьян. Активные участники восстания. Кабарда и
Балкария в период первой мировой войны. Участие кабардинцев и балкарцев в войне.
Кабарда и Балкария в период Февральской революции. Революция в центре. Создание в
Терской области Гражданского исполнительного комитета. Нальчикский гражданский
исполнительный комитет во главе с Хамидом Чижоковым. Просвещение, наука и
литература в Кабарде и Балкарии в конце XIX в. — начале ХХ в. Развитие сети начальных
школ в селах Кабарды и Балкарии. Первые учителя: В. Кудашев, И. Кармов, УвжукоБлаев,
М. Энеев, АхияДжабоев, Т. Шеретлоков и др. Деятельность русскйх учителей Л. М.
Кучмасова, Л. Губернаторова, Л. Н. Воробьевой, М. Варлыгина и др. Реальное училище.
Обучение кабардинцев и балкарцев в вузах России (В. Кудашев, Б. Шаханов, М. Шипшев,
И. Алтадуков, М. Муллаев, И. Абаев и др.). Просветители Кабарды и Балкарии: П.
Тамбиев, Т. Кашежев, М Абаев, Б. Шаханов, ХанифаАбаева. Культурно-просветительные
учреждения. «Общество для распространения образования» среди кабардинцев и
балкарцев. Музейное и библиотечное дело. Создание типографии Исмаилом Урусбиевым.
Любительский театр. Постановки пьесы Шеретлокова. Мусульманские школы. Рост
количества медресе. Открытие в 1913 году в Баксане А. Дымовым и М. Гуговым
духовной семинарии. Создание Дымовым и Цаговым учебных пособий. Деятельность
баксанского мусульманского просветительного центра. Создание в 1917 году братьями
Дымовыми типографии и газеты «Адыгэмакъ» (Адыгский голос). Развитие научно-

просветительской мысли в конце XIX — начале XX века. Исторические труды Э. М.
Кудашева и М. К- Абае-ва. Фольклорные публикации П. Тамбиева, Т. Кашежева и
Урусовых. Литература: Б. Пачев и К. Мечиев, И. Купов, Клишбиев, Т. А. Шеретлоков.
Материальная культура. Поселения. Усадьбы, жилища, башни. Внутреннее убранство.
Одежда. Головные уборы. Пища. Транспорт. Прикладное искусство. Духовная культура.
Фольклор. Песни и танцы. Религия. Общественный быт. Взаимопомощь. Гостеприимство.
Форма бытования некровного родства. Семейный быт. Большая и малая семья. Свадебные
обряды. Воспитание детей. Адыгский этикет. Балкарский адат.
Раздел 6. Кабарда и Балкария в 1917—1941 гг. (8 ч.)Кабарда и Балкария в период
Октябрьской революции 1917 г. Борьба за власть Советов. Обстановка после февральской
буржуазно-демократической революции. Провозглашение в Кабарде и Балкарии
Советской власти. Первые преобразования в социально-экономической и культурной
сфере. Коллективизация сельского хозяйства. Кабардино-Балкарская деревня в конце
20х- начале 30-х годов. Чрезвычайные меры в ходе хлебозаготовки. Трудности
коллективизации. Начало свертывания НЭПа. Протесты против произвола. Баксанское
событие в 1930 году. Репрессивные меры. Нарушение принципа добровольности.
Директивное планирование колхозного производства. Завершение коллективизации.
Извращения в колхозном строительстве. Состояние культуры в 20-е — 30-е годы.

Уровень жизни. Ликвидация безработицы. Образование новых населенных пунктов и
перепланировка старых. Жилищное строительство. Развитие здравоохранения. Оплата
труда колхозников. Города и рабочие поселки. Народное образование. Создание
национальной письменности. Работа по ликвидации неграмотности среди взрослого
населения. Строительство типовых сельских школ. Рост количества школ. Введение
всеобщего обязательного начального (1930—1931 гг.) и с 1936 — семилетнего
образования. Среднее и высшее образование. Подготовка национальных учительских
кадров. Помощь ВУЗов Москвы, Ленинграда, Киева и др., в подготовке кадров. Трудности
в развитии народного образования. Репрессии против передовых учителей. Печать и
радио. Газета «Красная Кабарда», «Карахалк», «Ленинский путь», «Ленин гъуэгу»,
«Ленин джол», «Социалистическая Кабардино-Балкария» (с 1934 г.). Вступление в строй
радиостанцни (1927 г.). Создание Кабардино-Балкарского книжного издательства (1928
г.). Наука и литература. Создание Кабардино-Балкарского научно-исследовательского
института (1926 г.), опытной станции (1927 г.) и Союза писателей (1934 г.). Развитие
литературы. Творчество Б. Пачева, К. Мечиева и А. Шогенцукова, А. Кешокова и К.
Кулиева, К. Отарова и А. Шортанова, Т. Борукаева, Д. Налоева, А. Будаева и др.
Культурно-просветительные учреждения и искусство. Кино. Клубы горянок. Библиотека.
Студия национального искусства (1933 г.). Создание Кабардино-Балкарского
государственного ансамбля песни и танца. Симфонический оркестр. Детские
музыкальные школы. Открытие драматического театра (1937 г.). Репрессии против
работников культуры. Образование Кабардино-Балкарской АССР. Принятие
Конституции 1936 г. и реальность. Преобразование Кабардино-Балкарской области в
Кабардино-Балкарскую Социалистическую Республику. Негативные явления в
общественно -по литической и культурной жизни Кабардино-Балкарии в конце 20—30-х

годов. Отрицательные последствия командно-административной системы для народов.
Негативные явления и деформация общества.
Раздел 7. Кабардино-Балкария в 1941-1990 гг. (16 ч.) Кабардино-Балкария в годы
Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.). Начало войны, причины отступления
Советской Армии. Все для фронта, все для победы! Трудящиеся республики — на защиту
Родины. Формирование национальной 115-й Кабардино Балкарской кавалерийской
дивизии. Ее участие в защите Ростовской области и в Сталинградской битве. Перестройка
народного хозяйства республики на военный лад. Помощь фронту. Помощь раненым
воинам, эвакуированному населению. Забота о семьях фронтовиков. Эвакуация
имущества. Кабардино-Балкария в период оборонительных боев. Нальчикская
оборонительная операция и причины ее неудачи.
Кабардино-Балкария в период
фашистской оккупации. Оккупационный режим. Ликвидация колхозов и совхозов.
Расправа с активистами. Борьба трудящихся в тылу врага. Партизанское движение
(командир отряда Г. М, Царяпин, комиссар Ч. К. Кудаев). Отважные разведчики М.
Куликова, М. Васильева, Шаваев, X. Алтудов, Ш. Козуб и др. Сыны КабардиноБалкарии в боях за Родину. Участие воинов из Кабарды и Балкарии в оборонительных
боях.

Защитники Бреста, Украинских городов, Сталинграда, Москвы, Ленинграда. Крупный
флотоводец А. Головко. Сыны Кабардино-Балкарии в наступательных боях. Участие
воинов из Кабар-дино-Балкарии в действиях партизанских отрядов.Насильственное
выселение балкарцев.Нарушениезаконности.Уничтожение
войсками НКВД
балкарских сел Сауту и Глашево.Восстаносление автономии
балкарского народа.
Освобождение Кабардино-Балкарии и начало восстановления народного хозяйства.
Освобождение республики от немцев в январе 1943 года. Начало восстановления
промышленных предприятий (Тырныаузский комбинат, гидротурбинный завод,
Баксанская ГЭС и др.). Восстановление культурных учреждений. Восстановление
колхозов н совхозов. Помощь Советского правительства в восстановлении народного
хозяйства республики. Успехи и трудности социально-экономического развития
республики в середине 60-х — середине 80-х годов. Развитие отраслей промышленности.
Восьмая пятилетка (1966— 1970 гг.), Научно-технический прогресс в промышленности.
Рост численности рабочих. Научно-технические кадры. Пополнение рабочего класса из
представителей коренных национальностей.
Сельское хозяйство. Развитие
сельскохозяйственного производства, Передовые
колхозы — «Красная Нива»,
«Красный Кавказ», им. Шогенцукова, «Чегем»,
«Аргудан». Герои труда К. Тарчоков,
X. Хажметов, Ш. Муллаев, X. Бгажноков,
С. Аттоев, А. Кудряшова и др. Нарастание
негативных явлений и свертывание демократических процессов. Развитие
здравоохранения, туризма, спорта и культуры. Народное образование. Реформа системы
школьного образования. Состояние среднего специального и высшего образования.
Развитие науки. Достижения в развитии исторической науки. Кабардино-Балкарский
госуниверситет. Агромелиоративный, научно-исследовательский и Высокогорный
институты, Институты кукурузы, искусства, горного и предгорного садоводства,
повышения квалификации, прикладной математики и информатики. Литература и
искусство.Писатели и поэты А. Кешоков — Герой Социалистического труда, К. Кулиев —

лауреат Ленинской премии, народный артист СССР и России — Ю. Темирканов. .
Музыкальный и драматический театр.Ансамбли песни и танца. Развитие
интернациональных связей. Периодическая печать. Книжно-издательская деятельность.
Газеты и журналы. Возникновение независимых изданий. Раздел 8. КабардиноБалкарская республика на современном этапе. (4ч.) Апрельский пленум ЦК КПСС
1985 г. Меры по оздоровлению социально-экономической ситуации в стране и
республике. Проблемы экологии и сохранения рекреационных ресурсов республики.
Трудности развития экономики. Общественно-политическая жизнь. Появление
неформальных и общественно-политических организаций. Выборы народных депутатов
и сессии Верховных Советов. Декларация о государственном суверенитете КБР.
Становление парламентаризма в КБР. Первый президент КБР – В.М. Коков. КабардиноБалкария в конце XX-начале XXI века.
Коренные изменения в экономике. Развитие
рыночных механизмов хозяйствования.
Избрание в 2005 году президентом КБР А.Б.
Канокова. Обострение этнонациональных
проблем. События 13октября в г.Нальчике.
Борьба с терроризмом.

3.Тематическое планирование
8 класс

Наименование раздела
№
раздела
и тем

Количество

Количество

часов

контрольных
работ

1.

Введение. История
Кабардино – Балкарии в
школе.

1

1

2.

Глава 1. Наш край в
древности

6

0

3.

Глава 2. Наш край в XIIIXV века

4

0

4.

Глава 3. Кабарда и
Балкария в XVI-XVIII
века

3

1

5.

Глава 4. Политическое
положение Кабарды и
Балкарии в XVI- XVIII
века

7

1

6.

Глава 5. Кабарда и
Балкария
в
первой
половине XIX века

6

0

7.

Глава 6. Кабарда и
Балкария в
пореформенный период

6

0

8.

Итоговый урок

35

3

3.Тематическое планирование
9 класс
№
раздела
и тем

Тема

Количество

Количество

часов

контрольных
работ

1.

Глава 7. Кабарда и
Балкария в началехх вв.

3

1

2.

Глава 8. Материальная
культура и быт кабардинцев
и балкарцев.

3

0

3.

Глава 9. Кабарда и
Балкария в 1917-1927 гг.

3

0

4.

Глава 10. Материальное
благосостояние и
культурный уровень
населения.Политические
преобразования.(1920-1941
гг).

5

0

5.

Глава 11.Кабардино
Балкария в годы ВОВ.

3

1

6.

Глава 12. Насильственное
выселение балкарцев.
Восстановление
автономии балкарского
народа.

2

0

и

1.

Глава 13. Кабардино –
Балкария в 40-60 –х гг.

2

0

2.

Глава 14. Развитие
народного хозяйства в 6080-х гг.

2

0

3.

Глава 15. Развитие
здравоохранения, туризма,
спорта и культуры.

8

1

4.

Итоговое повторение

1

0

4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС
№
п/п

Дата
Наименование раздела и темы

Кол-во

по

часов

плану

1

История Кабардино-Балкарии в школе

1

2

Первобытно-общинный строй на территории
Северного Кавказа и Кабардино-Балкари

1

3

Разложение первобытнообщинного строя и
возникновение эпохи военной демократии

1

4

Адыги в древности

1

5

Адыги в средневековье. Формирование адыгской
народности

1

6

Племена Центрального Кавказа в IV-XII вв.

1

7

Происхождение и ранняя этническая история
балкарцев

1

8

КПР «Наш край в древности»

1

9

Походы монголо-татар на С. Кавказ. Династия
Мамлюков

1

по
факту

10

Нашествие Тимура

1

11

Хозяйство местных жителей

1

12

Социальная структура и политическое устройство
Кабарды и Балкарии
Экономическое развитие

1

14

Общественно-политический строй кабардинцев и
балкарцев. Выступление крестьян.

1

15

Социальный строй и общественный быт балкарцев в
XVI-XVIII вв.

1

16

КПР «Кабарда и Балкария в XIII- XV вв.»

1

17

Русско-кабардинские отношения в XVI в. Темрюк
Идаров.

1

18

Русско-кабардинские отношения в XVII в.

1

19

Кабарда в системе международных отношений в
XVIII в.

1

20

Кабарда и русско-турецкие войны

1

21

Начало колониальной политики царизма во вт. полов.
XVIII в
Русско-балкарские отношения

1

23

Взаимоотношения кабардинцев и балкарцев с
соседними народами

1

24

Экономика в перв. полов. XIX века

1

25

Социальная структура и политическое устройство в
перв. полов. XIX века

1

26

Создание системы административно-колониального
управления. Борьба против колониального гнета.

1

27

Усиление национально-освободительной борьбы
горцев Северного Кавказа

1

28

Деятели русской культуры о нашем крае.
Историческая наука, литература. Зачатки школьного
образования

1

13

22

1

1

29

Земельная и судебно-административная реформы 6070-х гг. XIX века

1

Развитие хозяйства Кабарды и Балкарии в
пореформенный период.

1

Расслоение деревни. Русско-турецкая война 18771878 гг.

1

32

Русское население.

1

33

КПР «Кабарда и Балкария в XVI- XIX вв.»

1

34

Развитие культуры Кабарды и Балкарии в
пореформенный период. Проникновение в хозяйство
капиталистических отношений.

1

35

Повторно-обобщающий урок «Кабарда и Балкария в
XIX в.»

1

30

31

4. Календарно – тематическое планирование
9 класс

№
п/п

Дата
Наименование раздела и темы
Кол-во
часов

по
плану

по
факту

1

Русско-японская война. Кабарда и Балкария в период
между двумя буржуазно-демократическими
революциями (1907-1917). Первая мировая война.

1

2

Кабарда и Балкария в период Февральской
революции

1

3

Просвещение, наука и литература

1

4

Материальная культура

1

5

Духовная культура. Общественный быт.

1

6

Духовная культура. Семейный быт.

1

7

Кабарда и Балкария в период Октябрьской
революции 1917 г.

1

8

Кабарда и Балкария в годы Гражданской войны.

1

9

Кабарда и Балкария в годы НЭПа

1

10

Промышленное строительство

1

11

Коллективизация сельского хозяйства.

1

12

Уровень жизни. Развитие народного образования.

1

13

Наука, литература, искусство, печать и радио

1

14

Образование Кабардино-Балкарской АССР

1

15

КПР «Кабарда и Балкария в начале XIX века»

1

16

Начало войны. Все для фронта, все для победы

1

17

Кабардино-Балкария в годы фашистской оккупации

1

18

Сыны Кабардино-Балкарии в боях за Родину

1

19

Нарушение законности. Выселение балкарцев.

1

20

Жизнь и труд балкарцев в местах спецпоселения.
Восстановление автономии балкарского народа.

1

21

КПР «Кабардино-Балкария в годы Великой
Отечественной войны».

1

22

Восстановление народного хозяйства республики.

1

23

Развитие народного хозяйства. Улучшение
благосостояния народа в сер. 50-60-х гг

1

24

Социально-экономическое развитие с сер. 60-х до
начала 80-х гг. Промышленность

1

25

Сельское хозяйство.

1

26

Здравоохранение.

1

27

Туризм и альпинизм. Физкультура и спорт.

1

28

Народное образование. Развитие науки.

1

29

Литература и искусство.

1

30

Музыкальное искусство

1

Танцевальное искусство: Кабардино-Балкарский
ансамбль песни и пляски.

1

32

КБР на современном этапе.

1

33

КПР «Кабардино-Балкария во вт. пол. XX века»

1

34

Итоговый урок по курсу.

1

31

Лист корректировки рабочей программы

Тема
Дата по факту

Корректирующе
е мероприятие

Причина
корректировки

Дата по плану

по истории КБР
«___» класса


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».