11 кл культура кбр

«Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им. В.Х. Кагазежева
с.п.Псынабо»

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Руководитель МО

Заместитель директора

классных руководителей

по УВР

Директор МКОУ СОШ
с.п.Псынабо

______/ А.М.Шомахова/

_______/Р.Б.Шугушхова /

_________/И.Х.Теувова/

Приказ №111

Протокол № 1
от 27.08.2021г.

от 28.08.2021г.

от 27.08.2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет

Культура КБР

Класс

11

Учебный год

2021-2022

Учитель (ФИО)

Созаева Л.А.

2021г.
2

1.Планируемые результаты изучения учебного предмета «Культура
КБР»
В результате изучения культуры народов КБР ученик научится:
-особенности возникновения
национальной культуры;

и

основные

черты

традиционной

и

современной

-шедевры национальной культуры;
-основные выразительные средства разных видов культуры;
Учащиеся научатся:
-сравнивать явления национальных культур и соотносить их с определенной исторической
эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;
-понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;
-осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области культуры народов КБР;
- аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам национальной
культуры;
- выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения,
рецензии);
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для: определения путей своего культурного развития;
профессионального самоопределения; ориентации в традиционном наследии и
современном культурном процессе; организации личного и коллективного досуга;
самостоятельного художественного творчества.
Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование
следующих умений:
 формирование межпредметных понятий, таких как факт, система, закономерность,
анализ;
 владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и
обобщать факты, составлять простой и развёрнутый планы, тезисы, конспект,
формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использование современных
источников информации, в т. ч. материалов на электронных носителях, осуществление
расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
 целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи
в познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, планирование
путей достижения цели;
 организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками,
определение целей и функций участников, способов взаимодействия;
 работа в группе, предполагающая установление эффективного сотрудничества и
продуктивной кооперации; интеграция в группу сверстников и построение
продуктивного взаимодействия как с ровесниками, так и со старшими по возрасту;
Общеучебные навыки и способы деятельности

3

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В
этом направлении приоритетами для учебного предмета “культура народов КБР” на этапе
среднего (полного) общего образования являются: умение учащихся мотивированно
организовывать познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки
результата) и самостоятельно выбирать критерии для сравнительного анализа,
сопоставления и оценки культурных явлений различных народов, населяющих
Кабардино- Балкарию; приобщение к творческой, учебно-исследовательской,
информационно-коммуникативной деятельности, в русле которых формируются навыки
выдвигать гипотезы и овладевать элементарными приемами исследования, получать
нужную информацию по различным источникам (текст, таблица, аудиовизуальный ряд),
использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для систематизации
информации и создания базы данных; участие в публичных выступлениях,
аргументированно обосновывая доказательства (в том числе от противного) и соблюдая
этику поведения в диспуте; понимание ценности образования для развития личностной
культуры, критической самооценки, готовности учитывать интересы и мнения других
людей; умение давать личностную оценку явлениям современной жизни, четко определяя
свою гражданскую позицию.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ТЕМ
Раздел 1. Культура и цивилизация.
Введение. Цели и задачи курса. Место курса в историко- обществоведческом
образовании учащихся. Что такое культура? Типология культур. Законы и способы
развития культуры. Принципы изучения культуры. Функции культуры. Взаимосвязь
культуры и цивилизации. Географическая среда. Центр Кавказа и влияние природных
условий на культуру и хозяйственную деятельность народов КБР. Местоположение.
Рельеф. Климат. Полезные ископаемые. Растительный и животный мир. Зависимость
психологической характеристики человека от географических условий. Население. Виды
хозяйственной деятельности. Исторические корни национальных языков кабардинцев,
балкарцев, казаков и горных евреев. Кабардинский язык. Грамматика. Диалекты.
Балкарский язык. Диалекты. Современное состояние национальных языков.
Раздел 2. Материальная культура.
Земледельческая культура и некоторые обряды, связанные с земледелием. Скотоводство.
Традиции и обычаи скотоводческого быта. Отражение его в фольклоре. Охота,
пчеловодство и крестьянские промыслы, ремесла. Дороги, горные тропы и средства
передвижения. Поселения и жилища кабардинцев, балкарцев и казаков. Обычаи,
связанные со строительством жилищных и хозяйственных построек. Усадьба и жилище
кабардинцев и балкарцев. Внутреннее убранство жилищ. Хозяйственные постройки.
Одежда и пища кабардинцев и балкарцев. Домашняя утварь. Торговля и обмен в системе
жизнеобеспечения кабардинцев и балкарцев.
Раздел 3. Политическая культура.
Народные собрания (хасы, тёре) и сельские сходы как традиционные органы
самоуправления кабардинцев и балкарцев. Княжеские съезды- советы. Съезды
доверенных КЕабарды и Горских обществ. Сельские сходы. «Адыгее хабзе» и «Тау адет» 4

кодексы устных законов, регулирующие нормы личностно- семейных и общественных
(внутренних и внешних) отношений в Кабарде и Балкарии. Судебные органы и родовые
суды. Проблемы государственности в истории развития Кабарды и Балкарии в 16-19
веках. Положительные и отрицательные аспекты отношений с Россией для судеб
кабардинского и балкарского народов. Кавказская война и её политические последствия.
Репрессия балкарского народа в 1944 г. Восстановление политической справедливости и
национальной государственности в 1957 г. Становление и развитие государственности
народов КБР в 20 веке. Государственный флаг, герб, гимн КБР. Конституция КБР 1997 г.
Раздел 4. Культура семейно- брачных отношений.
Большая и малая семья. Брачные запреты. Сватание, калым, свадьба. Обычаи избегания.
Развод. Первое возвращение невесты домой. Ребёнок и его имя. Обрядовые игры и
обычаи, связанные с рождением и воспитанием детей. Этика и этикет в культуре
семейных отношений. Гостеприимство, куначество и формы искусственного родства.
Умственное, трудовое, физическое, нравственное и эстетическое воспитание. Военнопатриотическое воспитание на боевых традициях народов КБР. Общественная
взаимопомощь. Адыгский этикет. Этикет балкарцев. Национальный менталитет
кабардинцев и балкарцев.
Раздел 5. Духовная культура.
Устное народное творчество. Народные певцы. Значение нартского эпоса в развитии
культуры кабардинцев и балкарцев. Песни, музыка, танцы народов КБР.Танцы и
танцевальный этикет. Театральное искусство. Народное искусство. Религия как элемент
культуры. Похоронные обряды. Народная медицина. Взаимовлияние национальных
культур народов КБР.
Раздел 6. Просвещение. Образование. Наука.
Проблема письменности кабардинцев и балкарцев (Ш. Ногмов, Н.Шеретлук, У. Берсей и
др.). Просветительская литературная деятельность первых ученых и писателей Кабарды и
Балкарии. Появление светских школ в 19 веке и роль общения с казачеством и русским
народом в распространении образования. Этапы развития общеобразовательной школы в
Кабардино-Балкарии. Современное состояние общеобразовательной школы. Первые
средние и высшие учебные заведения КБР. Подготовка национальных кадров. Первые
научные учреждения и развитие науки в Кабардино- Балкарии. Наука на современном
этапе. Ученые и специалисты, внесшие наибольший вклад в развитие науки и образования
в КБР.

Раздел 7. Художественная культура.
Понятие « художественная культура». Народное прикладное искусство кабардинцев и
балкарцев.
Истоки театрального искусства и его современное состояние. Институт «ажигафа».
Особенности национального театра. Театр в КБР на современном этапе. Музыкальное
искусство. Народные певцы. Союз композиторов КБР. Государственная филармония КБР.
Художественная литература. Союз писателей КБР. Изобразительное искусство.
Живопись. Графика. Скульптура. Народное искусство и профессиональные художники.
Союз художников КБР. Роль музеев в культурно- просветительной работе. Организация
5

музейного дела в КБР. Роль музеев в культурноГосударственные, народные и школьные музеи КБР.

просветительной

работе.

Современное состояние музейного дела. Библиотеки. Состояние и развитие
библиотечного дела в КБР. Средства массовой информации и их роль в национальной
культуре и возрождении народов КБР. История развития СМИ в КБР. Печать. Радио.
Телевидение. Роль кино, видео и других зрелищ в современной культуре. Театры и
кинотеатры Нальчика. Приэльбрусье- национальный парк КБР. Эльбрус- памятник
истории и культуры всемирного значения. Нальчикский парк культуры и отдыхакрупнейший культурный очаг республики. История парка. Современное состояние парка.
Раздел 8. Здоровье в культуре народов КБР.
Физическая культура в укладе жизни кабардинцев и балкарцев. Задачи физического
воспитания детей. Средства физического воспитания. Народные игры. Этапы развития
физической культуры и спорта в КБР. Курорт Нальчик - всероссийская здравница.
Характеристика курорта. История курорта. Современное состояние курорта. КабардиноБалкария – родина отечественного альпинизма и горного туризма. История развития и
современное состояние. Общественные институты культуры. Фонд культуры КБР.
Раздел 9. Культура других народов, населяющих Кабардино- Балкарию.
Культура казачества. История возникновения казачества в России, на Кавказе и на Тереке.
Военно- демократические традиции казачества и формы самоуправления. Формы
землевладения и землепользования. Хозяйственно- экономическая деятельность. Ремёсла.
Формы коллективного труда и взаимопомощи. Устройство жилища, убранство дома,
одежда терских казаков. Семейные традиции и обряды. Фольклор терских казаков.
Школьное образование. Религия.
Культура горских евреев. Горские евреи- взгляд в глубину веков. История расселения
горских евреев на Северном Кавказе. Материальная и духовная культура горских евреев.
еврейский центр «Товуши». История расселения немцев на Северном Кавказе. Немецкие
поселения в Кабардино- Балкарии. Трудовые традиции, особенности духовной культуры и
быта. Репрессии против немцев. Культурный центр «Видергебурд».
История поселения корейцев в Кабардино- Балкарии. Поселения корейцев в КБР.
Особенности духовной культуры и быта корейцев. Месхетинские турки – общие
сведения. Проблемы, стоящие перед месхетинцами в последнее время. Особенности
духовой культуры и быта.
Взаимодействие национальных культур- путь к естественному развитию, сближению и
содружеству наций. Источники национальных различий культур; роль культурных
различий в историческом процессе. Интернационализация культуры: основные факторы и
проблемы. Межкультурный диалог, его роль в сохранении национальных культур и
формирования общечеловеческих культурных ценно

3.Тематическое планировани
№
темы

Название темы

Количест
во

Контрольные
работы, зачёты

часов
6

6

Просвещение, образование, наука.

5

-

7

Художественная культура.

11

1

8

Здоровье в культуре народов КБР.

3

-

9

Культура других народов, населяющих
Кабардино- Балкарию.

12

2

Повторение

3

4.Календарно – тематический план
№

Тема урока

Кол.

п.п.

часов

Дата
По
плану

Факт

1 полугодие
5

Просвещение, образование, наука.
1.

Проблема
письменности
кабардинцев
и 1
балкарцев (Ш. Ногмов, Н.Шеретлук, У. Берсей и
др.).

2.

Просветительская литературная деятельность 1
первых ученых и писателей Кабарды и Балкарии.

3.

Появление светских школ в 19 веке и роль 1
общения с казачеством и русским народом в
распространении образования.

4.

Этапы развития общеобразовательной школы в 1
Кабардино-Балкарии. Первые средние и высшие
учебные заведения КБР.

5.

Первые научные учреждения и развитие науки в 1
Кабардино- Балкарии. Ученые и специалисты,
внесшие наибольший вклад в развитие науки и
образования в КБР.
5

Художественная культура.
6.

Понятие « художественная культура». Народное 1
прикладное искусство кабардинцев и балкарцев.

7.

Истоки
театрального
современное состояние.

искусства

и

его 1

7

8.

Музыкальное искусство. Народные певцы. Союз 1
композиторов и госфилармония КБР.

9.

Художественная литература. Союз писателей 1
КБР.

10.

Изобразительное искусство. Союз художников.

1

Музеи. Библиотеки.

2

11.

Роль музеев в культурно- просветительной 1
работе. Государственные, народные и школьные
музеи КБР.

12.

Состояние и развитие библиотечного дела в КБР.

1

Печать. Радио. Телевидение.

1

13.

Средства массовой информации и их роль в 1
национальной культуре и возрождении народов
КБР.

14.

Контрольно- проверочная работа № 1.

1

Кино. Другие зрелища, Парки.

3

15.

Роль кино, видео и других зрелищ в современной 1
культуре. Театры и кинотеатры Нальчика.

16.

Приэльбрусьенациональный
Эльбрус- памятник истории
всемирного значения.

парк
КБР. 1
и культуры

2 полугодие
17.

Нальчикский парк культуры
крупнейший культурный очаг
История парка.

и отдыха- 1
республики.

Здоровье в культуре народов КБР.

3

18.

Физическая
культура
в
укладе
жизни 1
кабардинцев и балкарцев. Народные игры. Этапы
развития физической культуры и спорта в КБР.

19.

Курорт Нальчик - всероссийская здравница.

20.

Кабардино- Балкария – родина отечественного 1
альпинизма и горного туризма. История развития
и современное состояние.

1

8

8

Культура казачества.
21.

История возникновения казачества в России, на 1
Кавказе и на Тереке.

22.

Военно- демократические традиции казачества и 1
формы самоуправления.

23.

Формы землевладения и землепользования.

24.

Хозяйственно- экономическая деятельность. 1
Ремёсла. Формы коллективного труда и
взаимопомощи.

25.

Устройство жилища, убранство дома, одежда 1
терских казаков.

26.

Семейные традиции и обряды.

1

27.

Фольклор терских казаков.

1

28.

Школьное образование. Религия.

1

29.

Зачёт № 1 «Культура казачества».

1

Культура
других
народов,
Кабардино-Балкарию.

1

населяющих 5

30.

Из истории и культуры горских евреев.

1

31.

История расселения немцев на Северном 1
Кавказе. Немецкие поселения в КабардиноБалкарии. Трудовые традиции, особенности
духовной культуры и быта.

32.

История
поселения
корейцев
и
турок- 1
месхетинцев
в
КабардиноБалкарии.
Особенности духовой культуры и быта.

33.

Зачёт № 2(итоговый).

34.

Взаимодействие национальных культур- путь к 1
естественному
развитию,
сближению
и
содружеству наций.

1

9

Тема
Дата по факту

Корректирующе
е мероприятие

Причина
корректировки

Дата по плану

Лист корректировки рабочей программы
«___» класса

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».