«Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа им. В.Х. Кагазежева с.п.Псынабо» «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель МО Заместитель директора классных руководителей по УВР Директор МКОУ СОШ с.п.Псынабо ______/ А.М.Шомахова/ _______/Р.Б.Шугушхова / _________/И.Х.Теувова/ Приказ №111 Протокол № 1 от 27.08.2021г. от 28.08.2021г. от 27.08.2021г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет Культура КБР Класс 11 Учебный год 2021-2022 Учитель (ФИО) Созаева Л.А. 2021г. 2 1.Планируемые результаты изучения учебного предмета «Культура КБР» В результате изучения культуры народов КБР ученик научится: -особенности возникновения национальной культуры; и основные черты традиционной и современной -шедевры национальной культуры; -основные выразительные средства разных видов культуры; Учащиеся научатся: -сравнивать явления национальных культур и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей; -понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими; -осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области культуры народов КБР; - аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам национальной культуры; - выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии); -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения путей своего культурного развития; профессионального самоопределения; ориентации в традиционном наследии и современном культурном процессе; организации личного и коллективного досуга; самостоятельного художественного творчества. Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений: формирование межпредметных понятий, таких как факт, система, закономерность, анализ; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый планы, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использование современных источников информации, в т. ч. материалов на электронных носителях, осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, планирование путей достижения цели; организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, определение целей и функций участников, способов взаимодействия; работа в группе, предполагающая установление эффективного сотрудничества и продуктивной кооперации; интеграция в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия как с ровесниками, так и со старшими по возрасту; Общеучебные навыки и способы деятельности 3 Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета “культура народов КБР” на этапе среднего (полного) общего образования являются: умение учащихся мотивированно организовывать познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) и самостоятельно выбирать критерии для сравнительного анализа, сопоставления и оценки культурных явлений различных народов, населяющих Кабардино- Балкарию; приобщение к творческой, учебно-исследовательской, информационно-коммуникативной деятельности, в русле которых формируются навыки выдвигать гипотезы и овладевать элементарными приемами исследования, получать нужную информацию по различным источникам (текст, таблица, аудиовизуальный ряд), использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для систематизации информации и создания базы данных; участие в публичных выступлениях, аргументированно обосновывая доказательства (в том числе от противного) и соблюдая этику поведения в диспуте; понимание ценности образования для развития личностной культуры, критической самооценки, готовности учитывать интересы и мнения других людей; умение давать личностную оценку явлениям современной жизни, четко определяя свою гражданскую позицию. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ТЕМ Раздел 1. Культура и цивилизация. Введение. Цели и задачи курса. Место курса в историко- обществоведческом образовании учащихся. Что такое культура? Типология культур. Законы и способы развития культуры. Принципы изучения культуры. Функции культуры. Взаимосвязь культуры и цивилизации. Географическая среда. Центр Кавказа и влияние природных условий на культуру и хозяйственную деятельность народов КБР. Местоположение. Рельеф. Климат. Полезные ископаемые. Растительный и животный мир. Зависимость психологической характеристики человека от географических условий. Население. Виды хозяйственной деятельности. Исторические корни национальных языков кабардинцев, балкарцев, казаков и горных евреев. Кабардинский язык. Грамматика. Диалекты. Балкарский язык. Диалекты. Современное состояние национальных языков. Раздел 2. Материальная культура. Земледельческая культура и некоторые обряды, связанные с земледелием. Скотоводство. Традиции и обычаи скотоводческого быта. Отражение его в фольклоре. Охота, пчеловодство и крестьянские промыслы, ремесла. Дороги, горные тропы и средства передвижения. Поселения и жилища кабардинцев, балкарцев и казаков. Обычаи, связанные со строительством жилищных и хозяйственных построек. Усадьба и жилище кабардинцев и балкарцев. Внутреннее убранство жилищ. Хозяйственные постройки. Одежда и пища кабардинцев и балкарцев. Домашняя утварь. Торговля и обмен в системе жизнеобеспечения кабардинцев и балкарцев. Раздел 3. Политическая культура. Народные собрания (хасы, тёре) и сельские сходы как традиционные органы самоуправления кабардинцев и балкарцев. Княжеские съезды- советы. Съезды доверенных КЕабарды и Горских обществ. Сельские сходы. «Адыгее хабзе» и «Тау адет» 4 кодексы устных законов, регулирующие нормы личностно- семейных и общественных (внутренних и внешних) отношений в Кабарде и Балкарии. Судебные органы и родовые суды. Проблемы государственности в истории развития Кабарды и Балкарии в 16-19 веках. Положительные и отрицательные аспекты отношений с Россией для судеб кабардинского и балкарского народов. Кавказская война и её политические последствия. Репрессия балкарского народа в 1944 г. Восстановление политической справедливости и национальной государственности в 1957 г. Становление и развитие государственности народов КБР в 20 веке. Государственный флаг, герб, гимн КБР. Конституция КБР 1997 г. Раздел 4. Культура семейно- брачных отношений. Большая и малая семья. Брачные запреты. Сватание, калым, свадьба. Обычаи избегания. Развод. Первое возвращение невесты домой. Ребёнок и его имя. Обрядовые игры и обычаи, связанные с рождением и воспитанием детей. Этика и этикет в культуре семейных отношений. Гостеприимство, куначество и формы искусственного родства. Умственное, трудовое, физическое, нравственное и эстетическое воспитание. Военнопатриотическое воспитание на боевых традициях народов КБР. Общественная взаимопомощь. Адыгский этикет. Этикет балкарцев. Национальный менталитет кабардинцев и балкарцев. Раздел 5. Духовная культура. Устное народное творчество. Народные певцы. Значение нартского эпоса в развитии культуры кабардинцев и балкарцев. Песни, музыка, танцы народов КБР.Танцы и танцевальный этикет. Театральное искусство. Народное искусство. Религия как элемент культуры. Похоронные обряды. Народная медицина. Взаимовлияние национальных культур народов КБР. Раздел 6. Просвещение. Образование. Наука. Проблема письменности кабардинцев и балкарцев (Ш. Ногмов, Н.Шеретлук, У. Берсей и др.). Просветительская литературная деятельность первых ученых и писателей Кабарды и Балкарии. Появление светских школ в 19 веке и роль общения с казачеством и русским народом в распространении образования. Этапы развития общеобразовательной школы в Кабардино-Балкарии. Современное состояние общеобразовательной школы. Первые средние и высшие учебные заведения КБР. Подготовка национальных кадров. Первые научные учреждения и развитие науки в Кабардино- Балкарии. Наука на современном этапе. Ученые и специалисты, внесшие наибольший вклад в развитие науки и образования в КБР. Раздел 7. Художественная культура. Понятие « художественная культура». Народное прикладное искусство кабардинцев и балкарцев. Истоки театрального искусства и его современное состояние. Институт «ажигафа». Особенности национального театра. Театр в КБР на современном этапе. Музыкальное искусство. Народные певцы. Союз композиторов КБР. Государственная филармония КБР. Художественная литература. Союз писателей КБР. Изобразительное искусство. Живопись. Графика. Скульптура. Народное искусство и профессиональные художники. Союз художников КБР. Роль музеев в культурно- просветительной работе. Организация 5 музейного дела в КБР. Роль музеев в культурноГосударственные, народные и школьные музеи КБР. просветительной работе. Современное состояние музейного дела. Библиотеки. Состояние и развитие библиотечного дела в КБР. Средства массовой информации и их роль в национальной культуре и возрождении народов КБР. История развития СМИ в КБР. Печать. Радио. Телевидение. Роль кино, видео и других зрелищ в современной культуре. Театры и кинотеатры Нальчика. Приэльбрусье- национальный парк КБР. Эльбрус- памятник истории и культуры всемирного значения. Нальчикский парк культуры и отдыхакрупнейший культурный очаг республики. История парка. Современное состояние парка. Раздел 8. Здоровье в культуре народов КБР. Физическая культура в укладе жизни кабардинцев и балкарцев. Задачи физического воспитания детей. Средства физического воспитания. Народные игры. Этапы развития физической культуры и спорта в КБР. Курорт Нальчик - всероссийская здравница. Характеристика курорта. История курорта. Современное состояние курорта. КабардиноБалкария – родина отечественного альпинизма и горного туризма. История развития и современное состояние. Общественные институты культуры. Фонд культуры КБР. Раздел 9. Культура других народов, населяющих Кабардино- Балкарию. Культура казачества. История возникновения казачества в России, на Кавказе и на Тереке. Военно- демократические традиции казачества и формы самоуправления. Формы землевладения и землепользования. Хозяйственно- экономическая деятельность. Ремёсла. Формы коллективного труда и взаимопомощи. Устройство жилища, убранство дома, одежда терских казаков. Семейные традиции и обряды. Фольклор терских казаков. Школьное образование. Религия. Культура горских евреев. Горские евреи- взгляд в глубину веков. История расселения горских евреев на Северном Кавказе. Материальная и духовная культура горских евреев. еврейский центр «Товуши». История расселения немцев на Северном Кавказе. Немецкие поселения в Кабардино- Балкарии. Трудовые традиции, особенности духовной культуры и быта. Репрессии против немцев. Культурный центр «Видергебурд». История поселения корейцев в Кабардино- Балкарии. Поселения корейцев в КБР. Особенности духовной культуры и быта корейцев. Месхетинские турки – общие сведения. Проблемы, стоящие перед месхетинцами в последнее время. Особенности духовой культуры и быта. Взаимодействие национальных культур- путь к естественному развитию, сближению и содружеству наций. Источники национальных различий культур; роль культурных различий в историческом процессе. Интернационализация культуры: основные факторы и проблемы. Межкультурный диалог, его роль в сохранении национальных культур и формирования общечеловеческих культурных ценно 3.Тематическое планировани № темы Название темы Количест во Контрольные работы, зачёты часов 6 6 Просвещение, образование, наука. 5 - 7 Художественная культура. 11 1 8 Здоровье в культуре народов КБР. 3 - 9 Культура других народов, населяющих Кабардино- Балкарию. 12 2 Повторение 3 4.Календарно – тематический план № Тема урока Кол. п.п. часов Дата По плану Факт 1 полугодие 5 Просвещение, образование, наука. 1. Проблема письменности кабардинцев и 1 балкарцев (Ш. Ногмов, Н.Шеретлук, У. Берсей и др.). 2. Просветительская литературная деятельность 1 первых ученых и писателей Кабарды и Балкарии. 3. Появление светских школ в 19 веке и роль 1 общения с казачеством и русским народом в распространении образования. 4. Этапы развития общеобразовательной школы в 1 Кабардино-Балкарии. Первые средние и высшие учебные заведения КБР. 5. Первые научные учреждения и развитие науки в 1 Кабардино- Балкарии. Ученые и специалисты, внесшие наибольший вклад в развитие науки и образования в КБР. 5 Художественная культура. 6. Понятие « художественная культура». Народное 1 прикладное искусство кабардинцев и балкарцев. 7. Истоки театрального современное состояние. искусства и его 1 7 8. Музыкальное искусство. Народные певцы. Союз 1 композиторов и госфилармония КБР. 9. Художественная литература. Союз писателей 1 КБР. 10. Изобразительное искусство. Союз художников. 1 Музеи. Библиотеки. 2 11. Роль музеев в культурно- просветительной 1 работе. Государственные, народные и школьные музеи КБР. 12. Состояние и развитие библиотечного дела в КБР. 1 Печать. Радио. Телевидение. 1 13. Средства массовой информации и их роль в 1 национальной культуре и возрождении народов КБР. 14. Контрольно- проверочная работа № 1. 1 Кино. Другие зрелища, Парки. 3 15. Роль кино, видео и других зрелищ в современной 1 культуре. Театры и кинотеатры Нальчика. 16. Приэльбрусьенациональный Эльбрус- памятник истории всемирного значения. парк КБР. 1 и культуры 2 полугодие 17. Нальчикский парк культуры крупнейший культурный очаг История парка. и отдыха- 1 республики. Здоровье в культуре народов КБР. 3 18. Физическая культура в укладе жизни 1 кабардинцев и балкарцев. Народные игры. Этапы развития физической культуры и спорта в КБР. 19. Курорт Нальчик - всероссийская здравница. 20. Кабардино- Балкария – родина отечественного 1 альпинизма и горного туризма. История развития и современное состояние. 1 8 8 Культура казачества. 21. История возникновения казачества в России, на 1 Кавказе и на Тереке. 22. Военно- демократические традиции казачества и 1 формы самоуправления. 23. Формы землевладения и землепользования. 24. Хозяйственно- экономическая деятельность. 1 Ремёсла. Формы коллективного труда и взаимопомощи. 25. Устройство жилища, убранство дома, одежда 1 терских казаков. 26. Семейные традиции и обряды. 1 27. Фольклор терских казаков. 1 28. Школьное образование. Религия. 1 29. Зачёт № 1 «Культура казачества». 1 Культура других народов, Кабардино-Балкарию. 1 населяющих 5 30. Из истории и культуры горских евреев. 1 31. История расселения немцев на Северном 1 Кавказе. Немецкие поселения в КабардиноБалкарии. Трудовые традиции, особенности духовной культуры и быта. 32. История поселения корейцев и турок- 1 месхетинцев в КабардиноБалкарии. Особенности духовой культуры и быта. 33. Зачёт № 2(итоговый). 34. Взаимодействие национальных культур- путь к 1 естественному развитию, сближению и содружеству наций. 1 9 Тема Дата по факту Корректирующе е мероприятие Причина корректировки Дата по плану Лист корректировки рабочей программы «___» класса 10 11