«Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа им. В.Х. Кагазежева с.п.Псынабо» «Рассмотрено» Руководитель МО классных руководителей ______/ А.М.Шомахова/ Протокол № 1 от 27.08.2021г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______/Р.Б.Шугушхова / «Утверждаю» Директор МКОУ СОШ с.п.Псынабо _________/И.Х.Теувова/ от 27.08.2021г. Приказ №111 от 28.08.2021г. Рабочая программа Предмет Класс Всеобщая история История России 5-9 Учебный год 2021-2022 Учитель (ФИО) Созаева Л.А. 2021г. 1.Планируемые результаты изучения учебного предмета «История» Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы: • целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории; • базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней; • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; • способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности; • умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней; • умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию; • уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. • определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры); • использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий; • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира; • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории; • раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности; • объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства; • давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории. Выпускник получит возможность научиться: • давать характеристику общественного строя древних государств; • сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; • видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде; • высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории. История Средних веков. От Древней Руси к Российскому государству (VIII –XV вв.) (6 класс). Выпускник научится: • локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории; • использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.; • проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья; • составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории; • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; • объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков; • сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности; • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков. • давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток); • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение. История Нового времени. Россия в XVI – ХIХ веках (7–9 класс). Выпускник научится: • локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; • использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.; • анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени; • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях; • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени; • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени; • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); • сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события; • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени• используя историческую карту, характеризовать социальноэкономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время; • использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); • сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; • применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курса) «История» 5 КЛАСС Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов. Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя: - представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире; - приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения; - освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов; - опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны. Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя: - способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми; - готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог; - умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научнопопулярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты); - способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы. Предметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя: - целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории; - яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира; - способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально – этических вопросов далекого прошлого; - представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого; - умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра» - уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историкогеографические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты; - уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам; - уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования; - умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших дополнительные источники информации; событиях, используя основные и - умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира; - умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами; - готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране. 6 КЛАСС Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов. Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются: • первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; • познавательный интерес к прошлому своей Родины; • изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями; • проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им; • уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох; • навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений; • уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности; • следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности; • обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога; • расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении. Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки: • формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности; • планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей; • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи; • работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.); • собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога); • использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога; • привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач; • ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу; • определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения; • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно); • применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ; • использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации; • планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы; • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; • определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат. Предметные результаты изучения истории включают: • определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век); • установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии; • составление и анализ генеалогических схем и таблиц; • определение и использование исторических понятий и терминов; • овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию; • использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период; • использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий; • изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий; • описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории; • понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека; • высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей; • описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей; • поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого; • анализ информации, содержащейся в летописях и правовых документах и публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории; • использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.); • понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества; • оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей; • умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя); • сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры; • определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого; • систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам; • поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России; • приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений; • личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси; • уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период. 7 КЛАСС Личностными результатами изучения отечественной истории являются: • первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; • уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов; • изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями); • следование этическим нормам и правилам ведения диалога; • формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме; • проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им; • соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя); • обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога); • навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении. В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения: • осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя); • планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий; • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи; • работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.; • критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; • использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога; • использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; • ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; • определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения; • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно); • применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ; • использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации; • планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы; • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; • определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; • выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания. Предметные результаты изучения истории включают: • применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть); • установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI— XVII вв.; • составление и анализ генеалогических схем и таблиц; • определение и использование исторических понятий и терминов; • использование сведений из исторической карты как источника информации; • овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов; • описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов; • использование знаний о месте и роли России во все мирно-историческом процессе в изучаемый период; • сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России; • высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков; • поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.); • анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук; • сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей; • использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.); • раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; • понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства; • сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей; • определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого; • систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам; • поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации; • расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений; • составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении; • понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России. 8 КЛАСС Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются: • первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период с конца XVII по конец XVIII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; • изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями; • формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им; • уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох; • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; • уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа; • соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя); • следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями; • обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под руководством учителя); • расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении. Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений: • формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности; • планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий; • осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами; • работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.); • собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (под руководством учителя); • работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога); • использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; • ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу; • определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать; с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения; • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно); • применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ; • использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации; • планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы; • выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания; • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; • определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий результат. Предметные результаты изучения истории включают: • овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества; • способность применять понятийный аппарат исторического знания; • умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность; • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории; • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. В результате изучения курса учащиеся должны знать и понимать: • имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии; • основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII — XVIII в.; • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; • изученные виды исторических источников; В результате изучения курса учащиеся должны уметь: • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории; • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников; • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов; • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; • объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры; • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. 9 КЛАСС Личностные результаты изучения истории включают: • освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIX в.; • уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; • уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам; • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период; • устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины; • уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; • внимательное отношение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны; • развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края; • формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; • готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений. Метапредметные результаты изучения истории включают умения и навыки: • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом; • планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей; • самостоятельно контролировать своё время и управлять им; • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций путём сотрудничества; • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать выбор; • осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём сотрудничества; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания; • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; • выявлять проблему, аргументировать её актуальность; • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя); • делать умозаключения и выводы на основе аргументации; • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. Предметные результаты изучения истории включают: • представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX в.; • знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период; • представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.; • умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп; • представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.; • знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации), их отличительных черт и особенностей; • установление взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями (на примере реформ и контрреформ); • определение и использование основных исторических понятий периода; • установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений; • установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии в XIX в.; • составление и анализ генеалогических схем и таблиц; • поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук; • анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в. (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и др.); • анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений; • сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей; • определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы); • систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств; • приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений; • представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии. Содержание учебного курса «История» История России. Всеобщая история. Всеобщая история 5 класс Ведение. Что изучает история. Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований. Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати. Счет лет в истории. Историческая хронология. Измерение времени по годам. Древний Египет. Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян. Западная Азия в древности. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство. Ассирийская держава. Персидская держава «царя царей». Индия и Китай в древности. Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая. Древнейшая Греция. Греки и критяне. Микены и Троя. Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея». Религия древних греков. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах. Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу. Возвышение Афин в V в. до н.э. В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. В афинском театре. Афинская демократия при Перикле. Македонские завоевания в IV в. до н.э. Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток. В Александрии Египетской. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. Древний Рим. Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Гражданские войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря. Установление империи. Римская империя в первые века нашей эры. Соседи Римской империи. В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их учение. Первые христиане и их учение. Расцвет Римской империи во II в. н.э. Вечный город и его жители. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами. 6 класс Введение. Живое Средневековье. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.). Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VIVIII вв. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. Англия в раннее Средневековье. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Образование славянских государств. Арабы в VI-XI вв. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата. Феодалы и крестьяне. Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни. Торговля в Средние века. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) Как происходило объединение Франции. Что англичане считают началом своих свобод. Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. Гуситское движение в Чехии. Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Культура Западной Европы в Средние века. Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. 7 класс Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. Введение. От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к Мировому океану. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. Дух предпринимательства преобразует экономику. Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения. Рождение новой европейской науки. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях). Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций. Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. Международные отношения в XVI – XVII вв. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Начало европейской колонизации. 8 класс Введение. Мир в на рубеже XVII-XVIII вв. Европейское общество в раннее в начале XVIII в. Эпоха Просвещения. Время преобразований. Великие просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения. На пути к индустриальной эре. Промышленный переворот в Англии. Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. Великая французская революция. От монархии к республике. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. Страны Востока в XVIII вв. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Международные отношения в XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия. 9 класс Введение. Мир на рубеже XVIII–XIX вв. От традиционного общества к обществу индустриальному. Становление индустриального общества. Индустриальная революция: достижения и проблемы, новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Наука: создание научной картины мира. XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира. Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство. Строительство новой Европы. Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества. Германская империя: борьба за «место под солнцем». Великобритания: конец Викторианской эпохи. Франция: Третья республика. Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. Две Америки. США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма. Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление реформам. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен. Международные отношения: обострение противоречий. Международные отношения на рубеже XIX–XX вв. Обострение колониальных противоречий. Новейшая история: понятие и периодизация. Индустриальное общество в начале XX в. «Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны. Политическое развитие в начале XX в. История России. 6 класс Введение. Наша Родина Россия. Народы и государства на территории нашей страны в древности. Древние люди и их стоянки на территории современной России. Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Образование первых государств. Восточные славяне и их соседи. Русь в IX — первой половине XII в. Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства. Правление князя Владимира. Крещение Руси. Русское государство при Ярославе Мудром. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Общественный строй и церковная организация на Руси. Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. Повседневная жизнь населения. Место и роль Руси в Европе. История и культура родного края в древности. Русь в середине ХII — начале XIII в. Политическая раздробленность в Европе и на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества. Русские земли в середине XIII — XIV в. Монгольская империя и изменение политической картины мира. Батыево нашествие на Русь. Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Литовское государство и Русь. Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская Битва. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. Родной край в истории и культуре Руси. Формирование единого Русского государства. Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. Московское княжество в первой половине XV в. Распад Золотой Орды и его последствия. Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Русская православная церковь в XV — начале XVI в. Человек в Российском государстве второй половины XV в. Формирование культурного пространства единого Российского государства. Истории и культура родного края. 7 класс Россия в XVI в. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. Формирование единых государств в Европе и России. Российское государство в первой трети XVI в. Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. Внешняя политика России во второй половине XVI в. Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые». Опричнина. Россия в конце XVI в. Церковь и государство в XVI в. Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. Смутное время. Россия при первых Романовых. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в. Смута в Российском государстве. Окончание Смутного времени. Экономическое развитие России в XVII в. Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве. Изменения в социальной структуре российского общества. Народные движения в XVII в. Россия в системе международных отношений. «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол. Русские путешественники и первопроходцы XVII в. Культура народов России в XVII в. Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. 8 класс Введение. У истоков российской модернизации. Россия в эпоху преобразований Петра I. Россия и Европа в конце XVII в. Предпосылки Петровских реформ. Начало правления Петра I. Великая Северная война 1700—1721 гг. Реформы управления Петра I. Экономическая политика Петра I. Российское общество в Петровскую эпоху. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. Повседневная жизнь и быт при Петре I. Значение петровских преобразований в истории страны. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов. Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762). Внутренняя политика и экономика России в 1725— 1762 гг. Внешняя политика России в 1725—1762 гг. Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Российская империя при Екатерине II. Россия в системе международных отношений. Внутренняя политика Екатерины II. Экономическое развитие России при Екатерине II. Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва. Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II. Внешняя политика Екатерины II. Начало освоения Новороссии и Крыма. Россия при Павле I. Внутренняя политика Павла I. Внешняя политика Павла I. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Общественная мысль, публицистика, литература. Образование в России в XVIII в. Российская наука и техника в XVIII в. Русская архитектура XVIII в. Живопись и скульптура. Музыкальное и театральное искусство. Народы России в XVIII в. Перемены в повседневной жизни российских сословий. 9 класс Россия в первой четверти XIX в. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского. Внешняя политика Александра I в 1801— 1812 гг. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг. Национальная политика Александра I. Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов. Россия во второй четверти XIX в. Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I. Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. Общественное движение при Николае I. Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817— 1864 гг. Крымская война 1853—1856 гг. Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Россия в эпоху Великих реформ. Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация. Социальноэкономическое развитие страны в пореформенный период. Общественное движение при Александре II и политика правительства. Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Россия в 1880—1890-е гг. Александр III: особенности внутренней политики. Перемены в экономике и социальном строе. Общественное движение при Александре III. Национальная и религиозная политика Александра III. Внешняя политика Александра III. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. Россия в начале XX в. Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг. Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина. Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. Серебряный век русской культуры. 3.Тематическое планирование 5 класс № Наименование разделов и раздела тем и тем 1. Учебные часы Количество контрольных работ (в соответствии со спецификой предмета, курса) 2ч 0 2. Введение. Что изучает история Древнего мира. Первобытность 7ч 0 3. Древний Восток 19ч 1 4. Древняя Греция 20ч 1 5. Древний Рим 22ч 1 70 3 6. Итого 3. Тематическое планирование (6 класс) № Тема, глава Кол-во часов 1 Глава 1. Становление средневековой Европы. 5 2 Глава 2. Византийская империя и славяне в VI-XI веках 3 3 Глава 3. Арабы в VI-XI веках 2 4 Глава 4. Феодалы и крестьяне 2 5 Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. 3 6 Глава 6. Католическая церковь в XI- XIII веках. Крестовые походы. 2 7. Образование централизованных государств в Западной Европе. 6 8. Славянские государства и Византия в XIV- XV 2 9. Культура Западной Европы в Средние века. 5 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. 2 Итого: Форма контроля Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа 28ч. 3. Тематическое планирование: № (история России 6 класс) Тема, глава Кол-во часов Форма контроля 1 Глава 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности 5 2 Глава 2. Русь в IX — первой половине XII века 10 3 Глава 3. Русь в середине XII — начале XIII века 6 4 Глава 4. Русские земли в середине XIII — XIV веке 6 Контрольная работа 5 Глава 5. Русские земли в XIII — первой половине XV века 4 Контрольный срез 6 Глава 6. Формирование единого Русского государства в XV веке 11 Контрольная работа Итого: Контрольная работа 42ч. 4 3 Тематическое планирование. (7 класс) № 1 Разделы Конт. работа ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVI-XVII вв. От абсолютизма к парламентаризму. Первые буржуазные революции 2 20 10 1 30 2 Европа в конце ХV— начале XVII в. 3 Итого 3 Тематическое планирование. (7 класс) № Наименование разделов Количество часов 1 Введение 1ч. 2 Создание Московского царства 12 ч. 2 Смута в России 7 ч. 3 «Богатырский век» 5 ч. 4 «Бунташный век» 5 ч. 5 Россия на новых рубежах 4 ч. Контрольная работа 1 1 6 В канун великих реформ 6 ч. 7 Итого 40 2 3.Тематическое планирование (8 класс) Конт-я № Наименование раздела работа Количество часов 1 Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху. 1 6 2 Строительство новой Европы . 8 3 Европа время реформ и колониальных захватов . 4 Две Америки. 2 5 Традиционные общества перед выбором: модернизация или потеря независимости. 5 6 Международные отношения в конце XIX – начале XX вв. 1 1 Итого: 3 27 1 5 3.Тематическое планирование Названия разделов, тем Контрольная Количество работа часов 8 класс Введение 1 Тема 1.Рождение Российской империи 12 Тема 2. Россия в 1725-1762 годах 9 Тема 3. Правление Екатерины II и Павла I. 1 17 Итоговое повторение. 1 4 Итого в 8 классе 43 3.Тематический план (9 класс) Название раздела, темы. № п/п 1. Тема 2 .Тема 3 Тема 4 Тема Конт-я работа Начало индустриальной эпохи Страны Европы и США в первой половине XIXвека. Азия, Африка и Латинская Америка в XIX, начале XX века. Страны Европы и США во второй половине XIX, начале XX века. ИТОГО Рабочая программа 7 8 4 1 9 1 28 3.Тематическое планирование Названия разделов, тем Количество Контрольная часов работа 9 класс Введение 1 Глава I. Социально-экономическое развитие Российской империи в первой половине XIX века. Глава II. Российская империя в царствование Александра I. Глава III. Российская империя в царствование Николая I. Глава IV. Российская культура первой половины XIX века Глава V. Эпоха Великих реформ. 2 Глава VI. Российская империя в царствование Александра III Глава VII. Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX века. Глава VIII. Русская культура второй половины XIX века Глава IX. Россия в конце XIX — начале ХХ века 4 5 4 3 1 5 3 3 8 1 40 2 Итоговое повторение. Итого в 9 классе 4. Календарно-тематическое планирование Всеобщая история 5 класс Дата Наименование раздела и темы часы по плану Раздел 1. Жизнь первобытных людей. 1 Что изучает наука история. Источники знаний о прошлом. 1 2 Древнейшие люди 1 3 Родовые общины охотников и собирателей 1 4 Возникновение искусства и религиозных верований Возникновение земледелия и скотоводства Появление неравенства и знати Повторительно-обобщающий урок по теме «Жизнь первобытных людей» Счет лет в истории 1 5 6 7 8 1 1 1 1 Раздел2. Древний Восток. 9 Государство на берегах Нила 1 10 1 11 Как жили земледельцы и ремесленники в Египте Жизнь египетского вельможи 12 Военные походы фараонов 1 13 Религия древних египтян 1 14 Культура и письменность Древнего. 1 15 Контрольная работа. 1 15 Повторение по теме «Древний Египет» 16 Древнее Двуречье. 1 1 1 по факту 17 Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. 1 18 Финикийские мореплаватели 1 19 Библейские сказания. 1 20 Древнееврейское царство. 1 21 Ассирийская держава. 1 22 Персидская держава «царя царей». 1 23 1 24 Повторение по теме «Западная Азия в древности» Природа и люди Древней Индии 25 Индийские касты. 1 26 Чему учил китайский мудрец Конфуций. 1 27 Объединение Китая. 1 28 Контрольная работа. Повторение Античный мир: понятие. 1 29 Древнейшая Греция. Греки и критяне. 1 30 Микены и Троя. 1 31 Поэмы Гомера «Одиссея». 1 32 Религия древних греков. 1 33 Древняя Аттика. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу 1 34 Зарождение демократии в Афинах. 1 35 Древняя Спарта. 1 36 Греческие колонии. 1 37 Олимпийские игры в древности. 1 38 Марафонская битва. 1 39 Нашествие персидских войск на Элладу. 1 1 40 В гаванях афинского порта Пирей 1 41 В городе богини Афины 1 42 В афинских школах и гимназиях. 1 43 В театре Диониса 1 44 Афинская демократия при Перикле. 1 45 Города Эллады подчиняются Македонии 1 46 Поход Александра Македонского на Восток 1 47 В Александрии Египетской. 1 48 Повтор-обобщающ урок по теме « Древняя Греция» 1 Раздел 3 Древний Рим. 49 Древнейший Рим 1 50 Завоевание Римом Италии 1 51 Устройство Римской республики. 1 52 Вторая война Рима с Карфагеном. 1 53 1 54 Установление государства Рима во всем Средиземноморье… Рабство в Древнем Риме. 55 Земльный закон Братьев Гракхов. 1 56 Восстание Спартака. 1 57 Единовластье Цезарья. 1 1 58 Установление империи. 1 59 Соседи Римской империи. 1 60 В Риме при императоре Нероне. 1 61 Первые христиане и их учение. 1 62 Расцвет империи во 2 веке н.э. 1 63 Вечный город и его жители. 1 64 Римская империя при Константине 1 65 Римская империя при Константине 1 66 67 Взятия Рима варварами Взятия Рима варварами 1 1 68 Итоговая контрольная работа 1 69 Урок обобщения и систематизации знаний «Особенности цивилизации Греции и Рима». 1 70 Урок обобщения и систематизации знаний «Особенности цивилизации Греции и Рима». 1 4. Календарно-тематическое планирование 6 класс № п/п Наименование раздела и темы 1. История средних веков Введение. Образование варварских государств. Государство франков. Христианская церковь. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Кол-во часов 28 1 1 Завоевания Карла Великого и образование Франкской империи. Феодальная раздробленность. 1 Англия в раннее средневековье. Походы норманнов. К/р тема: Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) (30 мин) Византия при Юстиниане. Культура Византии. Славянские государства. 1 1 1 1 Дата по плану Дата по факту 8. Арабы в VI-XI вв. 1 9. Феодалы и крестьяне. 1 10. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. К/р тема: Феодалы и крестьяне. Средневековый город (30 мин.) Могущество папской власти. Крестовые походы. 1 Как началось и происходило объединение Франции. Что англичане считают началом своих свобод. Столетняя война 1 1 17. Усиление королевской власти во Франции и Англии в конце XV века. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Германия и Италия в XII-XV вв. 18. Гуситское движение в Чехии. 1 19. 1 21. Завоевания турками-османами Балканского полуострова. К/р Тема: Образование централизованных государств в Западной Европе. Византия в XIV-XV вв. Образование и философия. 22. Средневековая литература 1 23. Средневековое искусство 1 24. Культура раннего Возрождения в Италии. 1 25. Научные открытия и изобретения 1 26. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония 1 27. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки К/р тема: Культура Западной Европы в Средние века. (30 мин). Итоговое повторение курса «Средние века». 1 11. 12. 13. 14. 15. 16. 20. 28. 1 1 1 1 1 1 1 1 4. Календарно-тематическое планирование 6 класс (40 ч. – история России) Кол. № Тема урока часов 1 Введение 1 2 Древнейшие люди на территории Восточно – Европейской равнины 1 3 История народов Восточной Европы в I тыс. до н. э. — Середине VI в. н. э. 1 4 Первые государства на территории Восточной Европы 1 5 Повторение по главе «Народы и государства на территории нашей страны в древности» 1 тестирование 6 Образование Древнерусского государства 1 7 Образование Древнерусского государства 1 8 Русь в конце Х — первой половине XI в. Становление государства 1 9 Русь в конце Х — первой половине XI в. Становление государства 1 10 Русь в середине XI — начале XII в. 1 11 Русь в середине XI — начале XII в. 1 12 Общественный строй Древней Руси 1 13 Древнерусская культура 1 14 Древнерусская культура 1 15 Контрольная работа по главе «Русь в IX — первой половине XII века» 1 16 Начало удельного периода. Княжества Южной Руси 1 17 Княжества Северо-Восточной Руси 1 18 Боярские республики Северо - Западной Руси 1 19 Культура Руси в домонгольский период 1 20 Культура Руси в домонгольский период 1 21 Повторение по главе «Русь в середине XII 1 Дата проведения план. факт. — начале XIII века» тестирование 22 Походы Батыя на Русь 1 23 Борьба Руси с западными завоевателями 1 24 Борьба Руси с западными завоевателями 25 Русь и Золотая Орда 1 26 Русь и Золотая Орда 1 27 Москва и Тверь 1 28 Контрольная работа по главе «Русские земли в середине XIII — XIV веке» 1 29 Начало объединения Русских земель вокруг Москвы 1 30 Начало объединения Русских земель вокруг Москвы 31 Московское княжество в конце XIV середине XV в. 1 32 Соперники Москвы 1 33 Административная контрольная работа 1 34 Объединение русских Земель вокруг Москвы 1 35 Объединение русских Земель вокруг Москвы 36 Русское государство во второй половине 1 XV — начале XVI в. 37 Культура Руси XIV — начала XVI в. 1 38 Культура Руси XIV — начала XVI в 39 Контрольная работа по курсу истории России 1 40 Повторение по курсу. 3 4.Календарно- тематическое планирование Всеобщая история 7 класс № Тема Кол- дата во часо в план Тема 1. Мир вначале Нового времени ( 24 часа) 1 От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к Мировому океану Великие географические открытия 1 Защита проектов по теме «Значение великих географических открытий» Усиление королевской власти в XVI-XVII в. Абсолютизм в Европе 1 6 Дух предпринимательства преобразует экономику 1 7 Европейское общество в раннее Новое время 1 8 Повседневная жизнь 1 9 Лондон Тюдоров и Стюартов. Изменения в моде 1 10 1 11 Повторительно-обобщающий урок по теме «Мир в начале Нового времени» Великие гуманисты Европы 12 Мир художественной культуры Возрождение 1 13 Рождение новой европейской науки 1 14 Защита проектов по теме «Культура раннего Нового времени» 1 1516 Начало Реформации в Европе. Обновление христианства 2 17 Распространение Реформации в Европе. Контрреформация 1 1819 Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях. 1 2 3 4-5 1 2 1 20 Религиозные войны и укрепление абсолютной 1 монархии во Франции 21- Повторительно-обобщающий урок по теме 2 22 «Реформация» 23- Урок коррекции и контроля знаний по теме «Мир в 2 24 начале Нового времени» Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения. (7 часов) 2526 Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций 2 2728 Парламент против короля. Революция в Англии 2 29 Государство Востока; традиционное общество 1 факт 30 В эпоху раннего Нового времени Государство Востока. Начало европейской колонизации 1 4.Календарно - тематическое планирование 7 класс (40ч – история России.) 1 2 3 4 5-6 7 8-9 1011 1213 14 1516 1718 1920 21 Темы Кол-во часов Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. Формирование единых государств в Европе и России Российское государство в первой трети XVI в. Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. Начала правления Ивана IV. Реформы Избранной рады Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. Внешняя политика России во второй половине XVI в. Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые». Народы России во второй половине XVI в. Опричнина 1 Россия в конце XVI в. Церковь и государство в XVI в. 1 2 Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. 2 Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI в.» Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в. 22- Смута в Российском государстве 23 24 Окончание Смутного времени 1 1 1 2 1 2 2 2 2 1 2 1 По плану По факту 25 26 Экономическое развитие России в XVII в. Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве 27 Изменения в социальной структуре российского общества 28 Народные движения в XVII в. 29 Россия в системе международных отношений 30 «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России 31 Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол 32 Русские путешественники и первопроходцы XVII в. 33- Культура народов России в XVII в. 34 35- Народы России в XVII в. 36 37- Повторительно-обобщающие уроки по теме: 38 -«Смутное время» -«Россия при первых Романовых» 39- Итоговое повторение «Россия в 16-17 вв.» 40 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 7 класс (28 ч. – всеобщая история) Темы 41 42 43-44 45 46-47 48 49 50 51 52-53 54-55 56 57-58 59-60 61-63 Кол-во часов Введение. От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к Мировому океану. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе Дух предпринимательства преобразует экономику Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь 1 1 2 Великие гуманисты Европы Мир художественной культуры Возрождения. Рождение новой европейской науки. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. Повторительно-обобщающий урок «Мир в начале нового времени» Освободительная война в Нидерландах. Рождение 1 1 1 2 1 2 1 2 1 2 1 3 По плану По факту 64-66 Республики Соединённых провинций. Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. 3 67-68 Международные отношения в XVI – XVIII вв. 2 69-70 Повторительно-обобщающий урок по курсу «История Нового времени. XVI-XVII вв.» 1 4.Календарно - тематическое планирование (8 класс) № Тема урока п/ п 1 Вводный урок. От традиционного общества к обществу индустриальному 2 От традиционного общества к обществу индустриальному. Индустриальная революция. 3 Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. 4 ПОВТОРИТЕЛЬНО – ОБОБЩАЮЩИЦ УРОК 5 Наука: создание научной картины мира XIX в. 6 Либералы, консерваторы и социалисты: какими должны быть общество и государство. 7 Консульство и образование наполеоновской империи. 8 Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. 9 Англия: сложный путь к величию и процветанию 10 Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к новому политическому кризису. 11 Франция: революция 1848г. и Вторая империя. 12 Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» 13 Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. 14 КПР. Повторительно-обобщающий урок «Строительство новой Европы». 15 Германская империя в конце XIX – начале XX в. 16 Великобритания: конец Викторианской эпохи. 17 Франция: Третья республика. 18 Италия: время реформ и колониальных захватов. 19 От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. К-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата По плану По факт 20 США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. 21 Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. 22 Япония на пути к модернизации: «восточная мораль – западная техника». 23 Индия: насильственное разрушение традиционного общества. 24 Африка: континент в эпоху перемен. 25 Международные отношения: дипломатия или войны? 26 Контрольно - проверочная работа. 27 Повторительно-обобщающий урок по разделу «Новая история» 1 1 1 1 1 1 1 1 4.Календарно – тематическое планирование (истории России 8 класс) № 1. Тема урока Введение часы 1 Освоение Сибири и Дальнего Востока. 2. Предпосылки и начало преобразований. 1 Политика Федора Алексеевича Романова. Предпосылки и начало преобразований. 1 3. Борьба за власть в конце XVIIв. 4. Северная война. 1 5. Культура России в XVIIв. Завершение войны. Ништадтский мир. 1 Мир человекаXVIIв. 6. 7. Реформы Петра I. Реформы Петра I. 1 1 8. 9. Власть и общество в годы реформ. Контрольная работа. 1 1 10. Преобразования в культуре. 11. Преобразования в культуре. 1 1 12. Личность царя-реформатора. Итоги реформ. 1 13. Обобщающий урок по теме «Рождение По плану По факту Российской империи» 1 14. Россия после Петра I. 1 15. Царствование Анны Иоанновны. 1 16. Правление Елизаветы Петровны. 17. Правление Елизаветы Петровны 1 1 18. Внешняя политика России в 1741-1762 гг. 1 19. Обобщающий урок по теме «Россия в 1725 – 1762 гг.» 1 20. Восшествие на престол Екатерины II. 21 Восшествие на престол Екатерины II. 1 1 22. 1 Пугачевское восстание. 23. Российская империя в 1775-1796 гг. 24. Российская империя в 1775-1796 гг. 1 1 25. Внешняя политика Екатерины II. 26. Внешняя политика Екатерины II. 1 1 27. 1 Русское военное искусство. 28. Внутренняя и внешняя политика Павла I. 29. Внутренняя и внешняя политика Павла I. 1 1 30. Культура России второй половины XVIII века. Образование и наука 1 31. Культура России второй половины XVIII века. Образование и наука. 1 32. Культура России второй половины XVIII века. Искусство. Культура России второй половины XVIII века. Искусство. 1 33 34. Культура России второй половины XVIII века. Искусство. 1 1 35 Быт россиян в XVIII веке. 1 36. Быт россиян в XVIII веке. 1 37 Быт россиян в XVIII веке. 1 38 1 Россия в конце XVIII века. 39. 40 41 42 43 Обобщающий урок по теме «Правление Екатерины II и Павла I» 1 Итоговая контрольная работа. XVIII века блестящий и героический 1 1 Подведение итогов « Империя на марше» 1 Понятие и термины 1 4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по Всеобщей истории 9 КЛАСС Тема раздела, урока Кол-во часов Дата проведения По плану По факту 1 Экономическое развитие в 19- начале 20 века. 1 2 Меняющееся общество 1 3 Век демократизации 1 4 Великие идеологи 1 5 Образование и наука 1 6 19 век в зеркале художественных исканий 1 7 Повседневная жизнь и мировосприятие человека 19 века. 1 8 Консульство и Империя 1 9 Франция в первой половине 19 века 1 10 Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы. 1 11 От Альп до Сицилии»: объединение Италии. 1 12 Германия в первой половине 19 века. 1 13 Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине 19 века. 1 14 США до середины 19 века. 1 15 Страны Азии в 19 - начале 20 века. 1 16 Африка в 19 - начале 20 века. 1 17 Латинская Америка: нелёгкий груз независимости. 1 18 Англия до Первой мировой войны. 1 19 20 Франция: Вторая империя и Третья республика. Франция: Вторая империя и Третья республика. 1 1 21 Германия на пути к европейскому лидерству. 1 22 Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны. 1 23 24 Италия: время реформ и колониальных захватов. Италия: время реформ и колониальных захватов. 1 1 25 США в эпоху «позолоченного века» и «прогрессивной эры» 1 26 Международные отношения в 19 – начале 20 века. 1 27 28 Международные отношения в 19 – начале 20 века. Итоговая контрольная работа. 1 1 4.Календарно – тематическое планирование по истории России № Тема урока часы 1. Введение. XIX столетие — особый этап в истории России 1 2. Сельское хозяйство 1 3. Развитие промышленности, транспорта и торговли. 1 4 Стартовая контрольная работа№1 1 5 6 Внутренняя и внешняя политика России в 1801-1811 г Героический 1812 год. 1 1 7 Внутренняя и внешняя политика Александра I в 1816—1825 гг 1 8 Общественная жизнь в России 1 9 Восстание на Сенатской площади. Значение движения декабристов. 1 10 Охранительный курс Николая I во внутренней политике 1 11 Политика правительства в социальноэкономической сфере 1 12 Россия в «европейском оркестре» в 1826— 1856 гг. Крымская война 1 13 Общественно-политическая жизнь России 1830-1840-х 1 14 Просвещение и наука в 1801—1850-е гг. 1 15 Литература как главное действующее лицо российской культуры 1 16 Живопись, театр, музыка, архитектура 17 «Распалась цепь великая...»: подготовка и содержание крестьянской реформы 1861 г 1 По плану По факту 18 Последующие реформы 1 19 Внешняя политика России в 1850-е — начале 1880-х гг 1 20 Либеральный и революционный общественно-политические лагери в России 1860—1870-х гг 1 21 Основные направления в народничестве 1870-х — начала 1880-х г 1 22 Внутренняя политика правительства Александра III: контрреформы. 1 23 Внешняя политика России в 1880-е — начале 1890-х гг 1 24 Общественное и рабочее движение в 1880-е — начале 1890-х гг 25 Религиозная политика в России в XIX в. 1 26 27 Развитие сельского хозяйства Контрольная работа №2 Промышленность, банковское дело, торговля, 28 транспорт 1 29 Повседневная жизнь основных слоев населения России в XIX в 30 Просвещение и наука 1 31 Периодическая печать и литература Новые течения в архитектуре, живописи, 32 театральном искусстве, музыке 1 1 33 Экономическое развитие России: город и деревня. Социальные, религиозные и национальные отношения в империи Государство и общество на рубеже XIX— XX вв. 1 36 1905 год: революция и самодержавие 1 37 Завершающий период революции 1905— 1907 гг. 1 34 35 1 1 1 1 Серебряный век российской культуры 1 Итоговое повторение 1 38 39 40 Резерв 1