История. Всеобщая история 5-9 класс

«Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им. В.Х. Кагазежева
с.п.Псынабо»

«Рассмотрено»
Руководитель МО
классных руководителей
______/ А.М.Шомахова/
Протокол № 1
от 27.08.2021г.

«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
_______/Р.Б.Шугушхова /

«Утверждаю»
Директор МКОУ СОШ
с.п.Псынабо
_________/И.Х.Теувова/

от 27.08.2021г.

Приказ №111
от 28.08.2021г.

Рабочая программа

Предмет
Класс

Всеобщая история
История России
5-9

Учебный год

2021-2022

Учитель (ФИО)

Созаева Л.А.

2021г.

1.Планируемые результаты изучения учебного предмета «История»
Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего
образования предполагают, что у учащегося сформированы:
• целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и
государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества;
о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте
и роли России в мировой истории;
• базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития
человеческого общества с древности до наших дней;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого
и современности;
• способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и
явлений прошлого и современности;
•

умение искать,

анализировать,

систематизировать и

оценивать

историческую

информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее
социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и
аргументировать свое отношение к ней;
• умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими
источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
• уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и
других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения
исторических и культурных памятников своей страны и мира.
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных
хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих
общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций
и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных
памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности,
памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства
древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон»,
«империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в

древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в)
религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников
древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее
и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия
древних обществ в мировой истории.
История Средних веков. От Древней Руси к Российскому государству (VIII –XV вв.) (6
класс). Выпускник научится:
• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и
развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей
истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об
экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о
направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и
др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических
памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых
обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной
культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных
отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей,
господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений
средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории
Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие
черты и особенности;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.

• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств
Средневековья (Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и
различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания
памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются
их художественные достоинства и
значение.
История Нового времени. Россия в XVI – ХIХ веках (7–9 класс). Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени
как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового
времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других
государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о
местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов,
завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей
истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и
других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры;
рассказывать о значительных событиях;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной
литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального
развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя
(включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития
общественного

движения

(«консерватизм»,

«либерализм»,

«социализм»);

г)

представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового
времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и
всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций,
взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические
ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового
времени• используя историческую карту, характеризовать социальноэкономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими
материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций
автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем
заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении
описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета (курса) «История»

5 КЛАСС
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных
результатов.
Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и
общества, для жизни в современном поликультурном мире;
- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его
познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в
Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных
народов;
- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и
историческим источникам, способам изучения и охраны.
Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную
деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней
работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и
современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов,
вести конструктивный диалог;

- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научнопопулярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в
соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей
творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы,
презентации, проекты);
- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и
эвристические приемы.
Предметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до
гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и
памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической
науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления,
обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных
версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально – этических
вопросов далекого прошлого;
- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем
мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять
последовательность

и

длительность

цивилизаций,

соотносить

годы

с

веками,

тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей
эры» и «наша эра»
- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историкогеографические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
-

уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и

группировать их по предложенным признакам;
- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира,
выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и
общие выводы о результатах своего исследования;
- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников
истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов
подлинников,

рассказывать

о

важнейших

дополнительные источники информации;

событиях,

используя

основные

и

- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию,
формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего
мира;
- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими
явлениями и процессами;
- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и
взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками
истории Древнего мира, способствовать их охране.
6 КЛАСС
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных
результатов.
Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы
исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.),
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными
возможностями;
• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через
понимание

исторической

обусловленности

и

мотивации

поступков

людей

предшествующих эпох;
• навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание
важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской
народности;
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с
возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся
под руководством педагога;
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и
навыки:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной
деятельности;

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения
учебной задачи;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую,
художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять
план, тезисы, конспект и т. д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически
оценивать её достоверность (при помощи педагога);
• использовать современные источники информации - материалы на электронных
носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде
образовательного

учреждения,

федеральных

хранилищах

образовательных

информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному
материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью
учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью
(сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного
сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных
работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации
информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности,
отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения
работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных
хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);

• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого
общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих
её территорию;
• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и
роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
• использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении
человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и
государств, местах важнейших событий;
• изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности,
расположении древних государств, местах важнейших событий;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности,
памятников культуры, событий древней истории;
• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на
жизнь человека;
• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных
славян и их соседей;
•

описание

характерных,

существенных

черт

форм

догосударственного

и

государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества,
религиозных верований людей;
• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности,
отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
•

анализ информации,

содержащейся в летописях

и правовых

документах

и

публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов,
раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и
др.);
• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических
источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего
периода развития человечества;
• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности
исторических личностей;

• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную)
информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);
• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий
и личностей с опорой на конкретные примеры;
• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её
результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение
краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников
на территории современной России;
•

приобретение

опыта

историко-культурного,

историко-антропологического,

цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней
и Московской Руси;
• уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного
многообразия народов Евразии в изучаемый период.
7 КЛАСС
Личностными результатами изучения отечественной истории являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы
исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.),
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание
важной роли взаимодействия народов;
• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными
возможностями);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии
как понимания чувств других людей и сопереживания им;
•

соотнесение

своих

взглядов

и

принципов

с

исторически

возникавшими

мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других
обучающихся (под руководством педагога);
• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие

умения:
• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать
правильность выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения
учебной задачи;
•

работать

с

дополнительной

информацией,

анализировать

графическую,

художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять
план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и
фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить
информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного
учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и
Интернете под руководством педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью
учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью
(сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных
видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация,
дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации
информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности,
отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения
работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество
выполнения задания.
Предметные результаты изучения истории включают:
• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—
XVII вв.;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• использование сведений из исторической карты как источника информации;
• овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах
населяющих её народов;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России,
исторических событий и процессов;
• использование знаний о месте и роли России во все мирно-историческом процессе в
изучаемый период;
• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих
черт

и

особенностей

(в

связи

с

понятиями

«централизованное

государство»,

«всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и
процессами, их влияния на жизнь народов России;
• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия
предков;
• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках,
фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и
познавательного инструментария социальных наук;
• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических
источников, выявление в них общих черт и особенностей;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов,
раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий
и др.);
• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений
и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в
средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового
человека о мире;

• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи
Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических
установок, национальных интересов Российского государства;
• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий
и личностей;
• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам
прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её
результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение
краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников
на территории современной Российской Федерации;
• расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического,
цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников
средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных
достоинствах и значении;
• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное
осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
8 КЛАСС
Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе
обучения являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы
исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период с конца XVII по
конец XVIII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с
возрастными возможностями;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме,
проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии
как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия,
понимание

исторической

обусловленности

и

мотивации

поступков

людей

предшествующих эпох;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание

важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального
российского народа;
•

соотнесение

своих

взглядов

и

принципов

с

исторически

возникавшими

мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с
возрастными возможностями;
• обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под
руководством учителя);
•

расширение

опыта

конструктивного

взаимодействия

в

социальном

общении.

Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих
умений:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и
познавательной деятельности;
• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения
действий;
• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с
планируемыми результатами;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую,
художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты,
составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически
оценивать её достоверность (под руководством учителя);
• работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в
индивидуальной

информационной

среде,

среде

образовательного

учреждения,

в

федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом
Интернете (под руководством педагога);
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному
материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать; с помощью учителя
выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью
(сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных
видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств
(высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде
письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации
информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности,
отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения
работы;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество
выполнения задания;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий
результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
• овладение целостными представлениями об историческом пути народов как
необходимой основой миропонимания и познания современного общества;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания;
• умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их
познавательную ценность;
• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний
личностей и народов в истории;
• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и
культурных памятников своей страны и мира.
В результате изучения курса учащиеся должны знать и понимать:
• имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;
• основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII — XVIII в.;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе
исторического развития;
• изученные виды исторических источников;
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять
последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей
истории;
• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении
различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств,
города, места значительных исторических событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание
необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и
памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,
фрагментов

исторических

источников;

использовать

приобретённые

знания

при

написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;
• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные
черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и
события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и
терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
• определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших
исторических событий;
• объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории
России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения
событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об
историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся
норм социального поведения, использования знаний об историческом пути и традициях
народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности.
9 КЛАСС
Личностные результаты изучения истории включают:
• освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических
группах России на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на
территории России в XIX в.;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую
толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её
достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;
• устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям
исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность
противостоять им;
• внимательное отношение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;
• развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других,
формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края;
• формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе
равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
• готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных
предпочтений.
Метапредметные результаты изучения истории включают умения и навыки:
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных
учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом;
• планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно
оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей;
• самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его
реализации;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные
мнения и стремиться к координации различных позиций путём сотрудничества;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и
координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности;
• выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать
выбор;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём
сотрудничества;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, владеть устной и письменной речью, строить монологические контекстные
высказывания;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной
деятельности;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
• проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
• выявлять проблему, аргументировать её актуальность;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов,
проводить исследование её объективности (под руководством учителя);
• делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную
идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Предметные результаты изучения истории включают:
• представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX
в.;
• знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый
период;
• представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;
• умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий
социальных групп;
• представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;
• знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники и
славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации), их
отличительных черт и особенностей;
• установление взаимосвязи между общественным движением и политическими
событиями (на примере реформ и контрреформ);
• определение и использование основных исторических понятий периода;

• установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и
Азии в XIX в.;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе)
информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и
познавательного инструментария социальных наук;
• анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в. (законодательные
акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка,
мемуарная литература и др.);
• анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими
решений;
• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий
и личностей;
• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным
вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя
России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной
Европы);
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её
результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;
•

приобретение

опыта

историко-культурного,

историко-антропологического,

цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места
культурного наследия России в общемировом культурном наследии.
Содержание учебного курса «История»
История России. Всеобщая история.
Всеобщая история

5 класс
Ведение. Что изучает история. Древнейшие люди. Родовые общины охотников и
собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований. Первобытные
земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление
неравенства и знати. Счет лет в истории. Историческая хронология. Измерение времени
по годам. Древний Египет. Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и
ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов.

Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних
египтян. Западная Азия в древности. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи
и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское
царство. Ассирийская держава. Персидская держава «царя царей». Индия и Китай в
древности. Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский
мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая. Древнейшая Греция. Греки и
критяне. Микены и Троя. Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея». Религия
древних греков. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Земледельцы
Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах. Древняя Спарта.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Олимпийские игры в
древности. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских
войск на Элладу. Возвышение Афин в V в. до н.э. В гаванях афинского порта Пирей. В
городе богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. В афинском театре. Афинская
демократия при Перикле. Македонские завоевания в IV в. до н.э. Города Эллады
подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток. В Александрии
Египетской. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией.
Древний Рим.

Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики. Рим –

сильнейшая держава Средиземноморья.

Вторая война Рима с Карфагеном.

Установление господства Рима во всем Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме.
Гражданские войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака.
Единовластие Цезаря. Установление империи. Римская империя в первые века нашей
эры. Соседи Римской империи. В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их
учение. Первые христиане и их учение. Расцвет Римской империи во II в. н.э. Вечный
город и его жители. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.
Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами.
6 класс
Введение. Живое Средневековье. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.).
Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VIVIII вв. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность
Западной Европы в IX-XI вв. Англия в раннее Средневековье. Византийская империя и
славяне в VI-XI вв. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.
Культура Византии. Образование славянских

государств. Арабы в VI-XI вв.

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.
Феодалы и крестьяне. Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке.
Средневековый

город

в

Западной

и

Центральной

Европе.

Формирование

средневековых городов. Горожане и их образ жизни. Торговля в Средние века.
Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. Могущество папской власти.
Католическая церковь и еретики. Крестовые походы. Образование централизованных
государств в Западной Европе (XI-XV вв.) Как происходило объединение Франции.
Что англичане считают началом своих свобод. Столетняя война. Усиление королевской
власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Реконкиста и образование
централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся
раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв. Славянские государства и Византия
в XIV-XV вв. Гуситское движение в Чехии. Завоевание турками-османами Балканского
полуострова. Культура Западной Европы в Средние века. Средневековое искусство.
Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. Народы
Азии, Америки и Африки в Средние века. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.
7 класс
Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение.
Реформация. Введение. От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и
выход к Мировому океану. Встреча миров. Великие географические открытия и их
последствия. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. Дух
предпринимательства преобразует экономику. Европейское общество в раннее Новое
время. Повседневная жизнь. Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры
Возрождения. Рождение новой европейской науки. Начало Реформации в Европе.
Обновление христианства. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. Религиозные
войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. Первые революции Нового
времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях).
Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций.
Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии.
Международные отношения в XVI – XVII вв. Традиционные общества Востока. Начало
европейской колонизации. Государства Востока: традиционное общество в эпоху
раннего Нового времени. Начало европейской колонизации.
8 класс
Введение. Мир в на рубеже XVII-XVIII вв. Европейское общество в раннее в начале
XVIII в. Эпоха Просвещения. Время преобразований. Великие просветители Европы.
Мир художественной культуры Просвещения. На пути к индустриальной эре.
Промышленный переворот в Англии. Английские колонии в Северной Америке. Война за

независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. Франция в XVIII в. Причины и
начало Великой французской революции. Великая французская революция. От монархии
к республике. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. Страны
Востока в XVIII вв.

Традиционные общества Востока. Начало европейской

колонизации. Международные отношения в XVIII в. Европейские конфликты и
дипломатия.
9 класс
Введение. Мир на рубеже XVIII–XIX вв. От традиционного общества к обществу
индустриальному.

Становление

индустриального

общества.

Индустриальная

революция: достижения и проблемы, новые проблемы и новые ценности. Человек в
изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Наука: создание научной
картины мира. XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в
поисках новой картины мира. Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно
быть общество и государство. Строительство новой Европы. Консульство и
образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.
Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. Франция Бурбонов и
Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису. Франция: революция 1848 г. и
Вторая империя. Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая
Италия?» Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Страны Западной
Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества. Германская
империя: борьба за «место под солнцем». Великобритания: конец Викторианской эпохи.
Франция: Третья республика.

Италия: время реформ и колониальных захватов. От

Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. Две Америки. США
в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и
вступление в мировую политику. Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время
перемен. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма. Япония на
пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление
реформам. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка:
континент в эпоху перемен. Международные отношения: обострение противоречий.
Международные отношения на рубеже XIX–XX вв. Обострение колониальных
противоречий. Новейшая история: понятие и периодизация. Индустриальное общество
в начале XX в. «Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны.
Политическое развитие в начале XX в.

История России.
6 класс
Введение. Наша Родина Россия. Народы и государства на территории нашей страны в
древности. Древние люди и их стоянки на территории современной России.
Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Образование
первых государств. Восточные славяне и их соседи. Русь в IX — первой половине XII в.
Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства. Правление князя
Владимира. Крещение Руси. Русское государство при Ярославе Мудром. Русь при
наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Общественный строй и церковная
организация на Руси. Культурное пространство Европы и культура Древней Руси.
Повседневная жизнь населения. Место и роль Руси в Европе. История и культура родного
края в древности. Русь в середине ХII — начале XIII в. Политическая раздробленность в
Европе и на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Южные
и юго-западные русские княжества. Русские земли в середине XIII — XIV в.
Монгольская империя и изменение политической картины мира. Батыево нашествие на
Русь. Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. Золотая Орда: государственный
строй, население, экономика и культура. Литовское государство и Русь. Усиление
Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Объединение русских земель вокруг
Москвы. Куликовская Битва. Развитие культуры в русских землях во второй половине
XIII — XIV в. Родной край в истории и культуре Руси. Формирование единого Русского
государства. Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.
Московское княжество в первой половине XV в. Распад Золотой Орды и его последствия.
Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Русская православная
церковь в XV — начале XVI в. Человек в Российском государстве второй половины XV в.
Формирование культурного пространства единого Российского государства. Истории и
культура родного края.
7 класс
Россия в XVI в. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий.
Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

Формирование единых

государств в Европе и России. Российское государство в первой трети XVI в. Внешняя
политика Российского государства в первой трети XVI в. Государства Поволжья,
Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. Внешняя политика России во
второй половине XVI в. Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые».
Опричнина. Россия в конце XVI в. Церковь и государство в XVI в.

Культура и

повседневная жизнь народов России в XVI в. Смутное время. Россия при первых
Романовых. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале
XVII в. Смута в Российском государстве. Окончание Смутного времени. Экономическое
развитие России в XVII в. Россия при первых Романовых: перемены в государственном
устройстве. Изменения в социальной структуре российского общества. Народные
движения в XVII в. Россия в системе международных отношений. «Под рукой»
российского государя: вхождение Украины в состав России. Русская православная
церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол. Русские путешественники и
первопроходцы XVII в. Культура народов России в XVII в. Народы России в XVII в.
Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов
Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.
8 класс
Введение. У истоков российской модернизации. Россия в эпоху преобразований Петра
I. Россия и Европа в конце XVII в. Предпосылки Петровских реформ. Начало правления
Петра I. Великая Северная война 1700—1721 гг. Реформы управления Петра I.
Экономическая политика Петра I. Российское общество в Петровскую эпоху. Церковная
реформа. Положение традиционных конфессий. Социальные и национальные движения.
Оппозиция реформам. Перемены в культуре России в годы Петровских реформ.
Повседневная жизнь и быт при Петре I. Значение петровских преобразований в истории
страны. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов. Эпоха
дворцовых переворотов (1725—1762). Внутренняя политика и экономика России в 1725—
1762 гг. Внешняя политика России в 1725—1762 гг. Национальная и религиозная
политика в 1725—1762 гг. Российская империя при Екатерине II. Россия в системе
международных отношений. Внутренняя политика Екатерины II. Экономическое развитие
России при Екатерине II. Социальная структура российского общества второй половины
XVIII в. Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва. Народы России. Религиозная и
национальная политика Екатерины II. Внешняя политика Екатерины II. Начало освоения
Новороссии и Крыма. Россия при Павле I.

Внутренняя политика Павла I. Внешняя

политика Павла I. Культурное пространство Российской империи в XVIII в.
Общественная мысль, публицистика, литература. Образование в России в XVIII в.
Российская наука и техника в XVIII в. Русская архитектура XVIII в. Живопись и
скульптура. Музыкальное и театральное искусство. Народы России в XVIII в. Перемены в
повседневной жизни российских сословий.
9 класс

Россия в первой четверти XIX в. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Александр I:
начало правления. Реформы М. М. Сперанского. Внешняя политика Александра I в 1801—
1812 гг. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя
политика Александра I в 1813—1825 гг. Либеральные и охранительные тенденции во
внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг. Национальная политика Александра
I. Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. Общественное
движение при Александре I. Выступление декабристов. Россия во второй четверти XIX
в.

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I.

Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. Общественное
движение при

Николае I.

Национальная и религиозная политика Николая

I.

Этнокультурный облик страны. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—
1864 гг. Крымская война 1853—1856 гг. Культурное пространство империи в первой
половине XIX в. Россия в эпоху Великих реформ. Европейская индустриализация и
предпосылки реформ в России. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа
1861 г Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация. Социальноэкономическое развитие страны в пореформенный период. Общественное движение при
Александре II и политика правительства. Национальная и религиозная политика
Александра II. Национальный вопрос в России и Европе. Внешняя политика Александра
II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Россия в 1880—1890-е гг. Александр III:
особенности внутренней политики. Перемены в экономике и социальном строе.
Общественное движение при Александре III. Национальная и религиозная политика
Александра III. Внешняя политика Александра III. Культурное пространство империи во
второй половине XIX в. Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. Россия в
начале XX в. Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития.
Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв. Николай II: начало
правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. Внешняя политика Николая II.
Русско-японская война 1904—1905 гг. Первая российская революция и политические
реформы 1905—1907 гг. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина.
Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. Серебряный век русской культуры.

3.Тематическое планирование
5 класс

№
Наименование разделов и
раздела тем
и тем

1.

Учебные
часы

Количество
контрольных
работ (в
соответствии со
спецификой
предмета, курса)

2ч

0

2.

Введение. Что изучает
история Древнего мира.
Первобытность

7ч

0

3.

Древний Восток

19ч

1

4.

Древняя Греция

20ч

1

5.

Древний Рим

22ч

1

70

3

6.

Итого

3. Тематическое планирование (6 класс)
№

Тема, глава

Кол-во
часов

1

Глава 1. Становление средневековой Европы.

5

2

Глава 2. Византийская империя и славяне в VI-XI
веках

3

3

Глава 3. Арабы в VI-XI веках

2

4

Глава 4. Феодалы и крестьяне

2

5

Глава 5. Средневековый город в Западной и
Центральной Европе.

3

6

Глава 6. Католическая церковь в XI- XIII веках.
Крестовые походы.

2

7.

Образование централизованных государств в
Западной Европе.

6

8.

Славянские государства и Византия в XIV- XV

2

9.

Культура Западной Европы в Средние века.

5

10.

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века.

2

Итого:

Форма контроля
Контрольная работа

Контрольная работа

Контрольная работа

Контрольная работа

28ч.
3. Тематическое планирование:

№

(история России 6 класс)
Тема, глава

Кол-во
часов

Форма контроля

1

Глава 1. Народы и государства на территории нашей
страны в древности

5

2

Глава 2. Русь в IX — первой половине XII века

10

3

Глава 3. Русь в середине XII — начале XIII века

6

4

Глава 4. Русские земли в середине XIII — XIV веке

6

Контрольная работа

5

Глава 5. Русские земли в XIII — первой половине XV
века

4

Контрольный срез

6

Глава 6. Формирование единого Русского государства
в XV веке

11

Контрольная работа

Итого:

Контрольная работа

42ч.

4

3 Тематическое планирование.
(7 класс)
№

1

Разделы

Конт.
работа

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVI-XVII вв. От
абсолютизма к парламентаризму. Первые буржуазные
революции

2

20
10

1

30

2

Европа в конце ХV— начале XVII в.
3

Итого
3 Тематическое планирование.
(7 класс)

№

Наименование разделов

Количество
часов

1

Введение

1ч.

2

Создание Московского царства

12 ч.

2

Смута в России

7 ч.

3

«Богатырский век»

5 ч.

4

«Бунташный век»

5 ч.

5

Россия на новых рубежах

4 ч.

Контрольная
работа

1

1

6

В канун великих реформ

6 ч.

7

Итого

40

2

3.Тематическое планирование
(8 класс)
Конт-я
№

Наименование раздела
работа

Количество
часов

1

Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху. 1

6

2

Строительство новой Европы .

8

3

Европа время реформ и колониальных захватов .

4

Две Америки.

2

5

Традиционные общества перед выбором: модернизация или
потеря независимости.

5

6

Международные отношения в конце XIX – начале XX вв.

1

1

Итого:

3

27

1

5

3.Тематическое планирование
Названия разделов, тем

Контрольная

Количество

работа

часов

8 класс
Введение

1

Тема 1.Рождение Российской империи

12

Тема 2. Россия в 1725-1762 годах

9

Тема 3. Правление Екатерины II и Павла I.

1

17

Итоговое повторение.

1

4
Итого в 8 классе

43

3.Тематический план
(9 класс)
Название раздела, темы.
№ п/п
1. Тема
2 .Тема
3 Тема
4 Тема

Конт-я
работа

Начало индустриальной эпохи
Страны Европы и США в первой половине
XIXвека.
Азия, Африка и Латинская Америка в XIX,
начале XX века.
Страны Европы и США во второй половине
XIX, начале XX века.
ИТОГО

Рабочая программа
7
8
4

1

9

1

28

3.Тематическое планирование
Названия разделов, тем

Количество

Контрольная

часов

работа

9 класс
Введение

1

Глава I. Социально-экономическое развитие
Российской империи в первой половине XIX века.
Глава II. Российская империя в царствование
Александра I.
Глава III. Российская империя в царствование
Николая I.
Глава IV. Российская культура первой половины
XIX века
Глава V. Эпоха Великих реформ.

2

Глава VI. Российская империя в царствование
Александра III
Глава VII. Социально-экономическое развитие
России во второй половине XIX века.
Глава VIII. Русская культура второй половины XIX
века
Глава IX. Россия в конце XIX — начале ХХ века

4

5
4
3

1

5

3
3
8

1

40

2

Итоговое повторение.
Итого в 9 классе

4. Календарно-тематическое планирование
Всеобщая история 5 класс

Дата
Наименование раздела и темы

часы
по плану

Раздел 1. Жизнь первобытных людей.
1
Что изучает наука история. Источники знаний о
прошлом.

1

2

Древнейшие люди

1

3

Родовые общины охотников и собирателей

1

4

Возникновение искусства и религиозных
верований
Возникновение земледелия и скотоводства
Появление неравенства и знати
Повторительно-обобщающий урок по теме
«Жизнь первобытных людей»
Счет лет в истории

1

5
6
7
8

1
1
1
1

Раздел2. Древний Восток.
9

Государство на берегах Нила

1

10

1

11

Как жили земледельцы и ремесленники в
Египте
Жизнь египетского вельможи

12

Военные походы фараонов

1

13

Религия древних египтян

1

14

Культура и письменность Древнего.

1

15

Контрольная работа.

1

15

Повторение по теме «Древний Египет»

16

Древнее Двуречье.

1

1
1

по факту

17

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1

18

Финикийские мореплаватели

1

19

Библейские сказания.

1

20

Древнееврейское царство.

1

21

Ассирийская держава.

1

22

Персидская держава «царя царей».

1

23

1

24

Повторение по теме «Западная Азия в
древности»
Природа и люди Древней Индии

25

Индийские касты.

1

26

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1

27

Объединение Китая.

1

28

Контрольная работа.
Повторение Античный мир: понятие.

1

29

Древнейшая Греция. Греки и критяне.

1

30

Микены и Троя.

1

31

Поэмы Гомера «Одиссея».

1

32

Религия древних греков.

1

33

Древняя Аттика. Земледельцы Аттики теряют
землю и свободу

1

34

Зарождение демократии в Афинах.

1

35

Древняя Спарта.

1

36

Греческие колонии.

1

37

Олимпийские игры в древности.

1

38

Марафонская битва.

1

39

Нашествие персидских войск на Элладу.

1

1

40

В гаванях афинского порта Пирей

1

41

В городе богини Афины

1

42

В афинских школах и гимназиях.

1

43

В театре Диониса

1

44

Афинская демократия при Перикле.

1

45

Города Эллады подчиняются Македонии

1

46

Поход Александра Македонского на Восток

1

47

В Александрии Египетской.

1

48

Повтор-обобщающ урок по теме
« Древняя Греция»

1

Раздел 3 Древний Рим.

49

Древнейший Рим

1

50

Завоевание Римом Италии

1

51

Устройство Римской республики.

1

52

Вторая война Рима с Карфагеном.

1

53

1

54

Установление государства Рима во всем
Средиземноморье…
Рабство в Древнем Риме.

55

Земльный закон Братьев Гракхов.

1

56

Восстание Спартака.

1

57

Единовластье Цезарья.

1

1

58

Установление империи.

1

59

Соседи Римской империи.

1

60

В Риме при императоре Нероне.

1

61

Первые христиане и их учение.

1

62

Расцвет империи во 2 веке н.э.

1

63

Вечный город и его жители.

1

64

Римская империя при Константине

1

65

Римская империя при Константине

1

66
67

Взятия Рима варварами
Взятия Рима варварами

1
1

68

Итоговая контрольная работа

1

69

Урок обобщения и систематизации знаний
«Особенности цивилизации Греции и Рима».

1

70

Урок обобщения и систематизации знаний
«Особенности цивилизации Греции и Рима».

1

4. Календарно-тематическое планирование
6 класс

№ п/п

Наименование раздела и темы

1.

История средних веков
Введение. Образование варварских государств.
Государство франков.
Христианская церковь.

2.
3.
4.
5.
6.

7.

Кол-во
часов
28
1
1

Завоевания Карла Великого и образование
Франкской империи.
Феодальная раздробленность.

1

Англия в раннее средневековье. Походы
норманнов.
К/р тема: Становление средневековой Европы
(VI-XI вв.) (30 мин)
Византия при Юстиниане.
Культура Византии. Славянские государства.

1

1

1

1

Дата по
плану

Дата по
факту

8.

Арабы в VI-XI вв.

1

9.

Феодалы и крестьяне.

1

10.

Средневековый город в Западной и
Центральной Европе.
К/р тема: Феодалы и крестьяне. Средневековый
город (30 мин.)
Могущество папской власти.
Крестовые походы.

1

Как началось и происходило объединение
Франции. Что англичане считают началом
своих свобод.
Столетняя война

1

1

17.

Усиление королевской власти во Франции и
Англии в конце XV века.
Реконкиста и образование централизованных
государств на Пиренейском полуострове.
Германия и Италия в XII-XV вв.

18.

Гуситское движение в Чехии.

1

19.

1

21.

Завоевания турками-османами Балканского
полуострова.
К/р Тема: Образование централизованных
государств в Западной Европе. Византия в
XIV-XV вв.
Образование и философия.

22.

Средневековая литература

1

23.

Средневековое искусство

1

24.

Культура раннего Возрождения в Италии.

1

25.

Научные открытия и изобретения

1

26.

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония

1

27.

Государства и народы Африки и доколумбовой
Америки
К/р тема: Культура Западной Европы в
Средние века. (30 мин).
Итоговое повторение курса «Средние века».

1

11.

12.
13.

14.
15.
16.

20.

28.

1

1

1

1
1

1

1

1

4. Календарно-тематическое планирование
6 класс (40 ч. – история России)
Кол.
№

Тема урока

часов

1

Введение

1

2

Древнейшие люди на территории
Восточно – Европейской равнины

1

3

История народов Восточной Европы в I
тыс. до н. э. — Середине VI в. н. э.

1

4

Первые государства на территории
Восточной Европы

1

5

Повторение по главе «Народы и
государства на территории нашей страны
в древности»

1

тестирование
6

Образование Древнерусского государства

1

7

Образование Древнерусского государства

1

8

Русь в конце Х — первой половине XI в.
Становление государства

1

9

Русь в конце Х — первой половине XI в.
Становление государства

1

10

Русь в середине XI — начале XII в.

1

11

Русь в середине XI — начале XII в.

1

12

Общественный строй Древней Руси

1

13

Древнерусская культура

1

14

Древнерусская культура

1

15

Контрольная работа по главе «Русь в IX
— первой половине XII века»

1

16

Начало удельного периода. Княжества
Южной Руси

1

17

Княжества Северо-Восточной Руси

1

18

Боярские республики Северо - Западной
Руси

1

19

Культура Руси в домонгольский период

1

20

Культура Руси в домонгольский период

1

21

Повторение по главе «Русь в середине XII

1

Дата проведения
план.

факт.

— начале XIII века» тестирование
22

Походы Батыя на Русь

1

23

Борьба Руси с западными завоевателями

1

24

Борьба Руси с западными завоевателями

25

Русь и Золотая Орда

1

26

Русь и Золотая Орда

1

27

Москва и Тверь

1

28

Контрольная работа по главе «Русские
земли в середине XIII — XIV веке»

1

29

Начало объединения Русских земель
вокруг Москвы

1

30

Начало объединения Русских земель
вокруг Москвы

31

Московское княжество в конце XIV середине XV в.

1

32

Соперники Москвы

1

33

Административная контрольная работа

1

34

Объединение русских Земель вокруг
Москвы

1

35

Объединение русских Земель вокруг
Москвы

36

Русское государство во второй половине

1

XV — начале XVI в.
37

Культура Руси XIV — начала XVI в.

1

38

Культура Руси XIV — начала XVI в

39

Контрольная работа по курсу истории
России

1

40

Повторение по курсу.

3

4.Календарно- тематическое планирование
Всеобщая история 7 класс

№

Тема

Кол- дата
во

часо
в

план

Тема 1. Мир вначале Нового времени ( 24 часа)
1

От Средневековья к Новому времени. Технические
открытия и выход к Мировому океану
Великие географические открытия

1

Защита проектов по теме «Значение великих
географических открытий»
Усиление королевской власти в XVI-XVII в.
Абсолютизм в Европе

1

6

Дух предпринимательства преобразует экономику

1

7

Европейское общество в раннее Новое время

1

8

Повседневная жизнь

1

9

Лондон Тюдоров и Стюартов. Изменения в моде

1

10

1

11

Повторительно-обобщающий урок по теме «Мир в
начале Нового времени»
Великие гуманисты Европы

12

Мир художественной культуры Возрождение

1

13

Рождение новой европейской науки

1

14

Защита проектов по теме «Культура раннего Нового
времени»

1

1516

Начало Реформации в Европе. Обновление
христианства

2

17

Распространение Реформации в Европе.
Контрреформация

1

1819

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба
за господство на морях.

1

2
3
4-5

1

2

1

20

Религиозные войны и укрепление абсолютной
1
монархии во Франции
21- Повторительно-обобщающий урок по теме
2
22 «Реформация»
23- Урок коррекции и контроля знаний по теме «Мир в
2
24 начале Нового времени»
Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения.
(7 часов)
2526

Освободительная война в Нидерландах. Рождение
Республики Соединенных провинций

2

2728

Парламент против короля. Революция в Англии

2

29

Государство Востока; традиционное общество

1

факт

30

В эпоху раннего Нового времени
Государство Востока. Начало европейской
колонизации

1

4.Календарно - тематическое планирование
7 класс (40ч – история России.)

1
2
3
4
5-6

7

8-9
1011
1213
14
1516
1718
1920
21

Темы

Кол-во
часов

Мир и Россия в начале
эпохи Великих географических открытий
Территория, население и
хозяйство России в начале XVI в.
Формирование единых государств в Европе и России
Российское государство в первой трети XVI в.
Внешняя политика Российского государства в первой
трети XVI в. Начала правления Ивана IV. Реформы
Избранной рады
Государства Поволжья,
Северного Причерноморья, Сибири
в середине XVI в.
Внешняя политика России во второй половине XVI в.
Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые».
Народы России во второй половине XVI в.
Опричнина

1

Россия в конце XVI в.
Церковь и государство в XVI в.

1
2

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.

2

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI
в.»
Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в
конце XVI — начале XVII в.
22- Смута в Российском государстве
23
24 Окончание Смутного времени

1
1
1
2

1

2
2
2

2
1
2
1

По
плану

По
факту

25
26

Экономическое развитие России в XVII в.
Россия
при
первых
Романовых:
перемены
в
государственном устройстве
27 Изменения в социальной структуре российского общества
28 Народные движения в XVII в.
29 Россия в системе международных отношений
30 «Под рукой» российского государя: вхождение Украины
в состав России
31 Русская православная церковь в XVII в. Реформа
патриарха Никона и раскол
32 Русские путешественники и первопроходцы XVII в.
33- Культура народов России в XVII в.
34
35- Народы России в XVII в.
36
37- Повторительно-обобщающие уроки по теме:
38 -«Смутное время»
-«Россия при первых Романовых»
39- Итоговое повторение «Россия в 16-17 вв.»
40

1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2

2

7 класс (28 ч. – всеобщая история)
Темы

41
42
43-44
45
46-47
48

49
50
51
52-53
54-55
56
57-58
59-60
61-63

Кол-во
часов

Введение. От Средневековья к Новому времени.
Технические открытия и выход к Мировому океану.
Встреча миров. Великие географические открытия и их
последствия.
Усиление королевской власти в XVI-XVII вв.
Абсолютизм в Европе
Дух предпринимательства преобразует экономику
Европейское общество в раннее Новое время.
Повседневная жизнь

1
1
2

Великие гуманисты Европы
Мир художественной культуры Возрождения.
Рождение новой европейской науки.
Начало Реформации в Европе. Обновление
христианства.
Распространение Реформации в Европе.
Контрреформация.
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за
господство на море
Религиозные войны и укрепление абсолютной
монархии во Франции.
Повторительно-обобщающий урок «Мир в начале
нового времени»
Освободительная война в Нидерландах. Рождение

1
1
1
2

1
2
1

2
1
2
1
3

По
плану

По
факту

64-66

Республики Соединённых провинций.
Парламент против короля. Революция в Англии. Путь
к парламентской монархии.

3

67-68

Международные отношения в XVI – XVIII вв.

2

69-70

Повторительно-обобщающий урок по курсу «История
Нового времени. XVI-XVII вв.»

1

4.Календарно - тематическое планирование
(8 класс)
№
Тема урока
п/
п
1 Вводный урок. От традиционного общества к обществу
индустриальному
2 От традиционного общества к обществу индустриальному.
Индустриальная революция.
3 Индустриальное общество: новые проблемы и новые
ценности.
4 ПОВТОРИТЕЛЬНО – ОБОБЩАЮЩИЦ УРОК
5 Наука: создание научной картины мира XIX в.
6 Либералы, консерваторы и социалисты: какими должны
быть общество и государство.
7 Консульство и образование наполеоновской империи.
8 Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.
9 Англия: сложный путь к величию и процветанию
10 Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к
новому политическому кризису.
11 Франция: революция 1848г. и Вторая империя.
12 Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и
неделимая Италия?»
13 Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна.
14 КПР. Повторительно-обобщающий урок «Строительство
новой Европы».
15 Германская империя в конце XIX – начале XX в.
16 Великобритания: конец Викторианской эпохи.
17 Франция: Третья республика.
18 Италия: время реформ и колониальных захватов.
19 От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода
из кризиса.

К-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
По плану По факт

20 США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и
сохранение республики.
21 Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен.
22 Япония на пути к модернизации: «восточная мораль –
западная техника».
23 Индия: насильственное разрушение традиционного
общества.
24 Африка: континент в эпоху перемен.
25 Международные отношения: дипломатия или войны?
26 Контрольно - проверочная работа.
27 Повторительно-обобщающий урок по разделу «Новая
история»

1
1
1
1
1
1
1
1

4.Календарно – тематическое планирование
(истории России 8 класс)
№
1.

Тема урока
Введение

часы
1

Освоение Сибири и Дальнего Востока.
2.

Предпосылки и начало преобразований.

1

Политика Федора Алексеевича Романова.
Предпосылки и начало преобразований.

1

3.
Борьба за власть в конце XVIIв.
4.

Северная война.

1

5.

Культура России в XVIIв.
Завершение войны. Ништадтский мир.

1

Мир человекаXVIIв.
6.
7.

Реформы Петра I.
Реформы Петра I.

1
1

8.
9.

Власть и общество в годы реформ.
Контрольная работа.

1
1

10. Преобразования в культуре.
11. Преобразования в культуре.

1
1

12.

Личность царя-реформатора. Итоги реформ.

1

13.

Обобщающий урок по теме «Рождение

По плану По факту

Российской империи»
1
14.

Россия после Петра I.

1

15. Царствование Анны Иоанновны.

1

16. Правление Елизаветы Петровны.
17. Правление Елизаветы Петровны

1
1

18.

Внешняя политика России в 1741-1762 гг.

1

19.

Обобщающий урок по теме «Россия в 1725 –
1762 гг.»

1

20. Восшествие на престол Екатерины II.
21 Восшествие на престол Екатерины II.

1
1

22.

1

Пугачевское восстание.

23. Российская империя в 1775-1796 гг.
24. Российская империя в 1775-1796 гг.

1
1

25. Внешняя политика Екатерины II.
26. Внешняя политика Екатерины II.

1
1

27.

1

Русское военное искусство.

28. Внутренняя и внешняя политика Павла I.
29. Внутренняя и внешняя политика Павла I.

1
1

30.

Культура России второй
половины XVIII века. Образование и наука

1

31.

Культура России второй
половины XVIII века. Образование и наука.

1

32.

Культура России второй
половины XVIII века. Искусство.
Культура России второй
половины XVIII века. Искусство.

1

33

34.

Культура России второй половины XVIII века.
Искусство.

1
1

35

Быт россиян в XVIII веке.

1

36.

Быт россиян в XVIII веке.

1

37 Быт россиян в XVIII веке.

1

38

1

Россия в конце XVIII века.

39.

40
41
42
43

Обобщающий урок по теме «Правление
Екатерины II и Павла I»

1

Итоговая контрольная работа.
XVIII века блестящий и героический

1
1

Подведение итогов « Империя на марше»

1

Понятие и термины

1

4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по Всеобщей истории 9 КЛАСС

Тема раздела, урока

Кол-во
часов

Дата проведения

По
плану

По
факту

1

Экономическое развитие в 19- начале 20 века.

1

2

Меняющееся общество

1

3

Век демократизации

1

4

Великие идеологи

1

5

Образование и наука

1

6

19 век в зеркале художественных исканий

1

7

Повседневная жизнь и мировосприятие человека 19 века.

1

8

Консульство и Империя

1

9

Франция в первой половине 19 века

1

10

Великобритания: экономическое лидерство и
политические реформы.

1

11

От Альп до Сицилии»: объединение Италии.

1

12

Германия в первой половине 19 века.

1

13

Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине 19
века.

1

14

США до середины 19 века.

1

15

Страны Азии в 19 - начале 20 века.

1

16

Африка в 19 - начале 20 века.

1

17

Латинская Америка: нелёгкий груз независимости.

1

18

Англия до Первой мировой войны.

1

19
20

Франция: Вторая империя и Третья республика.
Франция: Вторая империя и Третья республика.

1
1

21

Германия на пути к европейскому лидерству.

1

22

Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны.

1

23
24

Италия: время реформ и колониальных захватов.
Италия: время реформ и колониальных захватов.

1
1

25

США в эпоху «позолоченного века» и «прогрессивной
эры»

1

26

Международные отношения в 19 – начале 20 века.

1

27
28

Международные отношения в 19 – начале 20 века.
Итоговая контрольная работа.

1
1

4.Календарно – тематическое планирование по истории России
№

Тема урока

часы

1.

Введение. XIX столетие — особый этап в
истории России

1

2.

Сельское хозяйство

1

3.

Развитие промышленности, транспорта и
торговли.

1

4

Стартовая контрольная работа№1

1

5
6

Внутренняя и внешняя политика России в
1801-1811 г
Героический 1812 год.

1
1

7

Внутренняя и внешняя политика Александра
I в 1816—1825 гг

1

8

Общественная жизнь в России

1

9

Восстание на Сенатской площади. Значение
движения декабристов.

1

10

Охранительный курс Николая I во
внутренней политике
1

11

Политика правительства в социальноэкономической сфере

1

12

Россия в «европейском оркестре» в 1826—
1856 гг. Крымская война

1

13

Общественно-политическая жизнь России
1830-1840-х

1

14

Просвещение и наука в 1801—1850-е гг.

1

15

Литература как главное действующее лицо
российской культуры

1

16 Живопись, театр, музыка, архитектура
17

«Распалась цепь великая...»: подготовка и
содержание крестьянской реформы 1861 г

1

По плану По факту

18

Последующие реформы

1

19

Внешняя политика России в 1850-е —
начале 1880-х гг

1

20

Либеральный и революционный
общественно-политические лагери в России
1860—1870-х гг

1

21

Основные направления в народничестве
1870-х — начала 1880-х г

1

22

Внутренняя политика правительства
Александра III: контрреформы.
1

23

Внешняя политика России в 1880-е —
начале 1890-х гг
1

24

Общественное и рабочее движение в 1880-е
— начале 1890-х гг
25 Религиозная политика в России в XIX в.

1

26
27

Развитие сельского хозяйства
Контрольная работа №2
Промышленность, банковское дело, торговля,
28
транспорт

1

29

Повседневная жизнь основных слоев
населения России в XIX в
30 Просвещение и наука

1

31

Периодическая печать и литература
Новые течения в архитектуре, живописи,
32
театральном искусстве, музыке

1
1

33

Экономическое развитие России: город и
деревня.
Социальные, религиозные и национальные
отношения в империи
Государство и общество на рубеже XIX—
XX вв.

1

36

1905 год: революция и самодержавие

1

37

Завершающий период революции 1905—
1907 гг.

1

34
35

1

1

1
1

Серебряный век российской культуры

1

Итоговое повторение

1

38
39

40 Резерв

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».