информатика7-9 кл. 2021-2022 уч.г.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа имени В.Х.Кагазежева» с.п.Псынабо

«Рассмотрено»
Руководитель МО
_______/ Балчугова А.Л./
Протокол № 1
от «27»08.2021 г.

«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
_______ /Шугушхова Р.Б.
«27_»__08_2021 г.

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКОУ СОШ
с.п.Псынабо
_________/
Приказ №111
от «28» 08.2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

информатика
7-9
2021-2022
Шугушхова Р.Б.

Предмет
Классы
Учебный год
Учитель (ФИО)

2021г.

/
от

I. Планируемые результатыосвоения учебного предмета
Личностными результатами обучения информатике в основной школе являются:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики;

развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметными результатами обучения информатике в основной школе являются:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации; владение устной и письменной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий для решения
познавательных задач;
Предметными результатами обучения информатике в основной школе являются:
Выпускник научится:
 создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей,
таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем)

создавать информационные объекты, в том числе для оформления результатов
учебной работы

использовать
термины
«информация»,
«сообщение»,
«данные»,
«кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих
терминов в обыденной речи и в информатике;

выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами,
списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые
алгоритмы;

оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс:
открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию,
пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной
безопасности;

использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в
выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;

навыкам выбора способа представления данных в зависимости от
постановленной задачи.

искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в

базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации
(справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по
различным учебным дисциплинам;

пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием
(принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой,
цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и
ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных
технологий.
Выпускник получит возможность научиться:
•
•

II.

осознано подходить к выбору ИКТ - средств для своих учебных и иных целей;
узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.

Содержаниеучебного предмета
7 класс (35ч)
1. Человек и информация – (5 ч)
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные
процессы. Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером;
основные приемы редактирования.
2.Первое знакомство с компьютером – (5 ч)
Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней
и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера.
Организация информации на внешних носителях, файлы.Персональный компьютер.
Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при
работе за компьютером.Виды программного обеспечения (П.О). Системное ПО.
Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти.
Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального
компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом
операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление
файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым
менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование
антивирусных программ.
3.Текстовая информация и компьютер – (9 ч)
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с
внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы
с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные
словари и системы перевода)
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка
руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с
выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и
маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со
встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок, работа по
сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
4.Графическая информация и компьютер – (7 ч)
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы
кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная
графика.Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора
растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования
рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде

редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом
процессоре). Сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.
5.Технология мультимедиа – (6 ч)
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти
компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа.
Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций;
создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.
Демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора; запись звука в
компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его
в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.
7. Резерв – (3 ч)
8 класс (35 ч)
1. Передача информации в компьютерных сетях (6ч)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические
устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции,
файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы
Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена
файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой
программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете
(используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из
Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
2.Информационное моделирование (5ч)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства
моделей.Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические,
имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного
информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных
информационных моделей
3.Хранение и обработка информации в базах данных (9ч)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись,
поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними.
Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические
операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр,
простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и
составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам;
создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в
Интернете).
4.Табличные вычисления на компьютере (11ч)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных:
тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции.
Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод
исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения
расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций;
манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка
строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
5. Резерв (4 ч)
9 класс» (34 ч)
1. Управление и алгоритмы (12ч)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда
исполнителя система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык).
Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации.
Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление
линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление
алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур,
подпрограмм).
2. Введение в программирование - (15ч)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие
типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура
программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных
операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных –
массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация,
алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод,
трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных,
ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
3.Информационные технологии и общество - (5ч)
Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие
информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об
информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые
нормы в информационной сфере.
4. Резерв - (2ч)

IV.Тематическое планирование
№

1.
2.
3.
4.

5.
6.

1.
2.
3.

4.
5.
6.
1.
2.

3.
4.

Главы

7 класс
Человек и информация.
Первое знакомство с
компьютером.
Текстовая информация
и компьютер
Графическая
информация и
компьютер.
Технология
мультимедиа.
Резерв
ИТОГО
8 класс
Передача информации
в компьютерных сетях
Информационное
моделирование
Хранение и обработка
информации в базах
данных
Табличные вычисления
на компьютере
Резерв
ИТОГО
9 класс
Управление и
алгоритмы
Программное
управление работой
компьютера
Информационные
технологии и общество
Резерв
ИТОГО
ИТОГО на уровень
образования

Общее
кол-во
часов
5
5
9

тестовые
работы

Из них:
практические
работы

контрольные
работы

-

-

-

1

1

-

1

4

-

1

2

-

1

3

-

4

2
12

-

1

1

-

1

7

6
3
35
6
5
9

1
4
35
12

2
34
94

-

1

4

1

2

4

2
10

2

5

1

6

1

-

4

2
13

23

70

15

5

-

-

-

V. Календарно - тематическое планирование
Учебный предмет: информатика
Класс: 7
Учебник: И.Г.Семакина, Л.А. Залогова, С.В. Русакова, Л.В. Шестакова.
Недельная нагрузка-1 час в неделю
Годовая учебная нагрузка-35 часов
№
урока

Тема урока

Кол-во
часов

Дата
по плану
фактически

1. Человек и информация(5 ч)
1
2
3
4
5

Введение. Техника безопасности.
Информация и знания
Восприятие и представление информации
Информационные процессы.

1

Измерение информации. Единицы
измерения информации.
Итогово-обобщающий урок

1

1
1

1

2. Первое знакомство с компьютером(5 ч)
6
7
8
9
10

11
12
13
14
15
16
17
18

19

Назначение и устройство компьютера.
1
Компьютерная память. Как устроен
1
персональный компьютер
Основные характеристики ПК
1
Пользовательский интерфейс. Файлы и
1
файловые структуры.
Практическая работа «Работа с файловой
1
структурой ОС». Контрольное
тестирование.
3. Текстовая информация и компьютер(9 ч)
Тексты в компьютерной памяти
1
Текстовые редакторы и текстовые
1
процессоры.
Практическая работа «Основные приемы
1
ввода и редактирования».
Работа с текстовым редактором.
1
Практическая работа «Форматирование
1
текста».
Работа с фрагментами текста.
1
Практическая работа «Работа с таблицами».
1
1
Дополнительные возможности текстового
редактора.
Практическая работа «Возможности
текстового редактора».
1
Контрольная работа «Обработка
текстовой информации».
4. Графическая информация и компьютер(7 ч)

20
21
22
23
24
25
26

27
28
29
30
31
32
33

Компьютерная графика
1
Технические средства компьютерной
1
графики
Как кодируется изображение.
1
Растровая и векторная графика
1
Работа с графическим редактором
1
растрового типа
Работа с графическим редактором
1
векторного типа
Контрольная работа по теме «Графическая
информация и компьютер»
5. Технология мультимедиа(6 ч)
Что такое мультимедиа
Практическая работа «Создание
презентации».
Аналоговый и цифровой звук
Технические средства мультимедиа
Компьютерные презентации
Контрольная работа «Технология
мультимедиа».
Резерв
Итого

1
1
1
1
1
1
3
35

Календарно - тематическое планирование
Учебный предмет: информатика
Класс: 8
Учебник: И.Г.Семакина, Л.А. Залогова, С.В. Русакова, Л.В. Шестакова.
Недельная нагрузка-1 час в неделю
Годовая учебная нагрузка-35 часов
№
урока

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Дата
Тема урока

Кол-во
часов

1.Передача информации в компьютерных сетях(6ч)
Как устроена компьютерная сеть.
1
Электронная почта и другие услуги сетей
1
Аппаратное и программное обеспечение сети.
1
Входная контрольная работа
Интернет и Всемирная паутина. Поисковые
1
серверы. Формирование простых запросов
Способы поиска в Интернете
1
Зачетное занятие
1
2. Информационное моделирование(5ч)
Что такое моделирование
1
Графические информационные модели
1
Табличные модели
1

10

Информационное моделирование на
компьютере

11

Работа с информационной моделью.

1
1

Контрольное тестирование
12
13

по плану

3.Хранение и обработка информации в базах данных(9ч)
Основные понятия
1
Что такое система управления базами
1
данных

14

Создание и заполнение баз данных

15

Знакомство с СУБД. Создание и
редактирование базы данных

16

Основы логики: логические величины и
формулы

1

17

Условия выбора и простые логические
выражения

1

18

Условия выбора и сложные логические
выражения

1

19

Сортировка, удаление и добавление
записей

20

Зачетное занятие

1
1

1

1
4.Табличные вычисления на компьютере(11ч)

фактически

21

История чисел и систем счисления

1

22

Перевод чисел и двоичная арифметика

1

23

Числа в памяти компьютера

1

24

Что такое электронная таблица

1

25

Правила заполнения таблицы

1

26

Работа с диапазонами. Относительная
адресация

1

27

Деловая графика. Условная функция

1

28

Логические функции и абсолютные адреса

29

Электронные таблицы и математическое
моделирование

30

Пример имитационной модели

31
32-35

Контрольное тестирование
Резерв
Итого

1
1
1
1
4
35

Календарно - тематическое планирование
Учебный предмет: информатика
Класс: 9
Учебник: И.Г.Семакина, Л.А. Залогова, С.В. Русакова, Л.В. Шестакова.
Недельная нагрузка-1 час в неделю
Годовая учебная нагрузка-34 часа
№
урока

Тема урока

Кол-во
часов

Дата
по плану

Управление и алгоритмы(12 ч)
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Управление и кибернетика. Управление с
обратной связью.
ТБ

1

Определение и свойства алгоритма

1

Графический учебный исполнитель
1
Входная контрольная работа
Вспомогательные алгоритмы и
1
подпрограммы.
Работа с учебным исполнителем
1
алгоритмов
Циклические алгоритмы
1
Язык блок-схем. Использование циклов с
1
предусловием.
Разработка циклических алгоритмов
1
Ветвление и последовательная
1
детализация
Использование метода последовательной
1
детализации для построения алгоритма.
Решение задач по алгоритмизации
1
Тест по теме Управление и алгоритмы
1
Программное управление работой компьютера(15 ч)

13

Что такое программирование

14
15
16
17
18
19

1
1
1
1
1

20
21
22

Алгоритмы работы с величинами
Линейные вычислительные алгоритмы
Знакомство с языком Паскаль
Алгоритмы с ветвящейся структурой
Программирование ветвлений на Паскале
Программирование диалога с
компьютером
Программирование циклов
Алгоритм Евклида
Таблицы и массивы

23
24
25

Массивы в Паскале
Одна задача обработки массива
Поиск наибольшего и наименьшего

1
1
1

1

1
1
1
1

фактически

26
27

28
29
30

31
32
33

элементов массива
Сортировка массива
1
Тест по теме «Программное управление
1
работой компьютера»
Информационные технологии и общество(5 ч)
Предыстория информатики. История
ЭВМ.
История программного обеспечения и
ИКТ
Информационные ресурсы современного
общества. Проблемы формирования
информационного общества
Информационная безопасность
Итоговое тестирование по курсу 9
класса
Резерв
Итого

1
1
1

1
1
2
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».