Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени В.Х.Кагазежева» с.п.Псынабо «Рассмотрено» Руководитель МО _______/ Балчугова А.Л./ Протокол № 1 от «27»08.2021 г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______ /Шугушхова Р.Б. «27_»__08_2021 г. «УТВЕРЖДАЮ» Директор МКОУ СОШ с.п.Псынабо _________/ Приказ №111 от «28» 08.2021 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА информатика 7-9 2021-2022 Шугушхова Р.Б. Предмет Классы Учебный год Учитель (ФИО) 2021г. / от I. Планируемые результатыосвоения учебного предмета Личностными результатами обучения информатике в основной школе являются: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Метапредметными результатами обучения информатике в основной школе являются: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции). приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; Предметными результатами обучения информатике в основной школе являются: Выпускник научится: создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей, таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем) создавать информационные объекты, в том числе для оформления результатов учебной работы использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы; оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности; использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами; навыкам выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи. искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам; пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий. Выпускник получит возможность научиться: • • II. осознано подходить к выбору ИКТ - средств для своих учебных и иных целей; узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера. Содержаниеучебного предмета 7 класс (35ч) 1. Человек и информация – (5 ч) Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы. Измерение информации. Единицы измерения информации. Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования. 2.Первое знакомство с компьютером – (5 ч) Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.Виды программного обеспечения (П.О). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс. Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ. 3.Текстовая информация и компьютер – (9 ч) Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода) Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок, работа по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу. 4.Графическая информация и компьютер – (7 ч) Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.Графические редакторы и методы работы с ними. Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре). Сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора. 5.Технология мультимедиа – (6 ч) Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации. Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст. Демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора; запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации. 7. Резерв – (3 ч) 8 класс (35 ч) 1. Передача информации в компьютерных сетях (6ч) Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов. Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов). Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора. 2.Информационное моделирование (5ч) Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования. Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей 3.Хранение и обработка информации в базах данных (9ч) Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей. Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей. Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете). 4.Табличные вычисления на компьютере (11ч) Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц. Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств. Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы. 5. Резерв (4 ч) 9 класс» (34 ч) 1. Управление и алгоритмы (12ч) Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм). 2. Введение в программирование - (15ч) Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование. Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов. 3.Информационные технологии и общество - (5ч) Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере. 4. Резерв - (2ч) IV.Тематическое планирование № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. Главы 7 класс Человек и информация. Первое знакомство с компьютером. Текстовая информация и компьютер Графическая информация и компьютер. Технология мультимедиа. Резерв ИТОГО 8 класс Передача информации в компьютерных сетях Информационное моделирование Хранение и обработка информации в базах данных Табличные вычисления на компьютере Резерв ИТОГО 9 класс Управление и алгоритмы Программное управление работой компьютера Информационные технологии и общество Резерв ИТОГО ИТОГО на уровень образования Общее кол-во часов 5 5 9 тестовые работы Из них: практические работы контрольные работы - - - 1 1 - 1 4 - 1 2 - 1 3 - 4 2 12 - 1 1 - 1 7 6 3 35 6 5 9 1 4 35 12 2 34 94 - 1 4 1 2 4 2 10 2 5 1 6 1 - 4 2 13 23 70 15 5 - - - V. Календарно - тематическое планирование Учебный предмет: информатика Класс: 7 Учебник: И.Г.Семакина, Л.А. Залогова, С.В. Русакова, Л.В. Шестакова. Недельная нагрузка-1 час в неделю Годовая учебная нагрузка-35 часов № урока Тема урока Кол-во часов Дата по плану фактически 1. Человек и информация(5 ч) 1 2 3 4 5 Введение. Техника безопасности. Информация и знания Восприятие и представление информации Информационные процессы. 1 Измерение информации. Единицы измерения информации. Итогово-обобщающий урок 1 1 1 1 2. Первое знакомство с компьютером(5 ч) 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Назначение и устройство компьютера. 1 Компьютерная память. Как устроен 1 персональный компьютер Основные характеристики ПК 1 Пользовательский интерфейс. Файлы и 1 файловые структуры. Практическая работа «Работа с файловой 1 структурой ОС». Контрольное тестирование. 3. Текстовая информация и компьютер(9 ч) Тексты в компьютерной памяти 1 Текстовые редакторы и текстовые 1 процессоры. Практическая работа «Основные приемы 1 ввода и редактирования». Работа с текстовым редактором. 1 Практическая работа «Форматирование 1 текста». Работа с фрагментами текста. 1 Практическая работа «Работа с таблицами». 1 1 Дополнительные возможности текстового редактора. Практическая работа «Возможности текстового редактора». 1 Контрольная работа «Обработка текстовой информации». 4. Графическая информация и компьютер(7 ч) 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Компьютерная графика 1 Технические средства компьютерной 1 графики Как кодируется изображение. 1 Растровая и векторная графика 1 Работа с графическим редактором 1 растрового типа Работа с графическим редактором 1 векторного типа Контрольная работа по теме «Графическая информация и компьютер» 5. Технология мультимедиа(6 ч) Что такое мультимедиа Практическая работа «Создание презентации». Аналоговый и цифровой звук Технические средства мультимедиа Компьютерные презентации Контрольная работа «Технология мультимедиа». Резерв Итого 1 1 1 1 1 1 3 35 Календарно - тематическое планирование Учебный предмет: информатика Класс: 8 Учебник: И.Г.Семакина, Л.А. Залогова, С.В. Русакова, Л.В. Шестакова. Недельная нагрузка-1 час в неделю Годовая учебная нагрузка-35 часов № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Дата Тема урока Кол-во часов 1.Передача информации в компьютерных сетях(6ч) Как устроена компьютерная сеть. 1 Электронная почта и другие услуги сетей 1 Аппаратное и программное обеспечение сети. 1 Входная контрольная работа Интернет и Всемирная паутина. Поисковые 1 серверы. Формирование простых запросов Способы поиска в Интернете 1 Зачетное занятие 1 2. Информационное моделирование(5ч) Что такое моделирование 1 Графические информационные модели 1 Табличные модели 1 10 Информационное моделирование на компьютере 11 Работа с информационной моделью. 1 1 Контрольное тестирование 12 13 по плану 3.Хранение и обработка информации в базах данных(9ч) Основные понятия 1 Что такое система управления базами 1 данных 14 Создание и заполнение баз данных 15 Знакомство с СУБД. Создание и редактирование базы данных 16 Основы логики: логические величины и формулы 1 17 Условия выбора и простые логические выражения 1 18 Условия выбора и сложные логические выражения 1 19 Сортировка, удаление и добавление записей 20 Зачетное занятие 1 1 1 1 4.Табличные вычисления на компьютере(11ч) фактически 21 История чисел и систем счисления 1 22 Перевод чисел и двоичная арифметика 1 23 Числа в памяти компьютера 1 24 Что такое электронная таблица 1 25 Правила заполнения таблицы 1 26 Работа с диапазонами. Относительная адресация 1 27 Деловая графика. Условная функция 1 28 Логические функции и абсолютные адреса 29 Электронные таблицы и математическое моделирование 30 Пример имитационной модели 31 32-35 Контрольное тестирование Резерв Итого 1 1 1 1 4 35 Календарно - тематическое планирование Учебный предмет: информатика Класс: 9 Учебник: И.Г.Семакина, Л.А. Залогова, С.В. Русакова, Л.В. Шестакова. Недельная нагрузка-1 час в неделю Годовая учебная нагрузка-34 часа № урока Тема урока Кол-во часов Дата по плану Управление и алгоритмы(12 ч) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Управление и кибернетика. Управление с обратной связью. ТБ 1 Определение и свойства алгоритма 1 Графический учебный исполнитель 1 Входная контрольная работа Вспомогательные алгоритмы и 1 подпрограммы. Работа с учебным исполнителем 1 алгоритмов Циклические алгоритмы 1 Язык блок-схем. Использование циклов с 1 предусловием. Разработка циклических алгоритмов 1 Ветвление и последовательная 1 детализация Использование метода последовательной 1 детализации для построения алгоритма. Решение задач по алгоритмизации 1 Тест по теме Управление и алгоритмы 1 Программное управление работой компьютера(15 ч) 13 Что такое программирование 14 15 16 17 18 19 1 1 1 1 1 20 21 22 Алгоритмы работы с величинами Линейные вычислительные алгоритмы Знакомство с языком Паскаль Алгоритмы с ветвящейся структурой Программирование ветвлений на Паскале Программирование диалога с компьютером Программирование циклов Алгоритм Евклида Таблицы и массивы 23 24 25 Массивы в Паскале Одна задача обработки массива Поиск наибольшего и наименьшего 1 1 1 1 1 1 1 1 фактически 26 27 28 29 30 31 32 33 элементов массива Сортировка массива 1 Тест по теме «Программное управление 1 работой компьютера» Информационные технологии и общество(5 ч) Предыстория информатики. История ЭВМ. История программного обеспечения и ИКТ Информационные ресурсы современного общества. Проблемы формирования информационного общества Информационная безопасность Итоговое тестирование по курсу 9 класса Резерв Итого 1 1 1 1 1 2 34