Аннотация
к рабочей программе по физкультуре
5-9 классы
Рабочая программа по учебному курсу «Физическая культура» для 5-9 классов разработана
в соответствии: - с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования. );
рабочей программой «Физическая культура» учащихся 5 – 9 классов» (В. И.
Лях, М.Я. Виленского- М.: Просвещение, 2021);
– учебники «Физическая культура 5-7 классы» автор М.Я. Виленского, М.
Просвещение, «Физическая культура 8-9 классы, автор В.И. Лях, М. Просвещение.»
В программе В. И. Ляха, М.Я. Виленского программный материал делится на
две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с
федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент. Базовая часть
выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура».
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Физическая культура» изучается с 5 по 9 класс из расчёта 2 ч в неделю: в 5
классе — 68 ч, в 6 классе — 68 ч, в 7 классе — 68 ч, в 8 классе —
68 ч. в 9 классе — 68 ч.
Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения
сложности элементов на базе ранее пройденных. Для ознакомления с теоретическими
сведениями можно выделять время как в процессе уроков, так и при выделении одного
часа в четверти, специально отведенного для этой цели.
Целью предмета «Физическая культура» в основной школе является
формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно
использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения
собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного
отдыха. Учебный предмет
«Физическая культура» в основной школе строится так, чтобы были решены следующие
задачи:
Укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение
функциональных возможностей организма;
Формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта
физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью,
техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
Освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном
развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
Обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивнооздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими
упражнениями;
Воспитание положительных качеств личности, норм коллективного
взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО
КУРСА
Предметом
обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность
человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой
деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества,
осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление,
творчество и самостоятельность. Важнейшим требованием проведения современного
урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и
индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического
развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и
качеств, соблюдения гигиенических норм.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Базовым результатом
образования в области физической культуры в основной школе является освоение
учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая
культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством
формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти
способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного
процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры),
выходящих за рамки предмета «Физическая культура». Универсальными компетенциями
учащихся образования по физической культуре являются: — умения организовывать
собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; —
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками в достижении общих целей; — умение доносить информацию в
доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со
сверстниками и взрослыми людьми. Содержание учебного предмета «Физическая
культура» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан
России, способных к активной самореализации в личной, общественной и
профессиональной деятельности. В соответствии со структурой двигательной
деятельности предмет включает в себя три основных учебных раздела: «Знания о
физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы
двигательной деятельности» (операционный компонент деятельности), «Физическое
совершенствование» (процессуально-мотивационный компонентдеятельности).
Формы и средства контроля
Учебные нормативы по физической культуре для учащихся 6-9 класса
Контрольные нормативы: проверка учебных нормативов проводится в течении
всего учебного года с целью контроля уровня физической подготовленности учащихся на
разных этапах обучения.
Тестовые нормативы: проводятся в начале и в конце учебного года в рамках
урока с целью выявления динамики физического развития учащихся и с целью более
правильного распределения нагрузки на уроках
Промежуточная аттестация по физической культуре проходит в форме сдачи
рекомендуемых
нормативов
физической
подготовленности
учащихся
общеобразовательных учреждений. Данные нормативы взяты из «Спортивно- технический
комплекс «Готов к труду и защите Отечества» (далее – нормативы) и определяют уровень
физических качеств, способностей учащихся.
Требования нормативов учащиеся выполняют в конце учебного года. Условия
выполнения зачетов по умениям и знаниям нормативов
На зачете учащиеся демонстрируют знания и умения по основным разделам
программы по физическому воспитанию: основы физической культуры и здорового
образа жизни; физкультурно-оздоровительная деятельность; спортивно-оздоровительная
деятельность. Форму зачета определяет учитель физической культуры.
Задания для итоговой поверки учащихся с ОВЗ по выполнению ими
«Требований к уровню подготовки выпускников средней школы» могут носить разный
характер в зависимости от решаемых задач. Эти задания составляются учителем
физической культуры и утверждаются на педагогическом совете МО. В зависимости от
вида задания формы проверки могут быть различными:
- подготовка рефератов,
- устный опрос,
- письменное тестирование,
-практическое выполнение упражнений.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной
образовательной
программы
основного
общего
образования
Федерального
государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 5—9 классов
направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных
результатов по физической культуре. Личностные результаты
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
• знание истории физической культуры своего народа, своего края как части
наследия народов России и человечества;
• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества;
• воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки вмире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразиесовременного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; • готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальныесообщества;
• участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской,творческой и других видов деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию
индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения
учебного предмета «Физическая культура». Они включают в себя основы гражданской
идентичности, сформированную мотивацию к обучению; и познанию в сфере физической
культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения
индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых
результатов в физическом совершенстве.
Аннотация
к рабочей программе по физкультуре
10-11 классы
Настоящая рабочая программа по физической культуре для обучающихся
10-11 классов создана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования;
- примерной основной образовательной программы среднего общего
образования;
- авторской программы Лях В.И.
Основной целью образования в области физической культуры является
формирование у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении
к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом
использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
При изучении физической культуры реализуются следующие задачи:
-содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков
правильной осанки и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней
среды;
- развитие жизненно важных двигательных умений и навыков (координационных
способностей
- точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и
силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на
сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве; кондиционных
способностей – скоростных, скоростно -силовых, выносливости и гибкости), формирование
опыта двигательной деятельности;
-развитие основных физических качеств и способностей, укрепление
здоровья, расширение функциональных возможностей организма, представления об
основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил
безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
- формирование адекватной оценки собственных физических возможностей,
культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с
общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в
физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории в
современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни, знаний о личной
гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные
системы организма, о развитии волевых и нравственных представлений о
физической культуре личности и приемах самоконтроля;
-воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
избранными видами спорта в свободное время, инициативности, самостоятельности,
взаимопомощи, дисциплинированности,
чувства ответственности, ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки
соблюдения личной гигиены.
Срок реализации программы: 2 года (10,11 класс).
В соответствии с учебным планом на изучение физической культуры в
10 и 11 классе отведено по 68 часов (2 часа в неделю).
Учебные пособия: Лях В.И. Физическая культура. 10-11 классы. Москва,
Просвещение, 2021