Элективный курс по биологии 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи КабардиноБалкарской Республики
Муниципальное образование Урванского района
МКОУ СОШ с.п. Псынабо

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО ЕМЦ

Заместитель директора
________________________ по УВР

Директор МКОУ СОШ
им.В.Х.Кагазежева
с.п.Псынабо
Балчугова А.Л. ________________________

[Протокол №7]
от «28» 06 2025 г.

Шугушхова Р.Б. ________________________
от «28» 06 2025 г.
Теувова И.Х.
Приказ № 55
от «30» 06 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса
«Подготовка к ЕГЭ по биологии»
БИОЛОГИЯ 11 класс

с.п.Псынабо 2025г

1

Раздел I.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
1.1. Планируемые образовательные результаты
Программа элективного курса разработана в соответствии со стандартом
среднего (полного) общего образования по биологии и требованиями
кодификатора ЕГЭ по биологии. Программа курса направлена: на оказание
помощи школьникам в расширении, обобщение и систематизации знаний
основных разделов биологии; на выработку у учащихся основных компетенций
в области биологии; на развитие у школьников понимания значения знаний
разделов биологии в современном обществе.
Элективный курс позволяет углубить и расширить знания обучающихся
общих закономерностей биологической науки. Кроме того, после изучения
каждого блока учащиеся имеют возможность закрепить полученные знания
решением биологических задач, большинство которых рекомендованы в
сборниках ЕГЭ для тренировки.
Концепция программы курса заключается в том, что её разработка связана
с разработкой системы специализированной подготовки (профильного
обучения) в старших классах и направлено на реализацию личностно ориентированного процесса, при котором максимально учитываются интересы,
склонности, и способности старшеклассников. Основной акцент
курса
ставится не на приоритете содержания, а на приоритете освоения учащимися
способов действий, не нанося ущерб самому содержанию, т.е. развитию
предметных и межпредметных компетенций, что находит отражение в
контрольно-измерительных материалах ЕГЭ.
Целью курса является:
Обобщение, систематизация, расширение и углубление знаний учащихся
об основных биологических закономерностях; формирование навыков решения
биологических задач различных типов.
Задачи курса:
1. Формирование системы знаний по основным законам биологии.
2. Формирование умений и навыков решения биологических задач
репродуктивного, прикладного и творческого характера.
3. Отработка навыков применения генетических законов.
4. Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать
логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе
изучения строения и жизнедеятельности организмов.
5. Формирование потребности в приобретении новых знаний и способах их
получения путем самообразования.

2

Благодаря элективному курсу выполняется несколько функций:
1. Курс помогает закрепить и углубить уровень знаний учащихся по
биологии, применить эти знания путём решения биологических задач.
2. Осуществляется личностно-ориентированный подход в обучении. То
есть учитываются индивидуальные склонности и способности учащихся и
создаются условия для обучения их в соответствии с профессиональными
интересами.
В результате прохождения программы элективного курса:
Учащиеся должны знать:
 Основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная
теория Ч. Дарвина), учения В.И. Вернадского о биосфере, сущность законов Г.
Менделя;
 классификацию живых организмов;
 особенности строения представителей основных типов и классов
животных, отделов и семейств растений; характеристику процессов
жизнедеятельности представителей растений и животных;
 сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,
действие
естественного
и
искусственного
отбора,
формирование
приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение
энергии в экосистемах и биосфере;
 этапы эволюции органического мира;
 уровни организации живой материи;
 процессы круговорота веществ в биосфере;
Учащиеся должны уметь:
 сравнивать общие черты организации, строение и особенности
функционирования физиологических систем органов живых организмов,
принадлежащих к различным систематическим группам, делать выводы на
основе сравнения;
 распознавать и описывать органы и системы органов животных на
муляжах, препаратах и таблицах;
 определять гербарные экземпляры растений по систематическим
категориям;
 схематично изображать строение органов и систем органов;
 изучать биологические объекты и процессы, проводить лабораторные
наблюдения, ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять
результаты опытов;
 осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в
словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети
Интернет;
 решать задачи по молекулярной биологии, генетике, экологии.
Элективный курс включает теоретические занятия и практикумы по
3

решению заданий.
1.2. Планируемые воспитательные результаты
Планируемые результаты воспитания нацелены на перспективу развития и
становления личности обучающегося. Результаты достижения цели, решения задач
воспитания даны в форме целевых ориентиров.
Целевые ориентиры результатов воспитания
на уровне среднего общего образования
Направления

Характеристики (показатели)

Гражданское

Осознанно выражающий свою российскую гражданскую
идентичность в поликультурном и многоконфессиональном
российском обществе, современном мировом сообществе.
Сознающий свое единство с народом России как источником
власти
и
субъектом
тысячелетней
российской
государственности, с Российским государством, ответственность
за развитие страны, российской государственности в настоящем
и будущем.
Проявляющий готовность к защите Родины, способный
аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа
России и Российского государства, сохранять и защищать
историческую правду о Российском государстве в прошлом и в
современности.
Ориентированный на активное гражданское участие на основе
уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан,
уважения к историческому и культурному наследию России.
Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой
дискриминации в обществе по социальным, национальным,
расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности.
Обладающий опытом гражданской социально значимой
деятельности (школьном самоуправлении, добровольчестве,
экологических, природоохранных, военно-патриотических и др.
объединениях, акциях, программах).
Выражающий
свою
этнокультурную
идентичность,
демонстрирующий приверженность к родной культуре на основе
любви к своему народу, знания его истории и культуры.
Сознающий себя патриотом своего народа и народа России в
целом, деятельно выражающий чувство причастности к
многонациональному народу России, к Российскому Отечеству,
свою общероссийскую культурную идентичность.
Проявляющий
деятельное
ценностное
отношение
к
историческому и культурному наследию своего и других
народов России, к национальным символам, праздникам,
памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране
– России.
Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за
рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в
сохранении общероссийской культурной идентичности.

Патриотическое

4

Духовнонравственное

Эстетическое

Проявляющий
приверженность
традиционным
духовнонравственным ценностям, культуре народов России (с учетом
мировоззренческого,
национального,
религиозного
самоопределения семьи, личного самоопределения).
Действующий и оценивающий свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей
и норм с учетом осознания последствий поступков.
Сознающий и деятельно выражающий понимание ценности
каждой человеческой личности, свободы мировоззренческого
выбора, самоопределения, отношения к религии и религиозной
принадлежности человека.
Демонстрирующий уважение к представителям различных
этнокультурных групп, традиционных религий народов России,
национальному достоинству, религиозным убеждениям с учетом
соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан.
Понимающий
и
деятельно
выражающий
ценность
межрелигиозного, межнационального согласия людей, граждан,
народов в России.
Способный вести диалог с людьми разных национальностей,
религиозной
принадлежности,
достигать
в
нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения.
Ориентированный на создание устойчивой многодетной семьи
на основе российских традиционных семейных ценностей,
понимании брака как союза мужчины и женщины для создания
семьи, рождения и воспитания в ней детей, неприятия насилия в
семье, ухода от родительской ответственности.
Обладающий сформированными представлениями о роли
русского и родного языков, литературы в жизни человека,
народа, общества, Российского государства, их значении в
духовно-нравственной культуре народа России, мировой
культуре.
Демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству
познания отечественной и мировой культуры.
Знающий и уважающий художественное творчество своего
народа, других народов, понимающий его значение в культуре.
Критически оценивающий и деятельно проявляющий понимание
эмоционального воздействия искусства, его влияния на
душевное состояние и поведение людей.
Сознающий
и
деятельно
проявляющий
понимание
художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения
в
современном
обществе,
значение
нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на осознанное самовыражение в разных видах
искусства, художественном творчестве с учетом российских
традиционных духовных и нравственных ценностей, на
эстетическое обустройство собственного быта.

5

Физическое

Трудовое

Выражающий понимание ценности отечественного и мирового
художественного наследия, роли народных традиций и
народного творчества в искусстве.
Понимающий и выражающий в практической деятельности
ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных
усилий в сохранении и укреплении своего здоровья, здоровья
других людей.
Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и
отдыха, физическая активность), стремление к физическому
самосовершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий
безопасный и здоровый образ жизни.
Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных
для физического и психического здоровья привычек, поведения
(употребление алкоголя, наркотиков, курение, игровая и иные
зависимости, деструктивное поведение в обществе и цифровой
среде).
Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в
том числе безопасного поведения в информационной среде.
Развивающий свои способности адаптироваться к стрессовым
ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся
социальным, информационным и природным условиям.
Демонстрирующий навыки рефлексии своего физического и
психологического состояния, состояния окружающих людей с
точки зрения безопасности, сознательного управления своим
эмоциональным состоянием, готовность и умения оказывать
первую помощь себе и другим людям.
Уважающий труд, результаты труда, трудовую собственность,
материальные ресурсы и средства свои и других людей,
трудовые и профессиональные достижения своих земляков, их
социально значимый вклад в развитие своего поселения, края,
страны.
Проявляющий сформированные навыки трудолюбия, готовность
к честному труду.
Участвующий практически в социально значимой трудовой
деятельности разного вида в семье, школе, своей местности, в
том числе оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с
учетом соблюдения норм трудового законодательства.
Способный к творческой созидательной социально значимой
трудовой деятельности в различных социально-трудовых ролях,
в том числе предпринимательской деятельности в условиях
самозанятости или наемного труда.
Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой,
профессиональной деятельности в российском обществе с
учетом личных жизненных планов, потребностей своей семьи,
общества.
Выражающий
осознанную
готовность
получения
профессионального образования, к непрерывному образованию в
течение жизни как условию успешной профессиональной и

6

Экологическое

Познавательное

общественной деятельности.
Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования
трудовых отношений, самообразования и профессиональной
самоподготовки в информационном высокотехнологическом
обществе, готовый учиться и трудиться в современном
обществе.
Выражающий
и
демонстрирующий
сформированность
экологической культуры на основе понимания влияния
социально-экономических
процессов
на
окружающую
природную среду.
Применяющий знания социальных и естественных наук для
решения задач по охране окружающей среды.
Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред
природе, окружающей среде.
Знающий и применяющий умения разумного, бережливого
природопользования в быту, в общественном пространстве.
Имеющий и развивающий опыт экологически направленной,
природоохранной,
ресурсосберегающей
деятельности,
участвующий в его приобретении другими людьми.
Деятельно выражающий познавательные интересы в разных
предметных областях с учетом своих способностей, достижений.
Обладающий представлением о научной картине мира с учетом
современных достижений науки и техники, достоверной научной
информации, открытиях мировой и отечественной науки.
Выражающий навыки аргументированной критики антинаучных
представлений, идей, концепций, навыки критического
мышления.
Сознающий и аргументированно выражающий понимание
значения науки, научных достижений в жизни российского
общества, в обеспечении его безопасности, в гуманитарном,
социально-экономическом развитии России в современном мире.
Развивающий и применяющий навыки наблюдений, накопления
и
систематизации
фактов,
осмысления
опыта
в
естественнонаучной и гуманитарной областях познания,
исследовательской деятельности.

7

Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Подготовка к ЕГЭ по биологии»
(Биология, 11 класс)
Введение (1 час)
Виды заданий при итоговой аттестации. Инструктаж по заполнению
бланков при выполнении тестовых заданий.
Входное тестирование. Выполнение Демо-версий ЕГЭ за предыдущие
годы. Проверка выполнения теста, анализ результатов. Рефлексия.
Раздел 1. Биология – наука о живой природе (4 часа)
Общебиологические закономерности (1час).
Эволюция биологических систем, саморегуляция, сходство строения и
функций, сходный план передачи генетической информации и пр.
Роль биологии в формировании научных представлений о мире
(1час).
Вклад учёных в развитие знаний о живой природе. Описательный период
в развитии биологии. К. Линней. Креационизм и гипотезы самозарождения
жизни. Ф. Реди, А. Левенгук, Л. Пастер и др. Развитие представлений о клетке.
Р. Гук, Т. Шванн, Т. Шлейден и др. Развитие представлений о развитии
организмов. К. Бэр, Э. Геккель, Ф. Мюллер, Р. Вирхов и др.
Практикум «Нахождение соответствия при прохождении темы
«Уровни организации живой материи» (1 час).
Уровни организации материи: молекулярный, клеточный, тканевый,
органный,
организменный,
популяционно-видовой,
экосистемный,
биосферный. Признаки уровней: системность, саморегуляция и др.
Практикум «Основные свойства живого» (1час).
Рост, развитие, раздражимость, ритмичность, размножение, обмен
веществ и энергии, саморегуляция, движение, определённый химический
состав. Характеристика свойств живого.
Раздел 2. Клетка как биологическая система (8 часов)
Химический состав клетки (1час).
Элементарный состав клетки. Неорганические и органические вещества в
клетке.
Практикум «Нуклеиновые кислоты» (1час).
Строение, разнообразие и функции нуклеиновых кислот. Транскрипция.
Трансляция. Биосинтез белка. Решение задач на комплементарность.
Практикум «Нахождение соответствия между строением, свойствами

8

и функцией органических веществ в клетке» (1час).
Углеводы. Белки. Липиды. Функции: энергетическая, строительная,
запасающая, защитная, сигнальная и др.
Структурно-функциональная организация эукариотических клеток
(1час).
Клеточная мембрана, органоиды цитоплазмы. Связь строения и функции
на конкретных примерах.
Практикум «Клетки прокариот» (1час).
Особенности строения прокариотической клетки. Сравнение с
эукариотической клеткой. Слабое развитие мембранных структур, отсутствие
оформленного ядра и др.
Метаболизм в клетке (1час).
Понятие обмена веществ. Анаболизм и его признаки. Строение
хлоропластов. Фотосинтез. Световая и темновая фазы. Катаболизм, его
признаки. Строение митохондрий. АТФ и её роль в клетке. Подготовительный,
бескислородный и кислородный этапы превращения энергии.
Практикум «Методы изучения клетки. Клеточные технологии»
(1час).
Микроскопирование, центрифугирование, воздействие мутагенами,
наблюдение, описание, моделирование на компьютере и др. Современные
клеточные технологии. Клеточная инженерия.
Неклеточные формы жизни (1час).
Вирусы, бактериофаги и другие неклеточные формы жизни. Особенности
строения и жизнедеятельности. Вирусные заболевания. ВИЧ-инфекция. СПИД.
Раздел 3. Организм как биологическая система (6 часов).
Практикум «Размножение организмов» (1час).
Деление клеток: митоз, мейоз. Типы размножения: бесполое, половое.
Способы размножения организмов. Строение половых клеток. Оплодотворение.
Общие закономерности онтогенеза (1час).
Стадии развития зародыша. Сходство зародышей хордовых животных.
Биогенетический закон и его значение.
Развитие организмов (1час).
Развитие прямое и непрямое (с полным и неполным превращением).
Влияние окружающей среды на развитие организма (зародыша). Рудименты и
атавизмы.
Закономерности наследственности и изменчивости (1час).
Носители наследственной информации – нуклеиновые кислоты. Строение
хромосом, расхождение хромосом в процессе мейоза. Аллельные гены, их

9

поведение. Независимое и сцепленное наследование. Взаимодействие генов.
Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Наследственная
(фенотипическая,
или
модификационная)
изменчивость.
Сравнение
наследственной и ненаследственной изменчивости и их роль в эволюции.
Практикум «Решение задач по генетике» (1час).
Решение задач на моногибридное, дигибридное, анализирующее
скрещивание. Другие виды наследования признаков.
Практикум «Составление родословной» (1час).
Наследование признаков, связанных с полом. Методы изучения
наследования признаков у человека. Изучение родословной и составление
схемы генеалогического древа семьи. Решение задач.
Раздел 4. Многообразие организмов (5 часов).
Практикум «Основные систематические категории» (1час).
Предмет систематики. Искусственные и естественные системы.
Принципы классификации. Таксоны. Двойные названия для видов.
Характеристика царства Растения (1час).
Разнообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности.
Роль в природе и жизни человека. Эволюция растений.
Характеристика царства Животные (1час).
Разнообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности.
Роль в природе и жизни человека. Эволюция животных.
Характеристика царства Грибы (1час).
Разнообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности
грибов. Роль в природе и жизни человека. Лишайники.
Практикум «Использование организмов в биотехнологии»(1час).
Биологические основы выращивания культурных растений и домашних
животных. Направление развития биотехнологии.
Раздел 5. Человек и его здоровье (4 часа).
Биосоциальная природа человека (1час).
Место человека в системе органического мира, гипотезы происхождения
человека. Черты сходства и различия в строении, поведении и развитии
человека и млекопитающих (человекообразных обезьян).
Строение и жизнедеятельность клеток, тканей, органов, систем
органов человека (3 часа).
Опорно-двигательная система. Внутренняя среда организма. Обмен
веществ и превращение энергии. Системы органов. Нервная и гуморальная
регуляция жизнедеятельности организма. Высшая нервная деятельность.

10

Раздел 6. Надорганизменные системы (3 часа).
Эволюция органического мира (1час).
Развитие жизни на Земле. Геохронологическая таблица распределения
палеонтологических ископаемых. Ископаемые формы растений и животных.
Переходные формы. Псилофиты, кистепёрые рыбы и др. основные
ароморфозы.
Синтетическая теория эволюции (СТЭ) (1час).
Создатели СТЭ, движущие силы эволюции: наследственная
изменчивость, борьба за существование, изоляция, популяционные волны,
мутационный процесс, естественный отбор. Результаты эволюции: усложнение
организации, появление новых видов и приспособленность к условиям жизни.
Направления эволюции: биологический прогресс и регресс.
Практикум «Вид и его критерии. Популяция» (1час).
Определение вида и популяции. Критерии вида: морфологический,
генетический, экологический и др. ареал вида. Вид – единица систематики.
Генофонд популяций. Численность, плотность, соотношение полов и возрастов.
Популяция – структурная единица вида, единица эволюции.
Раздел 7. Экосистемы и присущие им закономерности (2 часа).
Естественные сообщества живых организмов и их компоненты (1час)
Биоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы,
редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Причины смены биоценозов. Формирование новых сообществ.
Экологические факторы (1час).
Абиотические факторы среды. Интенсивность действия факторов.
Взаимодействие факторов. Пределы выносливости. Цепи и сети питания.
Экологическая пирамида.
Раздел 8. Итоговое занятие (1 час).
Итоговое тестирование по вариантам ЕГЭ (1ч)
Анализ типичных ошибок. Рефлексия.

11

Учебно-тематический план
№
п/п

Наименование
разделов и тем

КолВ том числе
во
Практические
Формы работы
часов
занятия
1
1
Диагностика, тестирование.

1

Введение.

2

Биология – наука о живой
природе.

4

2

3

Клетка как биологическая
система.

8

4

4

Организм как
биологическая система.

6

3

5

Многообразие организмов.

5

2

6

Человек и его здоровье

4

3

7

Надорганизменные
системы

3

1

8

Экосистемы и присущие им
закономерности.

2

-

9

Итоговое занятие.

1

1

Практикум по решению задач.
Проверка знаний, умений и
навыков
полученных
при
изучении темы «Биология –
наука о живой природе».
Практикум по решению задач.
Проверка знаний, умений и
навыков
полученных
при
изучении темы «Клетка как
биологическая система».
Практикум по решению задач.
Проверка знаний, умений и
навыков
полученных
при
изучении темы «Организм как
биологическая система».
Практикум по решению задач.
Проверка знаний, умений и
навыков
полученных
при
изучении темы «Многообразие
организмов».
Проверка знаний, умений и
навыков
полученных
при
изучении темы «Человек и его
здоровье».
Практикум по решению задач.
Проверка знаний, умений и
навыков полученных при
изучении темы
«Надорганизменные системы».
Проверка знаний, умений и
навыков
полученных
при
изучении темы «Экосистемы и
присущие им закономерности».
Проверка знаний, умений и
навыков,
полученных
при
изучении элективного курса.

12

Раздел III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по биологии», 11 класс
№

Тема занятия

Кол-во
часов

Дата проведения
план

факт

Введение. Входное тестирование.
1
Раздел 1. Биология – наука о живой природе (4 часа)
2
Общебиологические закономерности.
1
3
Роль биологии в формировании научных представлений о мире.
1
4
Практикум «Уровни организации живой материи».
1
5
Практикум «Основные свойства живого».
1
Раздел 2. Клетка как биологическая система (8 часов)
6
Химический состав клетки.
1
7
Практикум «Нуклеиновые кислоты».
1
8
Практикум «Нахождение соответствия между строением,
1
свойствами и функцией органических веществ в клетке».
9
Структурно – функциональная организация клеток эукариот.
1
10 Практикум «Клетки прокариот».
1
11 Метаболизм в клетке.
1
12 Практикум «Методы изучения клетки. Клеточные технологии».
1
13 Неклеточные формы жизни.
1
Раздел 3. Организм как биологическая система (6 часов)
14 Практикум «Размножение организмов».
1
15 Общие закономерности онтогенеза.
1
16 Развитие организмов.
1
17 Закономерности наследственности и изменчивости.
1
18 Практикум «Решение задач по генетике».
1
19 Практикум «Составление родословной».
1
Раздел 4. Многообразие организмов (5 часов)
20 Практикум «Основные систематические категории».
1
21 Характеристика царства Растения.
1
22 Характеристика царства Животные.
1
23 Характеристика царства Грибы.
1
24 Практикум «Использование организмов в биотехнологии».
1
Раздел 5. Человек и его здоровье (4 часа)
25 Биосоциальная природа человека.
1
26 Строение и жизнедеятельность клеток.
1
27 Строение и жизнедеятельность тканей.
1
28 Строение и жизнедеятельность органов и систем органов.
1
Раздел 6. Надорганизменные системы (3 часа)
29 Эволюция органического мира.
1
30 Синтетическая теория эволюции
1
31 Практикум «Вид и его критерии. Популяция».
1
Раздел 7. Экосистемы и присущие им закономерности (2 часа)
32 Естественные сообщества живых организмов и их компоненты
1
33 Экологические факторы.
1
Раздел 8. Итоговое занятие (1 час)
34 Итоговое тестирование
1
Итого: 34 часа
1

13

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».