Рабочая программа по литературному чтению на кабардино-черкесском языке 3-4 классы

1.Планируемые результаты освоения курса
3 класс
Личностные результаты
•внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку
литературного чтения и к процессу чтения;
•ориентация на содержательные моменты школьной действительности;
•мотивация обращения к художественному произведению как источнику эстетического
наслаждения; мотивация обращения справочной и энциклопедической литературе как
источнику получения информации;
•первоначальные представления о нравственных понятиях (поступок, честность, верность
слову), отражѐнных в литературных произведениях;
•умение отвечать на вопрос: «Что значит поступать по совести, жить по совести?»;
•умение самостоятельно понимать мотивы поступков героев произведения; соотносить их
с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;
•способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев
или образца.
Учащиеся получат возможность научиться:
•осознавать роль книги в мировой
культуре;
рассматривать
книгу
как
нравственную ценность;
•осознавать, что такое тщеславие, гнев, самообладание;
•осознавать нравственный смысл понятий: поступок, подвиг.
Метопредметные результаты
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
•самостоятельно
формулировать
тему и
цели урока, систему
вопросов, рассматриваемую на уроке;
•составлять возможный план действий совместно с учителем;
•работать в соответствии с заявленным планом;
•корректировать свою деятельность в соответствии с допущенными ошибками;
•вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и определять степень успешности
выполнения задания.
Учащиеся получат возможность научиться:
•планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ
реализации, в том числе во внутреннем плане;
•осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
•оценивать правильность выполнения действия
на
уровне
адекватной ретроспективной оценки. Познавательные
УУД Учащиеся
научатся:
•осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в
учебной и справочной литературе;
•устанавливать причинно-следственные связи в тексте; пересказывать текст, создавать
собственное высказывание по аналогии;
•находить необходимые слова в тексте; используя опорные слова, составлять своѐ
высказывание;

•самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на
его основе самостоятельно представлять героев, событие. Учащиеся получат возможность
научиться:
•использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное — и
выбирать разные виды чтения в соответствии с поставленными задачами;
•работать с текстом, иллюстрацией, схемой, таблицей;
•преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу,
схему);
•пользоваться справочной и энциклопедической литературой.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
•составлять высказывание под руководством учителя устной и письменной форме;
•владеть монологической и диалогической формами речи;
•высказывать и обосновывать свою точку зрения;
•слушать и слышать других, пытаться понять иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
•строить понятные для партнѐра (собеседника) высказывания;
•договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Учащиеся
получат возможность научиться:
•участвовать в коллективной работе; планировать работу группы в соответствии с
поставленным заданием;
•готовить самостоятельно проекты;
•создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.
Предметные результаты
Виды
речевой
и
читательской
деятельности
Учащиеся научатся:
• осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;
•использовать
простейшие приѐмы
анализа
различных видов текста;
самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной
пословицы;
•устанавливать причинно-следственные связи;
•задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
•самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на
основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям
произведения; сравнивать героев одного произведения;
•находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть
выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными
параметрами.
•составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в
соответствии с представленными образцами;
•сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам,
определять отличительные особенности;
•сравнивать произведения
художественной
и
научно-познавательной
литературы; находить
необходимую информацию в научно-познавательном
тексте для подготовки сообщения;
•сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе
выделения объектов картины.

стихотворения.
•выразительно читать, выявляя авторское отношение изображаемому, передавать
настроение при чтении;
•составлять самостоятельно тексты разных жанров;
•выполнять творческий
пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;

4 класс
1.Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к
чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного
читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения
разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения
младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного
содержания литературного чтения учащиеся приобретают обще учебное умение
осознанно читать тексты. 2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной
культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов,
ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире.
В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические
высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают
различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом
учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
3.Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в
художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как
особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность
и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение
сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка);
находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.
4.Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника;
понимание духовной сущности произведений.
С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния
на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое
значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник
осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим
миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии героев,
событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий
произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как
предпосылки собственного поведения в жизни.
Обучающиеся к концу 4класса учащиеся научатся:
- различенные произведения устного народного творчества
- названия, основное содержание изученных литературных произведений
- имена, фамилии изученных литературных произведений
- содержание прочитанного
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки)

- определять тему и главную мысль произведения
- пересказывать текст
- делить текст на смысловые части
- составлять простой план текста
- читать осознанно текст
- читать стихотворные произведения наизусть
- осуществлять выбор произведения для чтения перед аудиторией
- читать осознанно текст художественного произведения « про себя» (без учёта скорости)
- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному
материалу
- отвечать на вопросы по содержанию произведения, характеризовать выразительные
средства
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст
- оценивать события, героев произведения
- создавать небольшой устный текст на заданную тему
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные
и литературные
- использовать приобретённые знание и умения в практической жизни для высказывания
оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии)
- читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию
- выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы
- чётко, ясно, развёрнуто излагать мысли в устной и письменной форме
- проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении

2.Содержание курса.
3 класс
Продолжение программы 2 класса – 3 ч.
Хэку ( Родина) Къагъырмэс Б. Сабий уэрэд. (Кагермазов Б. «Детская песня».)
Адыгэ IуэрыIуатэ Адыгское устное народное творчество. Псалъэжьхэр. Къуажэхьхэр.
ПсынщIэрыпсалъэхэр (Пословицы. Загадки. Скороговорки). «Насып», «ШыкъумцIий»
таурыхъхэр (Сказки «Счастье», «Шикумций»).
Дыкъэзыухъуреихь дунейр (Мир вокруг нас). Шорэ А. «Папэ и жыг» (Шоров А. «Папино
дерево»). Шыбзыхъуэ М. «Мэзым» (Шебзухов М. «В лесу»). Къагъырмэс Б. «Ди мэзым»
(Кагермазов Б. «У нас в лесу»). ЩоджэнцIыкIу А.«КIущэ нагъуэ» (Шогенцуков А.
«Сероглазый Куша»).
Бжьыхьэ (Осень). Хьэх С. «Бжьыхьэ» (Хахов С. «Осень»). Журт Б. «Гуэлым» (Журтов Б.

«На озере»). Хьэнфэн А. «Дадэрэ жыг хадэмрэ» (Ханфенов А. «Дедушка и сад»). Сонэ А.
«Бжьыхьэ» (Сонов А. «Осень»).
Сабийхэм я хьэл-щэныр (Характеры детей). Ацкъан Б. «Боцэ» (Ацканов Р. «Боца»).
Гъубжокъуэ Л. «ЯмыцIыху щIалэ цIыкIу» (Губжоков Л. «Незнакомый мальчик»). Налшык
М. «Быцэ» (Нальчиков М. «Быца»).
ЩIымахуэ (Зима). Елгъэр Кашиф. «ИлъэсыщIэ» (Эльгаров К. «Новый год»). Тхьэмокъуэ
Б. «Бзу» (Тхамоков Б. «Птица»). Шыбзыхъуэ М. «КIэху» (Шебзухов М. «Белый хвост»).
Иуан Б. «ЩIымахуэр – мэзым» (Иванов Б. «Лес зимой»).
Лэжьыгъэм цIыхур егъэлъапIэ (Труд красит человека). Iуэху цIыкIу щыIэкъым, лIы цIыкIу
мыхъумэ» хъыбар («Маленьких дел не бывает, бывают маленькие люди», предание).
«ПIастэр къыздикIри кIэртIофыр щIагъэкIри пщыгъупщэжынкъым» таурыхъ) («Будешь
помнить откуда берется паста и для чего выращивают картошку», сказка). «Дыщэ сом»,
таурыхъ (Золотая монета (сказка). Мэзыхьэ Б. «Уэт лIы!» (Мазихов Б. «Вот мужчина!»).
Дэбагъуэ М. «ПхъащIэ цIыкIу» (Дабагов М. «Маленький плотник»). АфIэунэ Л. «Адыгэ
цей» (Афаунов Л. «Кабардинская черкеска»). КIуантIэ I. «Фэеплъ» (Куантов А. «На
память»). КIэмыргуей Т. «Лэжьыгъэ урок» (Кемиргоев Т. «Урок труда»).
Гъатхэ. (Весна). Тхьэмокъуэ Б. «ЩIымахуэкIэ» (Тхамоков Б. «Конец зимы»). Къуныжь
Хь. «Март мазэ» (Кунижева Х. «Март месяц»). Мэз А. «Мыщэ жейнэд» (Мезов А.
«Медведь соня»). Елгъэр К. «Тыгъэ лъапIэ» (Эльгаров К. «Дорогой подарок»). КIэщт М.
«Бжэндэхъу анэ» (Кештов М. «Скворчиха»). Хьэкъун И. «Гъатхэ махуэ» (Хакунов И.
«Весенний день»). Ацкъан Р. «Пшэхэр» (Ацканов Р. «Тучи»).
Хэкур хъумэныр къалэн лъапIэщ (День Победы). Майм и 9-р ТекIуэныгъэм и махуэшхуэщ
(9 мая – День Победы). Бицу А. «Лъахэр я фэеплъщ» (Бицуев А. «Отчизна – память о
них»). КхъуэIуфэ Х. «Летчик хахуэ» (Кауфов Х. «Храбрый летчик»). Елгъэр К.
«ТекIуэныгъэм и махуэшхуэ» (Эльгаров К. «Великий День Победы»).
Гъэмахуэ (Лето). Хьэнфэн А. «Мэз хъыбар» (Ханфенов А. «Случай в лесу»). Тхьэмокъуэ
Б.
«Сурэтыщ1».

4 класс
Устное народное творчество – 8 ч. (Произведения устного народного творчества. Малые
фольклорные жанры:
народная сказка, литературная сказка, приметы, загадки,
скороговорки. Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений.
Выразительное чтение, использование интонаций.)
Осень – 3 ч. (Наблюдаем за осенью. Произведения выдающихся представителей
кабардинской литературы о природе, об осени. Выразительное чтение, использование
интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими
видами искусства. Декламация стихотворных произведений.)
Зима – 4 ч. (Наблюдение за природой Произведения выдающихся представителей
кабардинской литературы о природе, о зиме. Выразительное чтение, использование
интонаций, соответствующих смыслу текста. Декламация стихов)

Будь всегда примером – 4 ч.( Произведения о взаимоотношениях взрослых и детей, о
дружбе и чувстве уважения к старшим.)
Моя Родина – 4 ч. (Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о
животных. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей
позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на
вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение.)
Весна – 4 ч. ((Весна. Наблюдение за изменением в природе. Различение жанров
произведений на основе сравнения персонажей. Произведения выдающихся
представителей кабардинской литературы о природе, о весне. Выразительное чтение,
использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений
литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений.)
Великая Победа – 5 ч. (Произведения о Великой отечественной войне, людях,
принесших великую победу советскому народу. Воспитание патриотизма, чувства
гордости и уважения к людям, воевавшим на фронте и работавшим в тылу врага.)
Окружающий мир – 4 ч. (Декламация стихотворных произведений. Выражение
личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением
текста произведения. Произведения о природе , животных. Воспитание любви,
уважительного отношения к окружающему миру.)
Труд прославляет – 4 ч. (Произведения о людях труда. Воспитание у детей
уважительного отношения к труду человека. Формирование представления о профессиях.
Помощь в выборе профессии. Выразительное чтение стихотворений.)
Лето – 4 ч. (Произведения выдающихся представителей кабардинской литературы о
природе, о лете. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих
смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация
стихотворных произведений.)
Внеклассное чтение – 5ч.
Повторение – 3ч.

3.Тематическое планирование

№
Раздел

1.
2.
3.

3 класс
2 классым яджам пыщэн.
Хэку. (Родина)
1уэры1уатэ.(Устное народное творчество)

кол-во Кол-во Кол-во
часов контр. часов
работ на
практ.
часть
3
2
3

10.

Гъубжокъуэ Л. «Бжьыхьэ».
(Губжоков Л. «Осень»)

1

4.
5.

Дыкъэзыхъуреихь дунейр.(Окружающий мир)
Бжьыхьэ. (Осень)

5
4

6.

Сабийхэм я хьэл-щэн.(Будь всегда примером.)

5

7.
8.
9.

Щ1ымахуэ. (Зима)
Лэжьыгъэм ц1ыхур егъэлъап1э.(Труд прославляет)
Гъатхэ. (Весна)

5
8
8

10. Хэкур хъумэныр къалэн лъап1эщ. (День победы)
11. Гъэмахуэ (Лето)
Итого

1

4
4

1

51

2

4 класс

1.
2.
3.
4.
5.

3 классым яджам пыщэн.
Хэку. (Родина)
1уэры1уатэ.(Устное народное творчество)
Дыкъэзыхъуреихь дунейр.(Окружающий мир)
Бжьыхьэ. (Осень)

3
2
3
5
4

6.

Сабийхэм я хьэл-щэн.(Будь всегда примером.)

5

7.
8.
9.

Щ1ымахуэ. (Зима)
Лэжьыгъэм ц1ыхур егъэлъап1э.(Труд прославляет)
Гъатхэ. (Весна)

5
8
8

10.
11.

Хэкур хъумэныр къалэн лъап1эщ. (День победы)
Гъэмахуэ (Лето)

4
4

итого

51

4. Календарно-тематическое планирование
3 класс
№
1
2
3
4

Тема урока
Шорэ Хь. «Тхылъым и лъэ1у» . Щомахуэ А.
Ди Хэкур.
Къагъырмэс Б. Сабий уэрэд
Ди щ1ыналъэр
1уэры1уатэм теухуауэ. Псалъэжьхэр.

Кол-во
часов
1
1
1
1

Дата проведения
по прогр.
фактич.

30
31
32
33
34
35

Къуажэхьхэр. Псынщ1эрыпсалъэхэр.
Насып.
Шыкъумщ1ий.
Жырыкъ З. «Дыгъужь к1эн»
Щоджэнц1ык1у 1. "Бжьыхьэ". Жылэтеж С.
«Бжьыхьэ хадэ»
Б/з. Сочиненэ «Бжьыхьэ дыщафэ».
Хьэх С. «Щыхьым и жыг»
Аф1эунэ Л. «Хъумп1эц1эдж»
Тхьэмокъуэ Б. «Т1рашэрэ мы1эрысеймрэ»
Шыбзыхъуэ М. «Мэзым»
К1уант1э 1. «Тхьэк1умэк1ыхь шырымрэ
блэмрэ»
Къэгъырмэс Б. "Ди мэзым".
Журт Б. «Джэджьей щ1ыху ц1ык1у»
Щоджэнц1ык1у А."К1ущэ нагъуэ" Аф1эунэ
Л. «1эбу ц1ык1у»
Нало З. «Пц1ы бупсмэ, уи пэжри я ф1эщ
хъужыркъым». Хьэхъупащ1э Хь. «Умышынэ,
дадэ»
Щоджэн Л. «Дадэ нэгъуджэ»
Кхъуэ1уфэ Хь. «Ц1ыхугъэм и къалэныр»
Аф1эунэ Л. «Япэ уэс»
Тхьэмокъуэ Б. "Бзу"
Хьэнфэн А. «Гуф1эгуэш». Жылэтеж С.
«Щ1ымахуэ пщэдджыжь»
Бианки В. «Бажапц1э» Мэлей Ф. «Уэс
гуащэм и удз гъэгъахэр»
"1уэху ц1ык1у щы1экъым, л1ы ц1ык1у
ф1эк1а" (Хъыбар).
Дыщэ сом.
Мэзыхьэ Б. «Уэт л1ы»
Дэбагъуэ М. "Пхъащ1э ц1ык1у". Джэрыджэ
А. «П1ыт1э щхьэхынэ»
Щомахуэ А. «Щ1алэф1». 1ущ ц1ык1у
Хьэгъундокъуэ Р. «Космонавт ц1ык1у»
Хьэнфэн А. «Къэхутак1уэ ц1ык1у»
Хьэ1упэ Дж. «Гъатхэ»
КъуныжьХь. "Март мазэ".
Щоджэн Хь. «Гъатхэ нэщэнэ»

36

1ут1ыж Б. «Гъэрэ щ1ырэ»

37

Мэз А. " Мыщэ жейнэд".

38

К1эщт М. «Бжэндэхъу анэ»

39
40
41
42

Хьэкъун И. "Гъатхэ махуэ".
Ацкъан Р. "Пшэхэр".
К1ыщокъуэ А. «Зеич лант1э»
Майм и 9-р тек1уэныгъэм и махуэшхуэщ

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1

43
44
45
46
47
4849
50
51

Къардэн Б. «Лалинэ»
Къагъырмэс Б. «Сэ зауэл1ым сеупщ1ат»
Елгъэр К. "Тек1уэныгъэм и махуэшхуэ".
Лъэпщокъуэ и бжьэхэр
Журт Б. «Гуэлым»
Тхьэмокъуэ Б. "Хьэрун дадэрэ. Т1алэ
ц1ык1урэ"
Гугъуэт М. «Сурэтыщ1»
Хьэх С. «Къалэм къик1а щ1алэ ц1ык1у»

1
1
1
1
1
2
1
1

Едзыгъуэхэмрэ
псалъащхьэхэмрэ

Сых
ьэтб
жыг
ъэр

ЩекIу.мах ЩекIуэкIа
уэр
махуэр

1

Иуан Б. «Уи анэбзэр гъаф1э»

1

2

1уэры1уатэ
«ЛIымрэ жыгымрэ»

1

3

«ПцIащхъуэ цIыкIу»

1

4

Мыщэ и къуэБатыр.(I- 1ыхьэ)

1

5

Мыщэ и къуэ Батыр. (II -1ыхьэ)

1

6

Мыщэ и къуэБатыр.( -1ыхьэ)III

1

7
8
9

Хэт и хъуп1э?
Классщ1ыб еджэныгъэ «Къуийц1ык1у»
БЖЬЫХЬЭМРЭ ЩIЫМАХУЭМРЭ (4+I)
Къардэн Б. «Пхъэхуейжыг»,
«Тхьэмпэпыхужыгъуэ»
Б/з. Сочиненэ

1
1
1

ТхьэгъэзитЗубер «Бжьыхьэпэ»
ХьэкъунИсуф «Бжьыхьэркъихьащ»
НалоЗаур«ЩIымахуэм»
УэрзейАфлик «ЩIымахуэ».Къагъырмэс Б.
«Илъэсыщ1э»
Тест лэжьыгъэ. Классщ1ыб еджэныгъэ
«Щ1ымахуэ пщэдджыжь» Щоджэн Сулът1ан
НалоЗаур«1эпэзадэ»
БозийЛудин«Т1ум т1у хэплъхьэмэ»
Ныбжьэгъу уи1эну ухуеймэ

1
1
1
1

Къагъырмэс Б. «Щихум и жэуап»
Классщ1ыб еджэныгъэ «Дыгъэ ц1ык1у»
Ацкъэн Р.
БозийЛюдин«ХъерлызыгъэпIейтейр»
1эщыжь Б. «Сыадыгэщ»
Хьэнфэн А. « СиХэкууэращ си гъащ1эр».
Джэдгъэф Б « Адэжь щ1ыналъэ»
Проект лэжьыгъэ «Си хэку, си лъахэ, си
щIыналъэ»
Щоджэнц1ык1у А. «Гъатхэ»
ГъубжокъуэЛиуан«Гъатхэпэ»
НалоЗаур«Гъатхэ»
Щоджэнц1ык1у А.«Гъатхэтеплъэгъуэхэр»
МыкъуэжьАнатолэ «Анэ»
КъуэдзокъуэЛэкъумэн«Къуршпсыдзэ»

1
1

ЩомахуэАлим«Мишэ и анэркъигъуэтыжащ»
ЕлчэпарэАнатолэ«Мэздохутырхэр»

1

1011
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

2

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

31

Классщ1ыб еджэныгъэ.
Хьэгъундокъуэ Р. «Лэгъупыкъу»

1

32

ЩомахуэАмырхъан«Мишэ и
анэркъигъуэтыжащ»

1

3334

Б/з. Сочиненэ«Дизэманым и лIыхъужьхэр»

2

35

1

39

БицуАнатолэ«
Сурэт».НалоЗаур«Бжьыхьэмэзымкъыщыхъуар
»
Балъкъыз Б. «Си1эщ сэжыг ц1ык1у»
ЖуртБиберд«Мэзым».Бахъсэн Ф. «Письмо»
КIуантIэIэзид«Щыхь хьэщ1э»,
«Дэтхэнэрнэхълъагэ»
Классщ1ыб еджэныгъэ. «Ди Щ1ыналъэр»

40

КъуэдзокъуэХьэсэн«Блулэ»

1

41
42
43
44
45
46

КъэжэрХьэмид«Къалэдэс»
ПонэщХьэзрэт«Лъапсэбыдэ»
ДжаурджийХьэтыкъэ«Нэмыс»
1ут1ыж Борис «Кхъы1,и1э»
Тест лэжьыгъэхэр
АцкъэнРуслан «Бжьа1уэм».Къуныжь
хьэ1ишэт « Мэрак1уэхьэ»

1
1
1
1
1
1

47

ТхьэмокъуэБарэсбий«Гъэмахуэ»

1

48
4950

СонэАбдулчэрим«ПшэцIыкIу»
Б/з. Сочиненэ

1
2

51

Скребецкий Георгий «К1ыгугу макъ»

1

36
37
38

4 класс

1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».