Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа им.В.Х.Кагазежева» с.п. Псынабо. ПРИНЯТО решением педагогического совета протокол №6 от 24.05.2021г «УТВЕРЖДЕНО» директор МКОУ СОШ им. В.Х.Кагазежева с.п. Псынабо ____________И.Х.Теувова приказ №55 24.05.2021г. ПОЛОЖЕИЕ О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ 1.Общие положения. 1.1.Данное Положение разработано в соответствии со следующими документами: - Федеральным Законом №273 ФЗ от29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» ст.35 п.3; - Федеральным Законом Российской Федерации «О библиотечном деле»№78-ФЗ от 29.12.1994г.; - Требованиями ФГОС и ГОСС 2004; - СанПин СП 2.4.3648-20 « Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утвержденные Постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28); - Федеральным законом №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002г.; - Федеральным законом от 29.12.2010г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; - Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. №124-ФЗ; - Уставом МКОУ СОШ им. В.Х.Кагазежева с.п. Псынабо. 1.2. Библиотека является важным компонентом общеобразовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечноинформационными ресурсами. 1.3. Деятельность библиотеки МКОУ СОШ им. В.Х.Кагазежева с.п. Псынабо. (далее школьная библиотека) отражается в Уставе школы. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании и аккредитации образовательного учреждения. 1.4. Цели библиотеки общеобразовательного учреждения соотносятся с целями общеобразовательного учреждения: -формирование общей культуры личности обучающегося на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, - их адаптация к жизни в обществе, -создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, - содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию учащихся; - содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности; - воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; - способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие в соответствие с принятым в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; - формирование здорового образа жизни. 1.5. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов РФ, решениями соответствующего органа управления образованием, уставом общеобразовательного учреждения, положением о библиотеке, утвержденным директором общеобразовательного учреждения. 1.6. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности. МКОУ СОШ им. В.Х.Кагазежева с.п. Псынабо несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются положением о библиотеке общеобразовательного учреждения и правилами пользования библиотекой, утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения. 1.7. В соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» №114-ФЗ от 25 июля 2002г. в школьной библиотеке запрещено распространение, производство, хранение и использование литературы экстремистской направленности. 1.8. Закон предусматривает экстремистские материалы как предназначенные для обнародования документы, либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальные и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы. При этом к экстремистской деятельности закон относит, помимо прочего, «массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения», а также финансирование и «иное содействие» этим действиям. 1.9.Библиотекарь 2 раза в год проводит сверку имеющихся в фондах библиотеки документов с Федеральным списком экстремистских материалов, изымает их из оборота библиотеки. 1.9. В соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2010г. №436 «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию», Федеральным законом от 29.07.2013г. №135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию» библиотекарь выявляет и исключает из открытого доступа отдела обслуживания обучающихся печатные издания, соответствующие знаку информационной продукции 18+. 1.10.Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями. 2.Основные задачи. Основными задачами библиотеки являются: 2.1. Обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее — пользователям) — доступа к информации, знаниям, идея культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий), цифровом (CD-диски), коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях; 2.2. Воспитание в школьной среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу. В целях противодействия экстремистской деятельности, в пределах своей компетентности, осуществляет профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности. Распространение среди читателей библиотеки информационных материалов, содействующих повышению уровня толерантного сознания школьников. С этой целью наложен запрет на распространение литературы экстремистской направленности и иной информации, негативно влияющей на несовершеннолетних. 2.3. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала; 2.4.Формирование навыков независимого библиотечного пользователя, обучение поиску, отбору и критической оценке информации; 2.5.Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечноинформационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды. 2.6. Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. 3. Основные функции. Для реализации основных задач библиотека: 3.1.Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения: -комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации; -пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций; аккумулирует фонд документов, создаваемых в общеобразовательном учреждении (публикаций и работ педагогов общеобразовательного учреждения, лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.); -осуществляет размещение, организацию и сохранность документов; - обеспечивает защиту детей от вредной для их здоровья и развития информации. 3.2. Осуществляет сверку поступающих в библиотеку документов (на любых носителях) с Федеральным списком запрещенных материалов экстремистского содержания не реже 2 раз в год и по мере поступления новой литературы. При обнаружении запрещенных материалов экстремистского содержания составляется акт с целью недопущения попадания их в фонд открытого доступа. 3.3 Создает информационную продукцию: -осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации; -организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательного учреждения; -разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.); -обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции; 3.4.Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся: -предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей; -организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; -оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности; -организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления; - не допускает обучающихся к Интернет-ресурсам, электронным документам экстремистского характера. 3.5.Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников: -выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей; -выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий; -содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации; -создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам; -организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях, просмотр электронных версий педагогических изданий; -осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом; 3.6.Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся: -удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку, в том числе способствующих реализации ФГОС НОО и ООО; -консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей; -консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся. 4. Организация деятельности библиотеки. 4.1.Структура школьной библиотеки: абонемент, читальный зал. 4.2.Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами общеобразовательного учреждения, программами, проектами и планом работы библиотеки. 4.3.Благотворительная помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и(или) абсолютных размеров финансирования из бюджета общеобразовательного учреждения. 4.4.В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, общеобразовательное учреждение обеспечивает библиотеку: -гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов (учебников, учебных пособий, документов на традиционных носителях) в смете учреждения выводится отдельно; -современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировальномножительной техникой и необходимыми программными продуктами; -ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки; 4.5.Общеобразовательное учреждение создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки. 4.6.Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет руководитель общеобразовательного учреждения в соответствии с уставом учреждения. 4.7.Контроль за фондом библиотеки (материалы экстремистского характера),электронными документами, интернет-сайтами(доступ к которым возможен с компьютеров, установленных в библиотеке) и Интернет-ресурсами осуществляет ответственный за информатизацию школы (доступ заблокирован фильтром). 4.8.Происходит систематическое информирование читателей о деятельности библиотеки, в том числе через школьный сайт. 4.9.Организуется работа по сохранности библиотечного фонда. 4.10.Режим работы библиотеки определяется в соответствии с - правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение: двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутри библиотечной работы; одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится; не менее одного раза в месяц — методического дня. 4.11.В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека общеобразовательного учреждения взаимодействует с другими библиотеками школ, района, города. 5. Управление. Штаты. 5.1.Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, КБР и Уставом общеобразовательного учреждения. 5.2.Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель общеобразовательного учреждения. 5.3.Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (педагогбиблиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и руководителем общеобразовательного учреждения, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом общеобразовательного учреждения. 5.4.Заведующий библиотекой (педагог-библиотекарь) назначается руководителем общеобразовательного учреждения, является членом педагогического коллектива, имеющий необходимую профессиональную подготовку, и входить в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения. 5.5. Педагог-библиотекарь разрабатывает и представляет руководителю общеобразовательного учреждения на утверждение следующие документы: а) положение о библиотеке, б) правила пользования библиотекой; в) расписание работы библиотеки; г) планово-отчетную документацию; 5.6. Работник библиотеки должны располагать сведениями о запрещенных книгах и иной печатной продукции, т.е. иметь Федеральный перечень (список) экстремистской литературы. 5.7.На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации. 5.8.Работник библиотеки может осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе. Трудовые отношения работника библиотеки и общеобразовательного учреждения регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить Законодательству Российской Федерации о труде. 6. Права и обязанности библиотеки. 6.1.Работник библиотеки имеют право: а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе общеобразовательного учреждения и положении о библиотеке общеобразовательного учреждения; б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры; в) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда; г) определять в соответствии с правилами пользования библиотекой общеобразовательного учреждения, утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения, и по согласованию с родительским комитетом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки; д) иметь ежегодный отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск и в соответствии с Коллективным договором между работниками и руководством образовательного учреждения и другими локальными нормативными актами; е) быть представленными к различным формам поощрения; ж) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов. 6.2. Работники школьной библиотеки обязаны: а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки; б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг; в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов; г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей; д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей; е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; ж) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой общеобразовательного учреждения; з) отчитываться в установленном порядке перед руководителем общеобразовательного учреждения; и) повышать квалификацию; й) иметь в библиотеке федеральный список экстремистских материалов Министерства юстиции Российской Федерации в актуальной редакции; к) принимать меры по регулярной сверке (2 раза в год) имеющегося библиотечного фонда и поступающей литературы в библиотеке с федеральным списком экстремистских материалов Министерства юстиции Российской Федерации. 7. Права и обязанности пользователей библиотеки. 7.1.Пользователи библиотеки имеют право: а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах; б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки; в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации; д) продлевать срок пользования документами; е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки; ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием; з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой; и) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю общеобразовательного учреждения. 7.2.Пользователи библиотеки обязаны: а) соблюдать правила пользования библиотекой; б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках: г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки; д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника школьной библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь. е) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; ж) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации; з) продлевать срок пользования документами; и) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки; к) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием; л) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой; 7.3.Порядок пользования библиотекой: а) запись обучающихся общеобразовательного учреждения в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников общеобразовательного учреждения, родителей (иных законных представителей) обучающихся — по паспорту; б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно; в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр, который фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку. 7.4. Порядок пользования абонементом: а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно; б) максимальные сроки пользования документами: учебники, учебные пособия — учебный год; научно-популярная, познавательная, художественная литература — 14 дней; периодические издания, издания повышенного спроса — 7 дней; в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей. 7.5.Порядок пользования читальным залом: а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются; б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале. 7.6.Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке: а) работа с компьютером участников образовательного процесса в присутствии сотрудника библиотеки; б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно; в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации после предварительного тестирования его работником библиотеки; г) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к работнику библиотеки; д) запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату и входящим в федеральным список экстремистских материалов Министерства юстиции Российской Федерации; е) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарногигиеническим требованиям.