Рабочая программа по музыке 5-8кл..

«Муниципальное казенное общеобразовательное
учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им. В.Х. Кагазежева
с.п. Псынабо»
« Рассмотрено»
Руководитель МО
ЕМЦ
_____БалчуговаА.Л.

« Согласовано»
Зам.директора по УВР

«Утверждаю»
Директор МКОУ СОШ
с.п.Псынабо

_______/Р.Б.Шугушхова/

______/И.Х.Теувова/

Протокол № 1 от 27.08.2021г

27.08.2021г.

Приказ №111 от 28.08.2021г

Рабочая программа
Предмет
Класс
Учебный год
ФИО учителя

Музыка
5-8
2020-2021
Индарокова Р.В

1.Планируемые результаты освоения программы в 5-8кл.
Личностные результаты:
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения
вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее
значимости в мировом музыкальном процессе;
• становление
гуманистических и демократических ценностных
ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению,
истории и культуре разных народов на основе знакомства с их
музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей
исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных,
ценностных, эстетических установок;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей,
разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
• овладение
начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии
музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса,
школы, города и др.;
• развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и
жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм
воздействия музыки на человека;
• формирование представлений о нравственных нормах, развитие
доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания
чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой
музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в
разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на
основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в
эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций
в жизни человека и общества;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов
индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при
выполнении проектных заданий и проектных работ;

• формирование

установки на безопасный, здоровый образ жизни через
развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного
начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным
ценностям музыкальной культуры;
• формирование
мотивации
к
музыкальному
творчеству,
целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе
создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности
учащихся.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Учащиеся научатся:
• логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих
их доказательств;
• применять
методы
наблюдения,
экспериментирования,
моделирования, систематизации учебного материала, выявления
известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
• обсуждать
проблемные вопросы, рефлексировать в ходе
творческого
сотрудничества,
сравнивать
результаты
своей
деятельности с результатами других учащихся; понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
• понимать
различие отражения жизни в научных и
художественных текстах; адекватно воспринимать художественные
произведения, осознавать многозначность содержания их образов,
существование различных интерпретаций одного произведения;
выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
• осуществлять поиск оснований целостности художественного
явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого
из частей;
• использовать
разные
типы
моделей
при
изучении
художественного явления (графическая, пластическая, вербальная,
знаково-символическая), моделировать различные отношения между
объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием
учебного материала и поставленной учебной целью;
• пользоваться различными способами поиска (в справочных
источниках и открытом учебном информационном пространстве сети
Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и

интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность:
• научиться реализовывать собственные творческие замыслы,
готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим
сопровождением;
• удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности,
духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о
данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
• принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с
ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные
действия;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
• выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его
оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
• прогнозировать содержание произведения по его названию и
жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию
музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном
произведении;
• мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения
опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к
нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные
задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов
достижения результата в процессе участия в индивидуальных,
групповых проектных работах;
• действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за
счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов
реализации целей с учетом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
• понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

• слушать

собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном
обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же
проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
• понимать композиционные особенности устной (разговорной,
музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных
высказываний в разных жизненных ситуациях;
• использовать речевые средства и средства информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и
познавательных задач;
• опосредованно вступать в диалог с автором художественного
произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок,
прогнозирования хода развития событий, сличения полученного
результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в
ход решения учебно-художественной задачи;
• приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного
предъявления результата творческой музыкально-исполнительской
деятельности.
Учащиеся получат возможность:
• совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки,
опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
• создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и
публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Предметные результаты:
У учащихся будут сформированы:
• первоначальные представления о роли музыки в жизни человека,
в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных
традиций народа;
• основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
• представление
о национальном своеобразии музыки в
неразрывном единстве народного и профессионального музыкального
творчества.
Учащиеся научатся:
• активно творчески воспринимать музыку различных жанров,
форм, стилей;
• слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей
человека, различать в ней выразительные и изобразительные

интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных
композиторов;
• ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического
фольклора народов России (в том числе родного края);
• наблюдать за процессом музыкального развития на основе
сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать
причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их
взаимодействия;
• моделировать
музыкальные
характеристики
героев,
прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
• использовать графическую запись для ориентации в музыкальном
произведении в разных видах музыкальной деятельности;
• воплощать художественно-образное содержание, интонационномелодические особенности народной и профессиональной музыки (в
пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных
инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах
музыкально-творческой деятельности;
• планировать и участвовать в коллективной деятельности по
созданию инсценировок музыкально-сценических произведений,
интерпретаций инструментальных произведений в пластическом
интонировании;
Учащиеся получат возможность научиться:
• ориентироваться в нотном письме при исполнении простых
мелодий;
• творческой
самореализации в процессе осуществления
собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных
видах музыкальной деятельности;
• организовывать
культурный
досуг,
самостоятельную
музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать
ИКТ в музыкальном творчестве;
• оказывать помощь в организации и проведении школьных
культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике
результаты собственной музыкально-творческой деятельности,
собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

2.Содержание учебного предмета музыка в5кл.

В рабочей программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами
других искусств — литературы (прозы и поэзии), изобразительного
искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных
иллюстраций и др,) театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы),
кино.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка
и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление
учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным
произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз, что
особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради.
Тема года: “Музыка и другие виды искусства”
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального
искусства в их взаимодействии с художественными образами других
искусств — литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства
(живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и
др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.
Композитор-поэт-художник;
родство
зрительных,
музыкальных
и
литературных образов; общность и различие выразительных средств разных
видов искусства.
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе.
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной
правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Программа состоит из двух разделов: «Музыка и литература» и «Музыка и
изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма
условно, так как знакомство с музыкальным сочинением всегда происходит в
тесной взаимосвязи с произведениями других видов искусства, что и нашло
свое отражение на страницах учебника и творческой тетради.
Тема 1-го полугодия: “Музыка и литература” (16часов)
Тема первого полугодия развивается через раскрытие таких важных тем,
как определение интонационного сходства и различия музыки и литературы,
выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки
и литературы. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в
основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров.
Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня,
романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки
(сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений,

в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы,
интонации колокольных звонов.
Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению
литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она
нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного
сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит
музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные
особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки
(музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств
художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка.
Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и
вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и
музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл.
Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм
музицирование и творческих заданий в освоении содержания музыкальных
образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных
средств музыки и литературы.
Тема 2-го полугодия: “Музыка и изобразительное искусство” (19
часов)
Тема второго полугодия: строится на выявлении многосторонних связей
между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено
на формирование следующих умений: представлять зрительный
(живописный) образ музыки, способность интонационно представлять
(слышать) художественные образы.
Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным
искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы,
изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с
такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также
с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»),
народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее
зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение
изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную
музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и
способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с
изобразительным искусством. Исторические события, картины природы,
разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства.
Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное
в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к
настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в
музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном
искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы
борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония
в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника.
Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и

изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования
и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Содержание уроков музыки в 5 классе последовательно развивает идеи
начальной школы и направлено на расширение художественного кругозора
учащихся, который способствует обогащению музыкального кругозора,
углубляя восприятие, познание музыки. Приоритетным направлением
содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная
культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции,
современные музыкальные направления музыкального искусства формируют
у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным
истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры
в художественной картине мира.

•
•
•

•

•
•
•

2 . Содержание учебного предмета в 6кл.
тема I полугодия:
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» 17
часов)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство
содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки
(песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и
др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство
поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра,
синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение,
духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и
светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX
в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии
образного строя музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих
заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Тема II полугодия:

•
•
• «Мир образов камерной и симфонической музыки» (18
часов)
• Жизнь — единая основа художественных образов любого вида
искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени

и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и
специфика художественных образов камерной и симфонической
музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и
построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность),
контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на
основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
• Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере,
симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета.
Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет,
образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн),
струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная
симфония, симфония-действо и др.
• Современная трактовка классических сюжетов и образов:
• мюзикл, рок-опера, киномузыка.

2.Содержание учебного предмета музыка в7кл
Тема 1 полугодия: « Особенности драматургии сценической музыки »17
часов.
Музыка как искусство процессуальное – интонационно-временное, для того
чтобы быть воспринятой. Требует тех или иных точек опоры. В так
называемой чистой музыке (камерной, симфонической( они даются в виде
соотношения музыкально-тематического материала. А в сценических
произведениях (опере, балете и
др.) намечаются последовательным
развёртыванием сюжета, слов (поэтических идей).
Первое
полугодие посвящено выявлению музыкальной драматургии
сценической музыки. Вниманию учащихся предлагаются оперы «Иван
Сусанин» М.И.Глинки, «Князь Игорь» А.П.Бородина в сопоставлении с
современным прочтением «Слова о полку Игореве» в балете Б.И.Тищенко;
«Порги и Бесс» Дж.Гершвина, «Кармен» Ж.Бизе в сопоставлении с
современной трактовкой музыки в балете «Кармен-сюита» Р.К.Щедрина, а
также рок-опера «Иисус Христос –суперзвезда» Э.-Л.Уэббера и музыка к
драматическим спектаклям.
Каждое из предлагаемых произведений является новацией в музыкальном
искусстве своего времени. Учащиеся должны понять ,что эта музыка, к
которой надо идти ,в отличие от так называемой массовой культуры, которая
окружает нас сегодня и которая сама идёт к нам.
Тема II полугодия:

Мир образов камерной и симфонической музыки - 18 часов
Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкальносценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с
многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики
инструментально-симфонической музыки
Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении
целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития,
особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по
принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном
взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе
восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира;
обобщить представления учащихся о выразительных возможностях
фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с
известными исполнителями музыки народной традиции.Презентации
исследовательских проектов учащихся. Обобщение фактических знаний
учащихся,
применение
и
приобретение
новых
знаний
путём
самообразования.

2.Содержание предмета музыка в 8кл.
Тема 1 полугодия «Классика и современность» 17 ч
Урок 1. Классика в нашей жизни. Понятия «классика»,«классика жанра»,
«стиль».Вечные темы классической музыки. Современность классической
музыки. Понятия «стиль эпохи»,«национальный стиль»,«индивидуальный
стиль автора»
.Урок 2. В музыкальном театре. Опера. Опера «Князь Игорь».. Жанр
эпической оперы. Героические образы русской истории. Народ – основное
действующее лицо оперы. Этапы сценического действия в опере «Князь
Игорь». Музыкальная характеристика князя Игоря.
Урок 3. Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев.
«Плач Ярославны». Сопоставление двух противоборствующих сил как
основа
Драматургического развития оперы. Музыкальная Характеристика половцев.
Женские образы оперы.
Урок 4. В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление.
«Стон Русской земли». «Первая битва с половцами». «Плач Ярославны».
«Молитва» Женские образы балета. Жанр молитвы в балете.
Урок 5.
В музыкальном театре. Мюзикл.
Мюзикл. Истории
возникновения жанра.

Урок 6. В музыкальном театре. Рок-опера. Жанр рок-оперы. Контраст
главных образов рок-оперы как основа драматургического развития.
Лирические и драматические образы оперы
Урок 7. Человек есть тайна. Рок-опера «Преступление и наказание». Рокопера. Состав инструментов. Драматургия рок-оперы – конфликтное
противостояние. Музыкальные образы главных героев.
Урок 8. Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви» .
Исполнительская интерпретация в воплощении художественного замысла
композитора
Урок 9. Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта».
Исполнительская интерпретация в воплощении художественного замысла
композитора
Урок 10. Музыкальные зарисовки для большого симфонического
оркестра. Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Музыка Э.
Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».
Урок 11. «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка».
Симфонический театр, оркестровые краски, фактура, композиция номеров,
сюита.
Урок 12. «Гоголь-сюита». Образы «Гоголь-сюиты» Симфонический театр,
оркестровые краски, фактура, композиция номеров, сюита
Урок 13. Музыка в кино. Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день...
Музыка к фильму «Властелин колец». Роль музыки в кино и на
телевидении.
Урок 14. В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее.
Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Особенности
драматургического развития в жанре симфонии. Симфония – «роман в
звуках». Строение и развитие музыкальных образов в сонатносимфоническом цикле. Лирико-драматические
образы симфонии. Характерные черты музыкального стиля
Урок 15. Симфония № 5 П. Чайковского. Симфония № 1
(«Классическая») С. Прокофьева. Претворение традиций и новаторства в
музыке Прокофьева С.С. Характерные черты музыкального стиля
Прокофьева С.С.
Урок 16, 17. Музыка — это огромный мир, окружающий человека...
Многообразие музыкальных стилей XX века
Тема 2 полугодия «Традиции и новаторства в музыке» - (18)
Урок 18. Музыканты — извечные маги. И снова в музыкальном
театре… Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных
сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в
Музыкально-театральных жанрах.
Урок 19. Опера «Порги и Бесс» (фрагменты). Дж. Гершвин. Развитие
традиций оперного спектакля. Д. Гершвин – создатель национальной
классики XX века. Жанры джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз –
стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и
характерные приемы джазовой музыки.

Урок 20, 21. Опера «Кармен» (фрагменты). Ж. Бизе. Оперный жанр драмы.
Непрерывное симфоническое развитие в опере. Раскрытие музыкального
образа Кармен через песенно- танцевальные жанры испанской музыки.
Урок 22 . Опера «Кармен» (фрагменты). Ж. Бизе. Портреты великих
исполнителей. Елена Образцова. Творческий путь Елены Образцовой.
Главные роли в операх.
Урок 23, 24. Балет «Кармен-сюита» (фрагменты). Р. Щедрин. Новое
прочтение оперы Ж.Бизе в балете Р.Щедрина. Музыкальная драматургия
балета Р.Щедрина. Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие
легкой и серьезной музыки. Музыкальные характеристики Кармен, Хозе и
Тореро.
Урок 25. Балет «Кармен-сюита» (фрагменты). Р. Щедрин. Портреты
великих исполнителей. Майя Плисецкая. Новое прочтение оперы Ж.Бизе
в балете Р.Щедрина. Музыкальная драматургия балета Р.Щедрина.
Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие легкой и серьезной
музыки. Музыкальные характеристики Кармен, Хозе и Тореро. Творческий
путь Елены Образцовой. Главные роли в операх.
Урок 26, 27. Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира.
Классика в современной обработке. Знакомство с музыкой различных
стилей и направлений. Мюзикл, рок-опера.
Урок 28, 29. В концертном зале. Симфония №7 («Ленинградская»)
(фрагменты). Д. Шостакович. Ведущий жанр оркестровой музыки –
симфония. Творчество Д. Д. Шостаковича.
Урок 30. Вечная музыка Вивальди. Эпоха Барокко в музыке. Знакомство
с шедеврами мировой музыкальной классики,
с циклом концертов Антонио Вивальди «Времена года». Загадочный облик
итальянского маэстро до сих пор волнует исследователей, ведь даже о жизни
его так мало известно! Но музыка, которая все чаще звучит сегодня в
концертных залах, постепенно приоткрывает для нас двери в неизвестный и
прекрасный мир. Началась вторая, не менее бурная жизнь Антонио
Вивальди.
Урок 31. Музыка в храмовом синтезе искусств. Музыкальные образы
духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и
западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Особенности
развития духовной (церковной) музыки в Древней Руси в историческом
контексте (от знаменного распева допартесного пения).
Урок 32. Литературные страницы. Стихи русских поэтов. Галерея
религиозных образов. Музыкальные истоки восточной (православной) и
западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Особенности
развития духовной (церковной) музыки в Древней Руси в историческом
контексте (от знаменного распева допартесного пения).
Урок 33. Неизвестный Свиридов. «О России петь — что стремиться в
храм…» Запевка, слова И. Северянина.

Урок .34 Хоровой цикл «Песнопения и молитвы» (фрагменты). Г. Свиридов.
Свет фресок Дионисия — миру («Фрески Дионисия». Р. Щедрин). Спас
Нерукотворный. Икона. О Тебе радуется. Икона.
Урок 35. Фрески церкви Рождества Богородицы. Ферапонтов монастырь.
Дионисий
3. Тематическое планирование в 5кл.
№ раздела и Наименование Учебные
тем
разделов
и часы
тем

1

Музыка
и 16
литература

2

Музыка
ИЗО

и 19

Количество
контрольных
работ
(в
соответствии
со
спецификой
предмета,
курса)

Количество
часов
на
практическую
часть
(в
соответствии
со спецификой
предмета,
курса)

тест

3.Тематическое планирование в 6кл.

№ раздела и Наименование
тем
разделов и тем

Учебные часы

Количество
контрольных
работ
(в
соответствии
со
спецификой
предмета,
курса)

Количество
часов
на
практическую
часть
(в соответствии
со спецификой
предмета, курса)

1

Мир
образов 17
вокальной
и
инструментальной
музыки

Обобщение
1и2ч.Викторина.

2

Мир
образов 18
камерной
и
симфонической
музыки

Проверочная
работа.

3.Тематическое планирование в 7кл..
№ раздела
тем

и Наименование
разделов и тем

Учебные часы

1

Особенности
17
литературы
и
сценической
музыки

2

Мир
образов 18
камерной
и
сценической
музыки

Количество
контрольных
работ
(в
соответствии
со
спецификой
предмета,
курса)

Количество
часов
на
практическую
часть
(в соответствии
со спецификой
предмета,
курса)

Проверочная
работа по темам
года.

3.Учебно-тематическое планирование в 8кл.
№ Тема раздела
Количество
Самостоятельные
п/п
часов
работы
1
«Классика
и 17
1
современность»
2
«Традиции и новаторства в 18
1
музыке»
Итого:
35
2

4.Календарно-тематическое планирование в 5кл.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.

Тема урока
Что роднит музыку с литературой
Вокальная музыка
Россия, Россия, нет слова красивей…
Вокальная музыка. Песня русская в березах, песня
русская в хлебах…
Вокальная музыка
Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…
Фольклор в музыке русских композиторов
«Стучит, гремит Кикимора…»
Фольклор в музыке русских композиторов
«Что за прелесть эти сказки…»
Жанры инструментальной и вокальной музыки
«Мелодией одной звучат печаль и радость…» «Песнь
моя летит с мольбою»
Вторая жизнь песни
Живительный родник творчества.

Дата
План

Факт

26.
27.
28.
29.

Всю жизнь мою несу родину в душе...
«Перезвоны» «Звучащие картины»
Всю жизнь мою несу родину в душе...
«Скажи, откуда ты приходишь, красота?»
Писатели и поэты о музыке и музыкантах
«Гармонии задумчивый поэт»
Писатели и поэты о музыке и музыкантах
«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!»
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера
Оперная мозаика.
М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет
Музыка в театре, кино, на телевидении.
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.
Что роднит музыку с изобразительным искусством
Небесное и земное в звуках и красках
«Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…»
Звать через прошлое к настоящему
«Александр Невский». «За отчий дом за русский
край».
Звать через прошлое к настоящему
«Ледовое побоище». «После побоища».
Музыкальная живопись и живописная музыка
«Мои помыслы – краски, мои краски – напевы…»
Музыкальная живопись и живописная музыка
«Фореллен – квинтет» Дыхание русской песенности.
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве
«Весть святого торжества».
Портрет в музыке и изобразительном искусстве
«Звуки скрипки так дивно звучали…»
Волшебная палочка дирижера.
Юрий Темерканов
Образы борьбы и победы в искусстве
Застывшая музыка .
Полифония в музыке и живописи
Музыка на мольберте

30.

Импрессионизм в музыке и живописи

31.
32.
33.
34.
35

О подвигах, о доблести, о славе...
В каждой мимолетности вижу я миры...
В каждой мимолетности вижу я миры
. Мир композитора.Композиторы КБР
С веком наравне

9.
10.
11.
12.
13.

14.
15.
16.
17.
18.
19.

20.
21.
22.
23.
24.
25.

4.Календарно – тематическое планирование в6кл.

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

Тема урока
Удивительный мир музыкальных образов.
Образы романсов и песен русских композиторов.
Старинный русский романс.
Два музыкальных посвящения.
Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.
«Уноси моё сердце в звенящую даль…»
Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве кабардинских
композиторов.
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство
прекрасного пения.
Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»
Образы русской народной и духовной музыки. Народное
искусство Древней Руси.
Образы русской народной и духовной музыки. Духовный
концерт.
«Фрески Софии Киевской»
«Перезвоны». Молитва.
Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и
земное в музыке Баха.
Образы духовной музыки Западной Европы. Полифония.
Фуга. Хорал.
Образы скорби и печали. Фортуна правит миром.
Обобщение тем. 1 и 2 четверти. Викторина.
Джаз – искусство 20 века.
Вечные темы искусства и жизни.
Образы камерной музыки.
Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.
Инструментальный концерт. « Итальянский концерт».
«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа –
мозаика цветов?». Картинная галерея.
Образы симфонической музыки. «Метель»
. Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина
Симфоническое развитие музыкальных образов.
«В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.

Дата
План Факт

28.
29.

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».
Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

30.

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

31.

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

32.

Мир музыкального театра.

33.

Мир музыкального театра. Образы киномузыки

34.
35.

Проверочная работа.
Повторение пройденного.

4.Календарно-тематическое планирование в 7кл.

№ Разделы и темы
Дата
п/п
План
1
Классика и современность Увертюра-фантазия
«Ромео и Джульетта» «Ромео и Джюльетта
2
В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин».
Новая эпоха в русской музыке. Мир музыкального
театра
Мир музыкального театра
3
Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя!
Русская земляПовторение..
4
Опера «Князь Игорь. Русская эпическая опера. Ария
князя Игоря.
5
Портрет половцев. Плач Ярославны.
6
7
8
9
10

В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна».
Вступление.
Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач
Ярославны. Молитва.
Героическая тема в русской музыке. Галерея
героических образов.
В музыкальном театре. Мой народ - американцы.
Порги и Бесс.
Первая американская национальная опера. Развитие
традиций оперного спектакля .

Факт

11
12
13

14

15
16

Опера «Кармен». Самая
мире.Образ Кармен.
Образы Хозе и Эскамильо.

популярная

опера

в

Балет «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы
Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и
Тореодора.
Сюжеты и образы духовной музыки.Высокая месса.
«От страдания к радости». Всенощное бдение.
Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и
«Утрени».
Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные
темы.
Главные образы.

19

Музыка к драматическому спектаклю.«Ромео и
Джульетта». Гоголь-сюита. Из музыки к спектаклю
«Ревизская
сказка».
Образ
«Гоголь-сюиты».
«Музыканты – извечные маги».
Музыкальная драматургия - развитие музыки. Два
направления музыкальной культуры. Духовная музыка.
Светская музыка.
Камерная инструментальная музыка.Этюд.

20

Транскрипция

21

Циклические формы инструментальной музыки.
Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А.Шнитке.

17

18

22

23

Циклические формы инструментальной музыки.
Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А.Шнитке.
Соната. Соната №8 («Патетическая») Л.Бетховен,

24

Соната №2 Прокофьева. Соната №11 В.-А.Моцарта.

25

Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло
литавр) Й.Гайдна.

26

Симфония
№40
В.Моцарта.Симфония
№1(
«Классическая») С.Прокофьева.
Симфония
№5
Л.Бетховена,
Симфония
№8
(«Неоконченная») Ф.Шуберта.
Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея.
Симфония № 5 П.Чайковского.

27
28

29

Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича.

30

Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.

31

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с
оркестром А. Хачатуряна.
Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина
Весь мир в блюзе!
Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина
Весь мир в блюзе!
Музыка народов мира. Популярные хиты из
мюзиклов и рок- опер.
«Пусть музыка звучит!»

32
33
34

35

Проверочная работа по темам года. Повторение.

4.Календарно-тематическое планирование
Музыка 8 класс
№
Тема урока
п/п
Классика в нашей жизни.
1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Музыка И.С.Баха и 21 век
В музыкальном театре. Опера. Опера «Князь Игорь».
Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев.
«Плач Ярославны»
В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна».
Вступление. «Стон Русской земли». «Первая битва с
половцами». «Плач Ярославны». «Мо …
В музыкальном театре. Мюзикл.
В музыкальном театре. Рок-опера
Человек есть тайна. Рок-опера «Преступление и наказание»..
Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви»
Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта».
Музыкальные зарисовки для большого симфонического
оркестра. Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт
Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка».
Гоголь-сюита». Образы «Гоголь-сюиты»

18.

Музыка в кино. Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день...
Музыка к фильму «Властелин колец»
В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее.
Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта.
Симфония № 5 П. Чайковского. Симфония № 1
(«Классическая») С. Прокофьева.
Итоговая контрольная работа за 1 полугодие
Музыка — это огромный мир, окружающий человека...
1 час.
Музыка — это огромный мир, окружающий человека...
1 часа
Музыканты — извечные маги. И снова в музыкальном театре

19.

Опера М.Мусоргского «Борис Годунов»

14.
15.

16.
17.

Дата
План

Факт

20.

Опера «Кармен» (фрагменты). Ж. Бизе.

21.
22.

Опера «Кармен» (фрагменты). Ж. Бизе.
Опера «Кармен» (фрагменты). Ж. Бизе. Портреты великих
исполнителей. Елена Образцова
Балет «Кармен-сюита» (фрагменты). Р. Щедрин.

23.
24.
25.

26.
27.
28.

Балет «Кармен-сюита» (фрагменты). Р. Щедрин.
Балет «Кармен-сюита» (фрагменты). Р. Щедрин. Портреты
великих исполнителей. Майя Плисецкая
Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира.
Классика в современной обработке
Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира.
Классика в современной обработке
В концертном зале. Симфония №7 («Ленинградская»)
(фрагменты). Д. Шостакович.

29.

В концертном зале. Симфония
(фрагменты). Д. Шостакович.

30.

Вечная музыка Вивальди. Эпоха Барокко в музыке

31.

Музыка в храмовом синтезе искусств.

32.
33.

Административная итоговая контрольная работа за год

34.

№7

(«Ленинградская»)

итературные страницы. Стихи русских поэтов. Галерея
религиозных образов.
Неизвестный Свиридов. «О России петь — что стремиться в
храм…» Интерактивная игра «Своя игра»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».