Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа им В. Х. Кагазежева» с.п. Псынабо Рассмотрено: Согласованно: руководитель МО заместитель директора СОШ по УВР _________/А.Л. Балчугова_ Протокол №__1__________ от «_27_»____08___2021г. ________/Р. Б. Шугушхова__ от «_27_»__08____2021г. Утверждаю: директор МКОУ с.п. Псынабо _________/И. Х. Теувова__ Приказ №___111_______ от «_28_»__08______2021г. Рабочая программа Предмет Класс Учебный год Учитель (Ф.И.О) АСТРОНОМИЯ 10 2021-2022 Ерижоков Абдул Беталович 2021-2022 учебный год 1 1.Планируемые результаты освоения курса Личностными результатами освоения астрономии являются: • умение управлять своей познавательной деятельностью; • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; • умение сотрудничать с взрослыми, сверстниками, детьми младшего возраста в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научно-техническому творчеству; • чувство гордости за отечественную космонавтику, гуманизм; • положительное отношение к труду, целеустремлённость; • экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России, мира и космоса, понимание ответственности за состояние природных ресурсов и разумное природопользование. Метапредметными результатами освоения астрономии являются: освоение регулятивных универсальных учебных действий: 1. • • • • • • • самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели; сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы; определять несколько путей достижения поставленной цели; задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей; освоение познавательных универсальных учебных действий: 2. • • • • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий; осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; 2 • • • • • • искать и находить обобщённые способы решения задач; приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого человека; анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; занимать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над её решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться); освоение коммуникативных универсальных учебных действий: 3. осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и с взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами); • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.); • развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы; • согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом (решением); • представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией; • подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; • воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития; • точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений. Предметными результатами освоения астрономии на базовом уровне являются: • сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звёзд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной; • понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; • владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой; • сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности и дальнейшем научно-техническом развитии; • 3 • осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развития международного сотрудничества в этой области. 2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА • Введение (1 час) • Введение в астрономию • Астрометрия (5 часа)_ • Звёздное небо. Небесные координаты. Видимое движение планет и Солнца. Движение Луны и затмения. Время и календарь. • Небесная механика (4 часа) • Система мира. Законы Кеплера движения планет. Космические скорости и межпланетные перелёты. • Строение солнечной системы(6 часов) • Современные представления о строении и составе Солнечной системе. Планета Земля. Луна и ее влияние на Землю. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Планеты-карлики. Малые тела Солнечной системы. Современные представления о происхождении Солнечной системы. • Астрофизика и звездная астрономия (7 часов) • Методы астрофизических исследований. Солнце. Внутреннее строение и источник энергии Солнца. Основные характеристики звёзд. Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды. Новые и сверхновые звёзды. Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд. • Млечный Путь (3 часа.) • Газ и пыль в Галактике. Рассеянные и шаровые звёздные скопления. • Сверхмассивная черная дыра в центре Млечного пути. • Галактики (3 час) • Классификация галактик. Активные галактики и квазары. Скопления галактик. 4 • Строение и эволюция Вселенной (2 час) • Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение. • Современные проблемы астрономии (3 час) • Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. Обнаружение планет возле других звёзд. Поиски жизни и разума во Вселенной. 3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В том числе № п/п лаб. Кол-во часов Тема зачет работы 1 Введение 1 2 Астрометрия 5 1 3 Небесная механика 4 1 4 Строение солнечной системы 6 1 5 Астрофизика и звездная астрономия 7 1 6 Млечный путь 3 1 7 Галактика 3 1 8 Строение и эволюция Вселенной 2 1 9 Современные проблемы астрономии 3 Итого: 35 7 4.Календарно - тематический план Номера № уроков урока в по разделе, порядку теме по астрономии на 2021 - 2022 учебный год. (10 класс) Плановые сроки изучения Тема урока учебного материала 5 Скорректирован ные сроки изучения учебного материала Введение (1 ч) 1 1 Введение в астрономию 04.09 Астрометрия (5 ч) 2 1 3 2 4 3 5 4 6 5 Звёздное небо 11.09 Небесные координаты. Проверочная работа №1 Видимое движение планет и Солнца Движение Луны и затмения 18.09 Время и календарь. Проверочная работа №2 13.10 25.09 06.10 Небесная механика (4 ч) 7 1 Система мира 20.10 8 2 Система мира 03.11 9 3 10 4 11 1 12 13 2 3 14 4 15 5 16 6 Законы Кеплера движения 10.11 планет Космические скорости и 17.11 межпланетные перелёты. Проверочная работа №3 Строение Солнечной системы (6 ч) Современные представления о 24.11 строении и составе Солнечной системы Планета Земля 01.12 Луна и её влияние на Землю 08.12 Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Планеты- карлики Малые тела Солнечной системы Современные представления о происхождении Солнечной системы. Контрольная работа №1 15.12 22.12 12.01 Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч) 17 1 18 2 Методы астрофизических исследований Солнце 6 19.01 26.01 19 3 20 4 Внутреннее строение и источник энергии Солнца. Проверочная работа №4 Основные характеристики звёзд 02.02 Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды 16.02 Новые и сверхновые звёзды 23.02 Эволюция звёзд. Проверочная работа №5 Млечный путь (3 ч) 02.03 Газ и пыль в Галактике 09.03 Рассеянные и шаровые звёздные скопления Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути Галактики (3 ч) 16.03 09.02 21 5 22 6 23 7 24 1 25 2 26 3 27 1 Классификация галактик 06.04 28 2 Активные галактики и квазары 13.04 29 3 30 1 31 2 32 1 33 2 34 3 35 4 30.03 Скопления галактик. 20.04 Проверочная работа №6 Строение и эволюция Вселенной (2 ч) Конечность и бесконечность 27.04 Вселенной. Расширяющаяся Вселенная Модель «горячей Вселенной» и 04.05 реликтовое излучение Современные проблемы астрономии (3 ч) Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия Обнаружение планет возле других звёзд. Контрольная работа№2 11.05 Поиск жизни и разума во Вселенной. 31.05 7 18.05 25.05