астрономия 10 класс.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им В. Х. Кагазежева» с.п. Псынабо
Рассмотрено:

Согласованно:

руководитель МО

заместитель директора СОШ
по УВР

_________/А.Л. Балчугова_
Протокол №__1__________
от «_27_»____08___2021г.

________/Р. Б. Шугушхова__
от «_27_»__08____2021г.

Утверждаю:
директор МКОУ
с.п. Псынабо
_________/И. Х. Теувова__
Приказ №___111_______
от «_28_»__08______2021г.

Рабочая программа
Предмет
Класс
Учебный год
Учитель (Ф.И.О)

АСТРОНОМИЯ
10
2021-2022
Ерижоков Абдул Беталович

2021-2022 учебный год
1

1.Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами освоения астрономии являются:
• умение управлять своей познавательной деятельностью;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
• умение сотрудничать с взрослыми, сверстниками, детьми младшего возраста в
образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
• сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией
о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки;
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность
к научно-техническому творчеству;
• чувство гордости за отечественную космонавтику, гуманизм;
• положительное отношение к труду, целеустремлённость;
• экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным
богатствам России, мира и космоса, понимание ответственности за состояние
природных ресурсов и разумное природопользование.
Метапредметными результатами освоения астрономии являются:
освоение регулятивных универсальных учебных действий:

1.
•
•
•
•
•
•
•

самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной ранее цели;
сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели
ресурсы;
определять несколько путей достижения поставленной цели;
задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей;
освоение познавательных универсальных учебных действий:

2.
•
•
•
•

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
выявленных в информационных источниках противоречий;
осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
2

•
•
•
•
•
•

искать и находить обобщённые способы решения задач;
приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в
отношении действий и суждений другого человека;
анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможности широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
занимать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и
учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные
функции самостоятельно; ставить проблему и работать над её решением; управлять
совместной познавательной деятельностью и подчиняться);
освоение коммуникативных универсальных учебных действий:

3.

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и с взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за её пределами);
•
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем,
презентующим и т. д.);
•
развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
•
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы;
•
согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом
(решением);
•
представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как
перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
•
подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
•
воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
•
точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в
адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая
при этом личностных оценочных суждений.
Предметными результатами освоения астрономии на базовом уровне являются:
•
сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звёзд
и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
•
понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
•
владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами
и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и
символикой;
•
сформированность представлений о значении астрономии в практической
деятельности и дальнейшем научно-техническом развитии;
•

3

•

осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического
пространства и развития международного сотрудничества в этой области.

2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
•

Введение (1 час)

•

Введение в астрономию

•

Астрометрия (5 часа)_

•

Звёздное небо. Небесные координаты. Видимое движение планет и Солнца.
Движение Луны и затмения. Время и календарь.

•

Небесная механика (4 часа)

•

Система мира. Законы Кеплера движения планет. Космические скорости и
межпланетные перелёты.

•

Строение солнечной системы(6 часов)

•

Современные представления о строении и составе Солнечной системе. Планета
Земля. Луна и ее влияние на Землю. Планеты земной группы. Планеты-гиганты.
Планеты-карлики. Малые тела Солнечной системы. Современные представления о
происхождении Солнечной системы.

•

Астрофизика и звездная астрономия (7 часов)

•

Методы астрофизических исследований. Солнце. Внутреннее строение и источник
энергии Солнца. Основные характеристики звёзд. Белые карлики, нейтронные
звёзды, пульсары и чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды. Новые и
сверхновые звёзды. Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд.

•

Млечный Путь (3 часа.)

•

Газ и пыль в Галактике. Рассеянные и шаровые звёздные скопления.

•

Сверхмассивная черная дыра в центре Млечного пути.

•

Галактики (3 час)

•

Классификация галактик. Активные галактики и квазары. Скопления галактик.
4

•

Строение и эволюция Вселенной (2 час)

•

Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная. Модель
«горячей Вселенной» и реликтовое излучение.

•

Современные проблемы астрономии (3 час)

•

Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. Обнаружение планет возле
других звёзд. Поиски жизни и разума во Вселенной.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В том числе

№
п/п

лаб.

Кол-во
часов

Тема

зачет

работы
1

Введение

1

2

Астрометрия

5

1

3

Небесная механика

4

1

4

Строение солнечной системы

6

1

5

Астрофизика и звездная астрономия

7

1

6

Млечный путь

3

1

7

Галактика

3

1

8

Строение и эволюция Вселенной

2

1

9

Современные проблемы астрономии

3

Итого:

35

7

4.Календарно - тематический план

Номера
№
уроков
урока
в
по
разделе,
порядку
теме

по астрономии
на 2021 - 2022 учебный год.
(10 класс)
Плановые
сроки
изучения
Тема урока
учебного
материала
5

Скорректирован
ные сроки
изучения
учебного
материала

Введение (1 ч)
1

1

Введение в астрономию

04.09

Астрометрия (5 ч)
2

1

3

2

4

3

5

4

6

5

Звёздное небо

11.09

Небесные координаты.
Проверочная работа №1
Видимое движение планет и
Солнца
Движение Луны и затмения

18.09

Время и календарь.
Проверочная работа №2

13.10

25.09
06.10

Небесная механика (4 ч)
7

1

Система мира

20.10

8

2

Система мира

03.11

9

3

10

4

11

1

12
13

2
3

14

4

15

5

16

6

Законы Кеплера движения
10.11
планет
Космические скорости и
17.11
межпланетные перелёты.
Проверочная работа №3
Строение Солнечной системы (6 ч)
Современные представления о
24.11
строении и составе Солнечной
системы
Планета Земля
01.12
Луна и её влияние на Землю
08.12
Планеты земной группы.
Планеты-гиганты.
Планеты- карлики
Малые тела Солнечной
системы
Современные представления о
происхождении Солнечной
системы. Контрольная работа
№1

15.12

22.12
12.01

Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)
17

1

18

2

Методы астрофизических
исследований
Солнце
6

19.01
26.01

19

3

20

4

Внутреннее строение и
источник энергии Солнца.
Проверочная работа №4
Основные характеристики звёзд

02.02

Белые карлики, нейтронные
звёзды, чёрные дыры. Двойные,
кратные и переменные звёзды

16.02

Новые и сверхновые звёзды

23.02

Эволюция звёзд. Проверочная
работа №5
Млечный путь (3 ч)

02.03

Газ и пыль в Галактике

09.03

Рассеянные и шаровые звёздные
скопления
Сверхмассивная чёрная дыра в
центре Млечного Пути
Галактики (3 ч)

16.03

09.02

21

5

22

6

23

7

24

1

25

2

26

3

27

1

Классификация галактик

06.04

28

2

Активные галактики и квазары

13.04

29

3

30

1

31

2

32

1

33

2

34

3

35

4

30.03

Скопления галактик.
20.04
Проверочная работа №6
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Конечность и бесконечность
27.04
Вселенной. Расширяющаяся
Вселенная
Модель «горячей Вселенной» и
04.05
реликтовое излучение
Современные проблемы астрономии (3 ч)
Ускоренное расширение
Вселенной и тёмная энергия
Обнаружение планет возле
других звёзд.
Контрольная работа№2

11.05

Поиск жизни и разума во
Вселенной.

31.05

7

18.05
25.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».