ОДНК НР 5 класс

«Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им. В.Х. Кагазежева
с.п.Псынабо»

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Руководитель МО

Заместитель директора

классных руководителей

по УВР

Директор МКОУ СОШ
с.п.Псынабо

______/ А.М.Шомахова/

_______/Р.Б.Шугушхова /

_________/И.Х.Теувова/

Приказ №111

Протокол № 1
от 27.08.2021г.

от 28.08.2021г.

от 27.08.2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет

ОДНК НР

Класс

5

Учебный год

2021-2022

Учитель (ФИО)

Созаева Л.А.

2021г.

1. Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране,
государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за
своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской
идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного
поведения;
– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного
взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста,
национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических
потребностей.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных
действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные,
информационные), которые успешно формируются средствами данного
предмета. Среди них:
• владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное
использование речевых средств для решения задач общения с учетом
особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать
собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и
жанров);
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с
информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
• овладение методами познания, логическими действиями и операциями
(сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей
и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего,
образовательных задач:
• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о
российской многонациональной культуре, особенностях традиционных
религий России;

• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности; способность к работе с информацией, представленной
разными средствами;
• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование
умения воспринимать мир не только рационально, но и образ
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в
фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных
текстов.
Коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм,
трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно»,
«безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую
работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами
коммуникации и делового этикета.
Информационные:
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе
графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение
искусства).
2. Содержание курса
В федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» определен как курс, направленный на
формирование первоначальных представлений о светской этике, о
традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности.
Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний
обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым

явлениям: внутренней установки личности поступать согласно
общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.
Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть
его интегративный характер: изучение направлено на образование,
воспитание и развитие школьника при особом внимании к его
эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие
основные разделы:
1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением
российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в
повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах
истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа»,
«Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).
3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада
различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе
(раздел «Религия и культура»).
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в
основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и
тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего,
«Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного
искусства».
Основным средством обучения является учебник, который построен в
полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может
использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и
методы проведения уроков.

Раздел 1. В мире культуры
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных
народов. Деятели науки и культуры – представителей разных
национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г.
Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и
др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека
невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей,
упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники,
создающие нравственные установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме
в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов
(Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна.
Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России
(Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.).
Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби ШнеурЗалман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде
– красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,
легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам,
христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры
самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины
(землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное
отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль
заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте
России. Семья – хранитель духовных ценностей. Рольсемьи в жизни
человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка –
главные семейные ценности. О
юбви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии,
буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение
ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой
коллектив.

Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и
духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси.
Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и
образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на
развитие образования. Православный храм (внешние особенности,
внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение.
Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама.
Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое
время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад
мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры.
Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть –
часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура.
Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога –
молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги.
Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский
календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в
России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри.
Искусство танка. Буддийский календарь.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные
гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление
памятников духовной культуры, охрана исторических памятников,
связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду,
обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской
истории. Известные меценаты России.

Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы,
увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности –
составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в
разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
3.Тематическое планирование

№ п/п Наименование раздела, блока
1.
2.
3.

Введение
В мире культуры
Нравственные ценности российского
народа

4.
Религия культура.
5
Как сохранить духовные ценности
6
Твой духовный мир
Итого

Количество
часов
1
4
14

10
4
2
35

4.Календарно – тематическое планирование.

№
п\п

Название раздела, темы

1 Вводный урок. Знакомство с новым
учебником.

Количество
часов
1

В мире культуры
2 Величие многонациональной
российской культуры. Основные
понятия.

1

3 Величие многонациональной
российской культуры. Основные
понятия

1

4 Человек – творец и носитель культуры.

1

5

Человек – творец и носитель культуры

1

Нравственные ценности российского
народа
6 «Береги землю родимую, как мать
любимую».

1

7 «Береги землю родимую, как мать
любимую».

1

8 Жизнь ратными подвигами полна.

1

9 Жизнь ратными подвигами полна.

1

10 В труде – красота человека.

1

11 В труде – красота человека.

1

12 «Плод добрых трудов славен».

1

13 «Плод добрых трудов славен».

1

14 Люди труда.

1

По плану

По факту

15 Люди труда.

1

16 Бережное отношение к природе.

1

17 Бережное отношение к природе.

1

18 Семья – хранитель духовных
ценностей.

1

19 Семья – хранитель духовных
ценностей.

1

Религия и культура
20 Роль религии в развитии культуры.

1

21 Культурное наследие христианской
Руси.

1

22 Культурное наследие христианской
Руси.

1

23 Культура ислама.

1

24 Культура ислама.

1

25 Иудаизм и культура.

1

26 Иудаизм и культура.

1

27 Культурные традиции буддизма.

1

28 Культурные традиции буддизма.

1

Как сохранить духовные ценности
29 Забота государства о сохранении
духовных ценностей.

1

30 Забота государства о сохранении
духовных ценностей.

1

31 Хранить память предков.

1

32 Хранить память предков.

1

Твой духовный мир
33 Что составляет твой духовный мир.

1

34 Что составляет твой духовный мир.

1

35 Подведение итогов.

1

Лист корректировки рабочей программы
«___» класса

Дата по факту

Корректирующе
е мероприятие

Причина
корректировки

Дата по плану

Тема


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».