Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс

«Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им. В.Х. Кагазежева

«Рассмотрено»

с.п.Псынабо»
«Согласовано»

Руководитель МО

Заместитель директора

классных руководителей

по УВР

______/ А.М.Шомахова/

_______/Р.Б.Шугушхова /

«Утверждаю»
Директор МКОУ СОШ
с.п.Псынабо
_________/И.Х.Теувова/

Приказ №111

Протокол № 1
от 27.08.2021г.

от 28.08.2021г.

от 27.08.2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет

ОРКСЭ

Класс

4

Учебный год

2021-2022

Учитель (ФИО)

Созаева Л.А.

2021г.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:


формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину;



формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех
народов;



развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;



развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;



воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм
регуляции своих эмоциональных состояний;



развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;



наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.

метапредметные результаты


овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
а также находить средства её осуществления;



формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие
коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать
причины успеха/неуспеха учебной деятельности;



адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и
познавательных задач;



умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;



овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;



овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;



готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;



определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о
распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.



Предметные результаты знание, понимание и принятие обучающимися ценностей:
Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных
традиций многонационального народа России;



знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в обществе;



формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной
культуре и их роли в истории и современности России;



осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
2.Содержание учебного курса

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый
комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей:
«Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской
культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы
светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по
отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя
такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как
самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх
основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для
всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела —
духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый
тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России.
Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), дифференцируют содержание учебного
курса применительно к каждому из учебных модулей.
Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о
конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её
характеристиками.
По результатам анкетирования среди родителей обучающихся для изучения в рамках курса
ОРКСЭ был выбран модуль «Основы светской этики».
Учебный модуль «Основы светской этики»
Россия — наша Родина.
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм
исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и
мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль.
Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше
время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма.
Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального
народа России.
Введение. Россия – наша Родина! Такие разные граждане одной страны. Что общего у всех
нас? Общие этические понятия на разных языках России. Общепризнанные ценности.
Идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны. Духовность человека. Внутренний мир
человека.
Как отличить добро от зла? Граница между добром и злом. Чему учат сказки? Хорошие и
плохие поступки. Представления о добре и зле. Культура. Мораль. Нравственность. Этика.
Долг и совесть. Профессиональный долг. Моральный долг. Чувство вины, чувство стыда.
Честь и достоинство. Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская. Счастье и смысл
жизни. Стремления и мечты человека. Ради чего живёт человек? Справедливость и
милосердие. «Золотое правило нравственности». Ценные качества человеческой души.
Представление проектов по теме.

Каковы истоки правил морали? Род. Семья. Ценность рода и семьи. Как появилась семья?
Чувство любви. Семейные традиции. Что даёт человеку семья? Народы. Образцы культуры
народов. Различия в культурах разных народов. Обычаи нравственной культуры. Взгляд
светский и взгляд религиозный. Религия. Правила морали разных религий. Религиозная
община. Атеисты. Светские правила. Представление проектов по теме.
Какие правила морали особенно важны в школе? Правила поведения в школе. Что значит
играть роль ученика? Равновесие прав и обязанностей школьника. Новые ситуации – новые
правила. Этикет – форма для содержания этики. Форма в отношениях между людьми в школе.
Действия – форма для поступков. Представление проектов по теме.
Что такое хорошо и как не делать плохо? Сокровища нравственности. Разные ценности.
Нематериальные ценности. Жизнь по законам чести. Выбор своего пути на развилке
жизненных дорог. Правила дружбы. Доброе слово и дело. Человек слова. Что значит держать
слово? Как научиться держать слово? Строитель своей души. Посеешь привычку – пожнёшь
характер. Врач и скульптор своего внутреннего мира. Чтобы стать лучше, нужна сила воли.
Представление проектов по теме.
Какие правила мужские, а какие женские? Образцы мужского поведения. Мир – театр, люди
– актёры, но жизнь – не игра. Духовная среда общества. Роли в обществе. Кодексы
поведения. Разные представления о настоящем мужчине. Кодексы мужского поведения в
разные времена. Кодекс чести рыцаря (Западная Европа, XI–XVI века). Дворянский кодекс
чести (Россия, XVIII–XIX века). Кодекс светского аристократа (Европа, Америка, Россия, XIX
век). Свод правил Василия Кесарийского. Роли в семье. Образцы женского поведения.
Кодексы женского поведения в разные времена. Правила поведения благонравной девицы
(Россия, XVI–XIX века). Требования дворянского общества к воспитанию девочек и
поведению женщин (Россия, XIX век). Моральный кодекс Екатерининского института
благородных девиц (Россия, XIX век). Кодекс современной леди. Женские роли в семье.
Классический взгляд на положение женщины в семье. Кто такая леди? Кто такой джентльмен?
Представление проектов по теме.
Что можно и что нельзя людям разных призваний? Кодексы чести разных профессий.
Уточнение понятия чести. Люди играют роли, роли определяют людей. Разные правила для
людей разных профессий. Варианты общественных ролей одного человека. Честь рабочего
человека. Честь делового человека. Мораль российских предпринимателей XIX века.
Порядочность истинного интеллигента. Интеллигентность – состояние души, обострённое
чувство справедливости. Мир добрых соседей. Что такое толерантность? Представление
проектов по теме.
Что хранит многоликую Россию? Чувство родной страны. Разные представления граждан
России о своей малой родине. Любовь к родине у каждого своя. Представление проектов по
тем
3.Тематический план курса
Практич
еские
работы

Кол-во

№
п/п

Наименование раздела, блока

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека
и общества

2

2

Основы светской этики.

27

3

Духовные традиции многонационального народа России

Итог

2

часов.

6
35

4.Календарно-тематическое планирование
№

Тема

урока

Колтво
Час.

1

I. Введение. Духовные
ценности и нравственные
идеалы в жизни человека и
общества

1

(2 ч)
Россия - наша Родина.
2

II. Основы светской этики.
(28ч)

1

Культура и религия
3

Культура и религия

1

4

Возникновение религии.

1

5

Возникновение религии.

1

6

Возникновение религии.
Религии мира и их основатели.

1

7

Священные книги религии мира

1

8

Священные книги религии
мира.

1

9

Хранители предания в религия
мира

1

10

Добро и зло. Понятия греха,
раскаяния и воздаяния.

1

11

Добро и зло. Понятия греха,
раскаяния и воздаяния.

1

12

Человек в религиозных
традициях мира.

1

13

Священные сооружения

1

14

Священные сооружения

1

По плану

По факту

15

Искусство в религиозной
культуре

1

16

Искусство в религиозной
культуре

1

17

Творческие работы учащихся.

1

18

Творческие работы учащихся.

1

19

История религии в России

1

20

История религии в России

1

21

Религиозные ритуалы. Обычае
и ритуалы

1

22

Религиозные ритуалы. Обычае
и ритуалы

1

23

Паломничества и святыни

1

24

Праздники и календари.

1

25

Праздники и календари

1

26

Религия и мораль.
Нравственные заповеди в
религиях мира.

1

27

Религия и мораль.
Нравственные заповеди в
религиях мира

1

28

Милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь.

1

29

Подведение итогов.

1

30

Семья

1

31

Долг, свобода,
ответственность, труд.

1

32

Любовь и уважение к
Отечеству.

1

33

Подготовка творческих
проектов.

1

34

Выступление обучающихся со
своими творческими работами:
«Что такое этика?»,
«Памятники культуры (в моем
городе, селе)» и т.д.

1

35

Выступление учащихся со
своими творческими работами:
«Мое отношение к миру», «Мое
отношение к людям», «Мое
отношение к России», «С чего
начинается Родина», «Герои
России», «Вклад моей семьи в
благополучие и процветание
Отечества (труд, ратный
подвиг, творчество и т.п.)»,
«Мой дедушка – защитник
Родины», «Мой друг», и т.д.

1

Тема
Дата по факту

Корректирующе
е мероприятие

Причина
корректировки

Дата по плану

Лист корректировки рабочей программы
«___» класса


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».