обществознание 10-11 класс

«Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им. В.Х. Кагазежева
с.п.Псынабо»

«Рассмотрено»
Руководитель МО
классных руководителей
______/ А.М.Шомахова/
Протокол № 1
от 27.08.2021г.

«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
_______/Р.Б.Шугушхова /

«Утверждаю»
Директор МКОУ СОШ
с.п.Псынабо
_________/И.Х.Теувова/

от 27.08.2021г.

Приказ №111
от 28.08.2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет

Обществознание

Класс

10-11

Учебный год

2021-2022

Учитель (ФИО)

Созаева Л.А.

2021г.

1. Предметные результаты освоения курса:
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и
областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности
людей;
- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение
объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного
выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах
своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в педагогически
отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные
обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с
решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в
современном российском обществе социальных ценностей;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места
ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни
человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил,
понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение
применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных
ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и
правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям,
патриотизм и гражданственность;
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности
человека, основных требований трудовой этики в современном обществе,
правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении
с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в
сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе;
умение использовать современные средства связи и коммуникации для
поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации,
позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию;
умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
На предметном уровне в результате освоения курса «Обществознание». 10
класс обучающиеся получат возможность научиться:

анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие
черты и различия, устанавливать соответствия между существенными
чертами и признаками изученных социальныхявлений и обществоведческими
терминами и понятиями;
• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных
социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества,
важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества
и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия
социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных
знаковых системах;
• извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным
темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную
социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и
выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности,
группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний
собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

2.Содержание курса 10 класс. (70 часов).
Общество как сложная динамическая система (не менее 13 ч).
Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы.
Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных
институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.
Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
Феномен «второй природы».
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы
социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость.
Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество.
Постиндустриальное (информационное) общество.
Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм.
Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Современные военные
конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
Человек как творец и творение культуры (9 ч).
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские
и научные представления о социальных качествах человека.
Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера.
Потребности, способности и интересы.
Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная,
массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира.
Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство.

Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание.
Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы.
Самооценка личности. Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний.
Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения.
Философия. Искусство. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.
Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы
научных исследований. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности
социального познания.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие
самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его
последствия. Гражданские качества личности.
Экономика (14 ч).
Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры.
Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные
отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России.
Экономическая политика Российской Федерации.
Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и
антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в
экономике России.
Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы.
Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные
издержки. Основные источники финансирования бизнеса.
Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Финансовый рынок. Особенности развития фондового рынка в России.
Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые
институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица. Государственная политика в области занятости в
России.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние факторы.
Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые
предприятиями.
Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая
политика. Государственный бюджет. Государственный долг.
Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост
и развитие. Экономические циклы.
Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной
торговли. Глобальные экономические проблемы.
Социальные отношения (10 ч).
Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация,
неравенство. Социальные группы, их типы.
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и
средства их разрешения.
Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся
поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность.
Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе.
Каналы социальной мобильности. Молодежь как социальная группа, особенности
молодежной субкультуры.

Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные
отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные
принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в
современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в
Российской Федерации.
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность
сектантства.
Политика как общественное явление (10 ч).
Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть.
Государство как главный институт политической власти. Функции государства.
Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и
сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения.
Опасность политического экстремизма.
Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные
ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе.
Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового
государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские
инициативы.
Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности.
Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль
партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности
партий в Российской Федерации.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние
СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации,
распространяемой по каналам СМИ.
Политический процесс. Особенности политического процесса в России.
Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской
Федерации о выборах.
Правовая система общества (10 ч)
Понятие права Гражданское общество, его отличительные признаки. Основы
гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов
публичной власти.
Выборы в демократическом обществе. Типы избирательных систем: мажоритарная,
пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Избирательные технологии
Современный российский парламентаризм. Развитие традиций парламентской
демократии в России.
Отрасли права. Институты права.
Правосудие в современной России.
Итоговый урок – 2 часа
Резерв-2 часа
2. Содержание курса 11 класс (68 часов)
Глава1. Страницы развития общества и общественной мысли
Тема 1. Смысл и направленность общества и общественной мысли (2 часа)
Цель познания, проблема истинности и ложности научных знаний. Понятие
относительной истины. Практика как критерий истины. Инструменты познания.

Чувственное и рациональное познание. Сенсуализм и рационализм. Эмпирический и
теоретический уровни научного исследования, его основные компоненты. Основные
формы и элементы философского постижения мира.
Основное понятие темы: познание, сенсуализм, рационализм, исследование,
истина, ложь, дедукция, индукция
Тема 2. Восток и Запад. (2 часа)
Воззрения на общество и государство Платона и Аристотеля. Вклад английских,
немецких и французских философов 16-18 вв. в развитие обществознания. Влияние идей
А.Смита и Д.Рикардо на развитие экономики. Вклад Н.Макиавелли в развитие
политической мысли. Сравнительные исследования культуры Э.Тайлора, Л.Моргана,
Дж.Фрейзера, О.Конта и зарождение социологии.
Основные понятия темы: общественные науки, экономика, политология,
культурология, психология.
Тема 3. Особенности древних цивилизации. (3 часа)
Понятие о биологических сверхорганизмах. Общество как социальная иерархия и
как совокупность различных сфер. Общество как совокупность социальных институтов.
Четыре главных института общества, их характеристика и роль в становлении
человеческого общества. Институт как совокупность социальных организаций.
Основные понятия темы: общество, социальный институт, экономическая сфера,
политическая сфера, социальная сфера, культурная сфера
Тема 4. Древние цивилизации Европы. (3 часа)
Цивилизация как интегральное понятие. Сходство и различие между культурой и
цивилизацией. Взгляд на цивилизацию О.Шпенглера. Цивилизация как степень
социального и культурного развития страны. Важнейшие признаки цивилизации. Теория
культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского. Культурное своеобразие России.
Основные концепции цивилизации в современной науке: теория стадиального развития
цивилизации и теория локальных цивилизаций. Комплексный подход к пониманию
цивилизации. Понятие менталитета.
Основные понятия темы: цивилизация, культурно-исторический тип, менталитет
Глава 2. Современный этап мирового цивилизационного развития (10 часов)
Тема 5. Современное мир(2 часа)
Три стадии в истории человеческого общества: общество охотников и собирателей,
аграрное и индустриальное общество. Хронологические рамки и зарождение
современного общества, его отличительные черты. Урбанизация и индустриализация как
факторы изменения современного общества. Переход к постиндустриальному обществу и
его характерные признаки.
Основные понятия темы: закон ускорения истории, традиционное общество,
индустриальное
общество,
постиндустриальное
общество,
урбанизация,
индустриализация
Тема 6. Целостность и противоречивость современного мира. (2 часа)
Сущность теории модернизации. Понятие социального прогресса как стержня
процесса модернизация. Роль технического прогресса в модернизации общества.
Культурное своеобразие и универсальность в развитии различных стран. Особенности
заимствования отставшими в своем развитии странами западных технологий и
капиталовложений. Специфика органической и неорганической модернизации.
Особенности модернизации в России.

Основные понятия темы: органическая и неорганическая модернизация,
технический прогресс
Тема 7. Научно-технический прогресс. (2 часа)
Постиндустриальное общество как надмировое сообщество. Наднациональные
органы управления и союзы. Процесс глобального разделения труда. Процесс приобщения
к единому культурному опыту. Международная миграция. Роль компьютерных
технологий в глобализации общества. Воздействие телевидения на современное общество.
Основные понятия темы: глобализация, наднациональные единицы, СМИ
Тема 8. Мировая система. (2 часа)
Понятие о мировой системе и мировом сообществе. Теория мировой системы
У.Валлерштайна. Мировое разделение труда. Характеристика обществ, входящих в
мировое ядро. Государства полупериферии и периферии. Социально-экономические и
политические особенности стран «третьего» мира.
Новый подход к объяснению структуры мирового сообщества. Понятие о
«транснациональном мире». Постиндустриальный север, высокоиндустриальный Запад,
развивающийся новый Восток, сырьевой Юг. Геополитическая перестройка мира.
Характерные тенденции нового мирового пространства.
Основные понятия темы: мировое сообщество, ядро мировой системы,
полупериферия, периферия мировой системы, третий мир.
Глава 3. Современная экономика (7 часов)
Тема 9. Рыночное общество. (2 часа)
Влияние денег на потребности, желания и поведение потребителей. Плюсы и
минусы рыночной экономики. Обмен – начало рыночной экономики, его зарождение и
эволюция. Конкуренция и дефицит. Экономические блага и их распределение. Труд как
дефицитный ресурс. Общественное производство в рыночном обществе.
Процесс и условия организации бизнеса. Закон убывающей доходности.
Возрастание доходности и увеличение масштабов производства. Основные тенденции
развития массового производства. Феномен массового потребителя и расширение
потребностей.
Основные понятия темы: рыночная экономика, конкуренция, рыночное
производство
Тема 10. Эволюция капитализма (2 часа)
Зарождение рыночного общества как института торговли. Обмен и торговля.
Развитие торгового капитализма. Зарождение и развитие промышленного капитализма.
Капитализм в сельском хозяйстве. Роль промышленности в накоплении капиталов.
Особенности капитализма в современной России и период первоначального
накопления. Современный капитализм как тип смешанной экономики, её структура и
особенности. Современные формы капитализма. Понятие социально-ориентированной
рыночной экономики. Интернационализация хозяйственной жизни и влияние
международных экономических организаций на развитие российского общества.
Основные понятия темы: обмен, торговля, торговый капитализм, смешанная
экономика
Тема 11. Отношения между трудом и капиталом (2 часа)
Сущность капиталистического производства. Различие между работой, занятием и
трудом: определение понятий. Основные параметры работы: субъект, объект, средства,
рабочее место, рабочее время, задание, процесс труда. Наемные работники и наниматели.

Труд как товар при капитализме. Вознаграждение и заработная плата. Цена рабочей силы
и базис вознаграждения. Рынок труда и контроль рыночного предложения.
Определение квалификации и квалификационного разряда. Квалифицированный и
неквалифицированный труд. Простой и сложный труд, характер задания. Оценка
профессионализма работника. Формальная и реальная квалификация. Качество работы.
Интеллектуальное разделение труда между работниками преимущественно физического и
умственного труда.
Основное понятие темы: капитализм, специализация, квалификация
Глава 5. Политическая жизнь современного общества (8 часов)
Тема 21. Политическая власть. (2 часа)
Типология видов власти М.Вебера. Происхождение и особенности
харизматической власти. Характер традиционной власти, многообразие форм проявления.
Легальная власть, её юридическая основа. Легальная власть и демократическое
государство.
Основные понятия темы: харизматическая власть, традиционная власть,
легальная власть, легитимная власть.
Тема 22. Сущность и организация государства. (2 часа)
Государство как важнейший элемент политической системы общества.
Французские просветители и договорная теория государства. Территориальная
организация государство. Государство как политическая организация общества.
Автономии, местные власти, политическое пространство.
Типология форм территориального устройства государства. Унитарная форма
государства и однонациональная страна. Федеративное устройство и многонациональные
страны. Нестабильность конфедерации, её исторические формы.
Основные понятия темы: государство, унитарное государство, федерация,
конфедерация
Глава 6. Духовные ценности современного общества (13 часов)
Духовная культура современного общества. Развитие науки и образования. Роль
религии в современном обществе. Роль СМИ в духовном развитии современного человека
и общества. Пути духовного развития личности. Субъекты и объекты образовательного
процесса. Факторы, влияющие на участие граждан в политической жизни общества.
Политические права и свободы в демократическом обществе. Политическая активность и
пассивность.

3. Тематическое - планирование 10 кл.
№
1
2
3
4
5
6

Наименование раздела, глав.
Человек в обществе
Общество как сложная система
Правовое регулирование общественных отношений
Заключение
Защита проектов
Резерв
Итого

Количество часов
20
15
29
1
3
2
70

3. Тематическое - планирование 11 кл.
№
1
2
3
4
5
6

Наименование раздела
Экономическая жизнь общества
Социальная сфера
Политическая жизнь общества
Заключение
Как успешно сдать ЕГЭ
Защита проектов
Итого

Количество часов
26
16
21
1
1
3
68

1

Что такое общество?

2

Что такое общество?

3

Общество как сложная система

4

Общество как сложная система

5

Динамика общественного развития

6

Динамика общественного развития

7

Социальная сущность человека

8

Социальная сущность человека

9

Деятельность способ существования человека

10

Деятельность способ существования человека

11

16

Познавательная и коммуникативная
деятельность
Познавательная и коммуникативная
деятельность
Свобода и необходимость в деятельности
человека
Свобода и необходимость в деятельности
человека
Современное общество

17

Современное общество

18

Глобальная угроза международного терроризма

19

Глобальная угроза международного терроризма

20
21

Повторительно-обобщающий урок: «Человек в
обществе»
Духовная культура общества

22

Духовная культура общества

23

Духовный мир личности

24

Духовный мир личности

25

Мораль

12
13
14

По
факту

Тема раздела,
урока

По
плану

№
урока

Календарно-тематическое планирование в 10 кл

26

Мораль

27

Наука и образование

28

Наука и образование

29

Религия и религиозные организации

30

Религия и религиозные организации

31

Искусство

32

Искусство

33

Массовая культура

34

Массовая культура

35
36

Повторительно- обобщающий урок: «Общество
как мир культуры»
Современные подходы к пониманию права

37

Современные подходы к пониманию права

38

Право в системе социальных норм

39

Право в системе социальных норм

40

Источники права

41

Источники права

42

Правоотношения и правонарушения

43

Правоотношения и правонарушения

44

Предпосылки правомерного поведения

4

Предпосылки правомерного поведения

46

Гражданин Российской Федерации

47

Гражданин Российской Федерации

48

Гражданское право

49

Гражданское право

50

Семейное право

51

Семейное право

52

Правовое регулирование занятости и
трудоустройства

53

Правовое регулирование занятости и
труд устройства

54

Экологическое право

55

Экологическое право

56

Процессуальные отрасли права

57

Процессуальные отрасли права

58

Конституционное судопроизводство

59

Конституционное судопроизводство

60

Международная защита прав человека

61

Международная защита прав человека

62

65

Правовые основы антитеррористической
политики Российского государства
Правовые основы антитеррористической
политики Российского государства
Повторительно-обобщающий урок по теме:
«Правовое регулирование общественных
отношений»
Человек в XXI веке

65

Человек в XXI веке

66

Проектные работы

67

Проектные работы

70

Резерв-3 часа

63
64

Тема раздела,
урока

1

Раздел I. Экономическая жизнь общества 26 часов
Роль экономики в жизни общества

2

Роль экономики в жизни общества

3
4
5
6
7
8
9
10
11

Экономика: наука и хозяйство
Экономика: наука и хозяйство
Экономический рост и развитие
Экономический рост и развитие
Рыночные отношения в экономике
Рыночные отношения в экономике
Фирма в экономике
Фирма в экономике
Правовые основы предпринимательской деятельности

12

Правовые основы предпринимательской деятельности

13

Слагаемые успеха в бизнесе

14

Слагаемые успеха в бизнесе

15

Экономика и государство

16

Экономика и государство

17

Финансы в экономике

18

Финансы в экономике

19

Занятость и безработица

20

Занятость и безработица

21

Мировая экономика

22

Мировая экономика

23

Экономическая культура

24

Экономическая культура

11 класса

По
факт.

планирование

По
план

№
урока

4.Календарно-тематическое

25

27

Повторительно-обобщающий урок «Экономическая
жизнь общества»
Повторительно-обобщающий урок «Экономическая
жизнь общества»
Раздел II. Социальная сфера 16 часов
Социальная структура общества

28

Социальная структура общества

29
30
31

Социальные нормы и отклоняющееся поведение
Социальные нормы и отклоняющееся поведение
Нации и межнациональные отношения

32

Нации и межнациональные отношения

33

Семья и быт

34

Семья и быт

26

35
36

Гендер- социальный пол

43

Гендер- социальный пол
Молодёжь в современном обществе
Молодёжь в современном обществе
Демографическая ситуация современной России
Демографическая ситуация современной России
Повторительно-обобщающий урок: «Социальная
сфера»
Повторительно-обобщающий урок: «Социальная
сфера»
Раздел III. Политическая жизнь общества.
Политика и власть

44

Политика и власть

45
46
47
48
49
50
51

Политическая система
Политическая система
Гражданское общество и политическое лидерство
Гражданское общество и политическое лидерство
Демократические выборы
Демократические выборы
Политические партии и партийные системы

37
38
39
40
41
42

52

Политические партии и партийные системы

11 часов

53
54
55
56
57
58
59
60
61
62

Политическая элита и политическое лидерство
Политическая элита и политическое лидерство
Политическое сознание
Политическое сознание
Политическое поведение
Политическое поведение
Политический процесс и культура политического
участия
Политический процесс и культура политического
участия
Повторительно-обобщающий урок: «Политическая
жизнь общества»
Повторительно-обобщающий урок: «Политическая
жизнь общества»

63

Заключение. Взгляд в будущее.

64

Как успешно готовиться к ЕГЭ

65

Проекты

66

Проекты

67

Проекты

68

Проекты


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».