обществознание 6-9 класс

«Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им. В.Х. Кагазежева
с.п.Псынабо»

«Рассмотрено»
Руководитель МО
классных руководителей
______/ А.М.Шомахова/
Протокол № 1
от 27.08.2021г.

«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
_______/Р.Б.Шугушхова /

«Утверждаю»
Директор МКОУ СОШ
с.п.Псынабо
_________/И.Х.Теувова/

от 27.08.2021г.

Приказ №111
от 28.08.2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет

Обществознание

Класс

6-9

Учебный год

2021-2022

Учитель (ФИО)

Созаева Л.А.

2021г

1.Планируемые результаты освоения программы. 6 класс
Предметные результаты способствуют пониманию
•биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации
личности, места и роли человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а
также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных
норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания;
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные
признаки, закономерности развития;
• анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и
различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных
знаковых системах;
• извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы,организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Личностные способствуют
•развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной,
политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к
самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам,
приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
Метапредметные регулятивные УУД:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать
из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта);
2

• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемногодиалога на этапе изучения нового материала и технология оцениванияобразовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД помогают:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные
признаки, закономерности развития;
• анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и
различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных
знаковых системах;
• извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы,
организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Коммуникативные УУД способствуют:
• успешному выполнению типичных социальных ролей; сознательному
взаимодействию с различными социальными институтами;
• совершенствованию собственной познавательной деятельности;
• критическому восприятию информации, получаемой в межличностном общении
и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и
использования собранной социальной информации;
• решению практических жизненных проблем, возникающих в социальной
деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения
личной и гражданской позиции;
• предвидении возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей;
• осуществлению конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями,
культурными ценностями, социальным положением.
3

1.Планируемые результаты.7 класс
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Личностными результатами изучения предмета «Обществознание», формируемыми при изучении содержания курса являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству;на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного
единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
•сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
• объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных
социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу,
из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом
мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм,
экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и об4

ластях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• понимать ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук:
социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения,
этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• понимание, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного
выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• стремление находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины
и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать,
обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить
их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных
ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• понятие основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять
эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму
и гражданственности;
трудовой
•навыки особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых
норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с
другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• понимание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• новые возможности для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать
факты,
аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• взаимодействовие в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
В результате изучения обществознания ученик научится:
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
5

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;
человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их
общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала,
отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее
носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники);
различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки,
заявления, справки и т.п.).
1. Планируемые результаты изучения обществознания. 8 класс
Предметные результаты изучения обществознания учащимися включают:
познавательная
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• познания ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук:
социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения,
этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• познания и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• стремление находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины
и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать,
обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить
их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных
ценностей;
ценностно-мотивационной
6

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• использование основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций,
установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в
собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму
и гражданственности;
трудовой
• использование особенностей труда как одного из основных видов деятельности
человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с
другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• определение признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими
видами деятельности;
• новые возможности для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать
факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

1. Планируемые результаты освоения программы. 9 класс
Планируемые результаты освоения курса «Обществознание»
Предметные результаты способствуют пониманию
•биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации
личности, места и роли человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а
также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных
норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания;
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и
различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и призна-

7

ками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
• извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы,
организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Личностные способствуют
• развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных
дисциплин;
• воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в
Конституции РФ;
Метапредметные: Регулятивные УУД
• Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать
из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта);
• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД помогают
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и
различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и призна-

8

ками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
• извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы,
организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Коммуникативные УУД способствуют
• успешному выполнению типичных социальных ролей; сознательному взаимодействию с различными социальными институтами;
• совершенствованию собственной познавательной деятельности;
• критическому восприятию информации, получаемой в межличностном общении
и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и
использования собранной социальной информации;
• решению практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; • ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах;
определения личной и гражданской позиции;
• предвидении возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей;
• осуществлению конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

1. Содержание курса. (35 час)
Человек и общество (6 час)
Отличие человека от животных. Потребности, способности, характер. Пол
и возраст человека. Ребенок и взрослый.
Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Общение в детском коллективе. Учеба в школе.
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Общество как форма совместной жизни людей. Человек, общество и
природа. Природоохранная деятельность. Правила экологического поведения.
Требования к уровню подготовки учащихся:
9

1. знать термины: Общество, страна, государство, сообщество, политическая сфера, экономическая сфера, духовная сфера, социальная сфера.
2. Называть основные сферы общества
3. Характеризовать основные сферы общества
Духовная культура (4 час)
Культура общества и человека, ее проявления. Культура поведения. Образцы для подражания.
Образование, его значение в жизни людей. Образование и образованность.
Необходимость самообразования. Право на образование.
Наука в современном обществе. Труд ученого. Ответственность ученых
за результаты своих открытий.
Требования к уровню подготовки учащихся:
1: Знать термины: цивилизация, наука, познание, мораль, моральный поступок, аморальный поступок, идеал, идеалист, идеализация, нравственные ценности.
2. Называть золотое правило морали
3. Приводить примеры морального выбора
Экономика (5 час)
Экономика как хозяйство. Экономические потребности и возможности. Ограниченность ресурсов. Необходимость соотносить потребности с имеющимися ресурсами.
Товары и услуги. Рынок. Купля - продажа. Деньги и их роль в экономике.
Домашнее хозяйство. Источники доходов семьи. Труд ребенка в семье.
Заработная плата. Налоги как часть расходов семьи. Семейный бюджет. Личный
бюджет школьника.
Требования к уровню подготовки учащихся:
1. Знать термины: экономика, производитель, потребитель, бизнес, деньги, капитал, предприниматель, карманные деньги, трудовое воспитание, трудовой
договор, работодатель, работник.
2. Объяснять роль экономики в жизни общества
3. Называть основные нормы правового регулирования трудовых отношений
Социальная сфера (6 час)
Необходимость регулирования поведения людей. Правила и нормы поведения в обществе. Мораль. Религия. Право.
Нарушение норм и их последствия. Ответственность человека за его поступки.
Здоровье людей. Опасные для человека и общества явления: наркомания,
пьянство, преступность. Слагаемые здорового образа жизни. Занятия физкультурой и спортом.
Семья. Отношения в семье. Неполные семьи.
Политика и право (6 час)
Наше государство – Российская Федерация. Государственное устройство.
Государственная символика. Россия – федеративное государство.
Роль права в жизни общества и государства. Традиции, обычаи и право. Отличие права от иных правил поведения людей в обществе. Что такое закон.
Права ребенка и их защита. Права и обязанности родителей и детей. Права и
10

обязанности школьника.
Правомерное поведение. Соблюдение и нарушение установленных правил. Проступок и преступление. Ответственность за проступки и преступления.
Требования к уровню подготовки учащихся:
1. Знать термины: демократия, граждане, паспорт, суверенитет, конституция, Президент, депутат, разделение властей, право, правопорядок, законность,
суд, преступления, собственность.
2. Характеризовать человека как гражданина
3. Характеризовать Конституцию как основной закон государства
4. Называть основные признаки государства
5. Называть важнейшие права ребенка
Ребенок и его жилая среда. (2 часа).
Опорные понятия и термины:
Город. Пригородная зона. Город-спутник. Урбанизация. Качество жизни,
городская жизнь, городская среда. Село. Сельская жизнь. Отчуждение людей. Социальное пространство.
Общественная территория. Домашняя территория. Личное пространство.
Эволюция Жилища.
Современное Жилище. Уровни знакомства. Соседи. Район проживания.
Дача.
Город и село. (3 часа).
Эволюция города.
Возникновение городов. Восточный город. Римский форум. Средневековый город. Современный город. Законы развития города. Пригородная зона.
Город и урбанизация
Урбанизация. Процесс урбанизации, его проявления. Качество городской
жизни. Плюсы и минусы городской жизни. Проблемы горожан: нервные нагрузки, малоподвижный образ жизни, неправильное питание.
Город и село.
Город и село - две основные среды обитания человека. Отличительные
черты городской среды. Роль городов в развитии общества. Особенности сельской
среды. Труд и отдых в городе и в селе.
Город: отчуждение людей и влияние быстрых перемен.
Влияние города на отношения между людьми. Общение и уединение.
Человек среди незнакомых людей: дистанция, отчуждение. Благо и зло отчуждения между людьми. Подросток в городской среде.
Города и технический прогресс. Влияние технического прогресса на молодежь.
Требования к уровню подготовки учащихся:
1 Объяснять смысл понятий: Город. Пригородная зона. Город-спутник.
Урбанизация. Качество жизни, городская жизнь, городская среда. Село. Сельская
жизнь. Отчуждение людей.
2. Называть плюсы и минусы городской жизни
3. Сравнивать город и село
Тема: Мой дом, мое жилище. (3 часа).
В каком пространстве мы обитаем.
Понятие «социальное пространство». Общественная территория. Поведение на общественной территории. Домашняя территория. Поведение дома.
Личное пространство. Социальное пространство подростков. Сосуществование
людей. Перенаселение, его последствия.
Дом, в котором мы живем.
11

Понятие «дом». Дом в жизни человека. Эволюция жилища: дом в первобытном обществе, дом в античности, дом в Средневековье. Современное жилище,
его характерные черты. Плюсы и минусы городского жилья.
Наши соседи.
Кто такие соседи. Отношения с соседями. Уровни знакомства. Уровень
приблизительного знакомства. Уровень поверхностного знакомства. Уровень контактного знакомства. Уровень глубокого знакомства. Квартальное знакомство.
Дворовое знакомство. Домовое знакомство.
Особенности соседских отношений в современном городе.
Район проживания. (1 час)
Жилой район. Районы города: старые и новые. Центр города. Привязанность к району, к месту проживания.
Требования к уровню подготовки учащихся:
1. Объяснять смысл понятий: Социальное пространство. Общественная территория. Домашняя территория. Личное пространство. Эволюция Жилища. Современное Жилище. Уровни знакомства.
Соседи. Район проживания.
2. Объяснять влияние окружающей среды на человека
2.Содержание курса. (35 час)
7 КЛАСС
Общество (8 час)
Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие
общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
Общественные отношения и их виды.
Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное,
информационное общества.
Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и
его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.
Человек (14час)
Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь.
Половозрастные роли в современном обществе. Феминизм и эмансипация.
Особенности подросткового возраста
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы
деятельности.
Познание мира и самого себя. Пути познания. Ограниченность человеческого знания. Самопознание.
Социализация индивида. Личность. Факторы ее формирования. Мировоззрение. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Поиск смысла жизни. Жизненные ориентиры и ценности. Ценность человеческой жизни. Свобода и ответственность.
Сфера духовной культуры (12 час)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества.
Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных ис12

следований в современном мире.
Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта.
Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения
общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Экономика (20 час)
Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.
Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют.
Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики.
Роль собственности и государства в экономике.
Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная
плата. Стимулирование труда.
Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы.
Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.
Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы,
влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Семейный бюджет. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.
Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).
Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые
гражданам и их роль в домашнем хозяйстве.
Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях.
Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз.
Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры
социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Социальная сфера (14 час)
Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие
и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.
Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в
подростковом возрасте. Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство.
Социальная мобильность. Школа как стартовая площадка для дальнейшей
карьеры. Высокий уровень мобильности как признак современного общества. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование.
Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества.
Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение.
Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Пути достижения взаимопонимания.
Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни.
13

Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.
Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные
отношения в семье. Психологический климат в семье. Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи. Отношения между поколениями.
Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты.
Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.
Политика и социальное управление (10 час)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.
Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.
Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление.
Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты
выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Право (22 час)
. Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права.
Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды
нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация.
Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти
в Российской Федерации.
Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей
юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения
органов государственной власти и граждан.
Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражда14

нина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия
свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты
прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право
собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права
потребителей. Жилищные правоотношения.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и
обязанности родителей и детей.
Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего
профессионального образования. Дополнительное образование детей.
Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.
Административные правоотношения. Административное правонарушение.
Виды административных наказаний.
Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и
крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной
ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.
Подготовка к ГИА – 4 часов
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые
учащимися
25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.
Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
 извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных
подходов и точек зрения;
 решение познавательных и практических задач, отражающих типичные
жизненные ситуации;
 формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
 наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной
жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
 оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения
нравственности, права и экономической рациональности;
 участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах,
моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по
обществоведческой тематике;
 конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых
учебных задачах и в реальной жизни;
 совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных
проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
15

Тема: Личность подростка. (11 часов)
В этой главе пойдет разговор о личности подростка его физическом, психологическом и гражданском становлении. Речь идет о тех трудностях и задачах,
которые приходится ему решать, вступая в общество, о том риске, которому он
может подвергнуться в течение жизни, о тех последствиях, к которым приводят
его поступки. Автор учит преодолевать барьеры общения, разбираться в самом
себе.
Переходный возраст.
Определение возраста. Понятие «тинэйджер», «подросток». Система
ценностей подростка.
Самоутверждение. Особенности подросткового периода. Место подростка в обществе в различные исторические эпохи. Другие возрасты человека:
юность, зрелость, старость.
Задачи и трудности подросткового возраста.
Определение подросткового возраста. Задачи подросткового периода.
Принятие своей внешности.
Формирование более зрелых отношений со сверстниками обоего пола.
Принятие мужской или женской роли. Достижение эмоциональной независимости
от родителей и других взрослых. Подготовка к трудовой деятельности. Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни. Пути преодоления трудностей подросткового периода.
Быть взрослым
Взросление. Сложности вхождения в мир взрослых. Отличие подростков
от взрослых и друг от друга. Возраст контрастов. Подростковый оптимизм и пессимизм, альтруизм и эгоизм, подозрительность и доверчивость. Особенности воспитания подростков.
Физические изменения у подростков. (1 час)
Физические изменения в подростковом периоде. Усиление роста. Факторы, влияющие на рост. Акселерация. Телосложение, его основные типы. Неравномерность развития подростков. Внешняя привлекательность, ее влияние на самооценку. Комплекс неполноценности, пути его преодоления.
Психологический портрет личности. (2 час)
Понятие личности. Основные характеристики личности. Темперамент:
сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Характер. Способности. Трудолюбие
и работоспособность. Интеллект.
Чувства и эмоции. Стресс, причины его возникновения у подростков.
Самооценка подростка. (1 час)
Составляющие психической жизни человека: ум, воля, чувства. Управление эмоциями. Влияние семьи на самооценку подростка. Низкая самооценка, ее
причины и последствия. Высокая самооценка, ее причины и последствия. Самооценка и успеваемость в школе. Корректировка самооценки подростка.
Выдающаяся личность. (1 час)
Выдающиеся личности в истории. Философы о выдающихся личностях.
Одаренные дети, их i особенности. Факторы, влияющие на развитие выдающейся
личности. Воспитание выдающегося человека. Признаки выдающейся личности.
Как стать лидером. (1 час)
Определение лидера. Роль лидера в обществе. Основные элементы лидерства: воображение, знание, талант решимость, жесткость и притяжение. Ораторский талант как важный элемент лидерства.
Искусство общения. Лидер в подростковой среде.
Обобщающе-повторительный урок (1 час)
Требования к уровню подготовки учащихся:
16

1. Определять границы подросткового возраста
2. Давать общую характеристику подросткового возраста
3. Перечислять задачи, необходимые для решения в подростковом возрасте
4. Сравнивать различные уровни проявления способностей
5. Объяснять взаимосвязь свободы и ответственности
6. Характеризовать общение
7. Объяснять смысл понятий: подростковый возраст, тинэйджер, альтруизм, самооценка, темперамент, характер, способности, эмоции, индивид, личность, индивидуальность, аффект, гениальность, лидер.
Тема: Подросток в социальной среде. (7 часов)
Социальная среда подростка. (1 час)
Понятие социальной среды, ее составляющие. Бедные и богатые семьи:
особенности и проблемы. Влияние семьи на подростка. Влияние школьной среды.
Влияние улицы. Особенности отношения к подросткам в обществе.
Подросток в группе. (1 час)
Определение группы и их классификация. Человек в группе. Законы
группы. Командный дух группы. Групповое давление. Конформизм. Соотношение самооценки и влияния группы.
Межличностные отношения. (1 часа)
Отношения в малой группе. Определение межличностных отношений.
Факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений. Взаимопонимание - основа межличностных отношений. Межличностные отношения в
подростковой среде.
«Мы» и «они». (1 час)
Непосредственное окружение. Понятие «я». Понятие «мы». Понятие
«они». Кто принадлежит к группе «мы». Кто принадлежит к группе «они». Знакомство. «Свои» И «чужие». «Ненормальное» или анормальное поведение. Различие между «своими» И «чужими».
Мир знакомых и незнакомых людей. (1 час)
Знакомые и незнакомые; различия в отношениях. Близкие знакомые, их
роль в жизни человека. «Я» и «другие». Понятия «чужие», «чужаки». «Свои», их
защита. Родственная солидарность.
Социальный портрет молодежи. (1 час)
Понятие «большой группы». Молодежь как большая группа. Проблемы
молодежи в современном обществе: снижение общественной роли, ухудшение
здоровья, безработица, меркантилизм. Зрелость современной молодежи. Российская молодежь в обществе контрастов.
Юридические границы подросткового возраста. (1 час)
Понятие «юридических отношений». Малолетние, их права и обязанности. Получение паспорта. Несовершеннолетние их права и обязанности. Защита
прав ребенка.
«Конвенция ООН О правах ребенка». Законные представители прав ребенка. Ответственность за нарушение прав.
Подросток как гражданин. (1 час)
Подросток как гражданин. Российское гражданство, пути его получения.
Гражданские права и свободы. История развития гражданских прав. Основные
конституционные права, их характеристика. Основные конституционные обязанности.
17

Подросток и его права. (1 час)
Права человека. Право на жизнь. Право на жилище. Право на труд и свободный выбор профессии.
Право на отдых и досуг. Детство и материнство. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Право на образование. Умение пользоваться правами.
Опасный путь преступной жизни. (1 час)
Причины противоправного поведения в подростковом возрасте. Преступление. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Наказание несовершеннолетних, их виды. Проступки, ответственность за их совершение. Задержание
подростка правоохранительными органами. Правила поведения и права подростка
при задержании.
Подросток в обществе риска. (1 час)
Современное общество как источник опасности. Поведение подростка
как источник опасности.
Необходимость развития чувства безопасности. Подростковые ситуации
риска, их характеристика.
Источники риска: повышенный уровень шума, городской транспорт, курение, наркомания, негативное влияние фильмов.
Проблема одиночества(1 час)
Подростковая нервозность, раздражительность. Страхи. Защитная агрессивность. Одиночество.
Одиночество в современном обществе. Специфика подросткового одиночества. Депрессия, ее причины и проявления. Пути выхода из депрессии.
Подростковая культура. (1 час)
Формальные коллективы подростков. Неформальные коллективы подростков. Подростковая культура, ее особенности. Одежда подростков. Молодежная
музыка. Увлечения. Система ценностей.
Место подростковой культуры в обществе.
Требования к уровню подготовки учащихся:
1. Объяснять смысл понятий социальная среда подростка, оптимизм, пессимизм, максимализм, конформизм, группа, конфликт, межличностные отношения, свои, чужие, другие, выбор, свобода, ценностные ориентиры, гражданская
позиция, гражданин, гражданство, дееспособность, правоспособность, преступление, уголовная ответственность, кража, грабеж,
2. Называть основные нормы морали.
3.Приводить примеры морального выбора
4.Характеризовать подростка как гражданина
5. Приводить примеры уголовной ответственности несовершеннолетних
Образ жизни. (1 час)
Понятие образа жизни. Образ жизни человека, семьи, народа. Факторы,
влияющие на образ жизни.
Изменение образа жизни со временем. Образ жизни разных народов, его
характерные черты.
Досуг и отдых. (1 час)
Досуг и отдых - часть повседневного образа жизни.
Понятие досуга. Основные характеристики досуга: продолжительность,
место и способ проведения.
Отдых, его особенности в различные исторические эпохи у разных народов.

18

Досуг. Различные виды досуга у разных народов. Культурный досуг.
Свободное время россиян.
Преобладание пассивного досуга. Досуг и отдых российских подростков.
Развитие спорта. (1 час)
Определение спорта. Спорт в различные исторические времена. Олимпийские игры (история).
Спорт в ХХв.: профессиональный и любительский. Молодежь и спорт.
Современные популярные виды спорта молодежи: спортивный велосипед, виндсерфинг, ролики. Пассивный образ жизни, его отрицательные последствия.
Обобщающе-повторительный урок (1 час)
Повторение 3 часа
Требования к уровню подготовки учащихся:
1. Объяснять смысл понятий: культура, образ жизни, досуг, отдых. Свободное время, речевое поведение.
2. Оценивать виды межличностных отношений.
2.Содержание курса.
8 класс (35часов)
Глава 1. Общество и человек (11 часов)
Тема 1. Что такое общество (1 час)
Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация
страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества.
Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации
Основные понятия темы: общество, страна, политическая сфера, экономическая
сфера, духовная сфера, социальная сфера, мировое сообщество, глобализация.
Тема 2. Человек природа общество (1 час)
Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок.
Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические
программы и защита окружающей среды.
Основные понятия темы: природа, глобальные проблемы, экологические программы, ВООП, МСОП, «Гринпис»
Тема 3. Типология обществ (1 час)
Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество
охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и
приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление
письменности, городов и возникновение государств. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенность и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества,
его политического устройства, культуры и образа жизни.
Основные понятия темы: дописьменные общества, письменные общества, общественно-экономическая формация, традиционное общество, индустриальное,
постиндустриальное общество.
Тема 4. Социальный прогресс и развитие общества (2 часа)
Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества. Реформы и революции.
Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы.
Классификация революций по масштабу и продолжительности.
19

Основные понятия темы: закон ускорения истории, закон неравномерности развития, прогресс, регресс, неолитическая революция, промышленная революция.
Тема 5. Личность и социальная среда (1 час)
Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной
среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях её становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.
Основные понятия темы: личность, человек, индивид.
Тема 6. Потребности человека (1 час)
Сущность и иерархия потребностей. Первичные вторичные потребности.
Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.
Основные понятия темы: потребность, удовлетворение потребностей, иерархическая теория потребностей.
Тема 7. Социализация и воспитание (2часа)
Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной
изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различие. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в
подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.
Основные понятия темы: социализация, культурные нормы, воспитание.
Тема 8. Общение (1 час)
Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения
дома.
Основные понятия темы: общение, этикет, манипуляция, речевое, неречевое.
Глава 2. Экономическая сфера (11 часов)
Тема 9. Что такое экономика (1 час)
Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль
труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики.
Производство , потребление, распределение и обмен как основные экономические
функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.
Основные понятия темы: экономика, деньги, ресурсы, производство, распределение, потребление, предприятие, обмен, отрасль.
Тема 10. Товар и деньги (1 час)
Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и
исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги».
Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.
Основные понятия темы: деньги, товар, стоимость денег, инфляция, прибыль.
Тема 11. Спрос и предложение (1 час)
Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине
спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением.
Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.
Основные понятия темы: спрос, предложение, маркетинг, закон спроса, закон
предложения, цена.
Тема 12. Рынок, цена, конкуренция (1 час)
20

Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция
рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние
цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.
Основные понятия темы: обмен, рынок, цена, выравнивание цен, монополия,
дефицит, конкуренция.
Тема 13. Предпринимательство (1 час)
Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные
черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель, наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в
экономике.
Основные понятия темы: предпринимательство, предприниматель, менеджер,
профессиональный риск, малый бизнес.
Тема 14. Роль государства в экономике (2 часа)
Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства.
Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.
Основные понятия темы: налогообложение, прямые налоги, косвенные налоги,
социальная политика.
Тема 15. Бюджет, государства и семьи (1 час)
Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный
долг. Проблема дефицита государственного бюджета и её решения. Сокращение
бюджетных расходов и его социальные последствия.
Основные понятия темы: доходы, расходы, дефицит бюджета, профицит.
Тема 16. Труд (2 часа)
Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная
плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица.
Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест,
содействие найму, страхование безработицы.
Основные понятия темы: труд, заработная плата, досуг, безработица.
Глава 3. Социальная сфера (9 часов)
Тема 17. Социальная структура (1 часа)
Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в
социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. статусные символы и знаки
отличия.
Основные понятия темы: социальная структура, социальная группа, статус,
имидж, социальная роль, статусные символы.
Тема 18. Социальная стратификация (1 час)
Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной
страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стра21

тификации современного общества. Историческое происхождение и типология
классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.
Основные понятия темы: социальная стратификация, класс, престиж, образ
жизни, доход.
Тема 19. Богатые (1 час)
Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «старые» и «новые»
богатые. Средний класс и приличествующий образ жизни.
Основные понятия темы: неравенство, богатство, роскошь, «новые русские».
Тема 20. Бедные (1 час)
Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных.
Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность.
Основные понятия темы: бедность, порог бедности, нищета.
Тема 21. Этнос: нации и народности (1часа)
Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и
поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род, клан как разновидности
кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и её отличительные черты.
Основные понятия темы: этнос, этнообразующие факторы, племя, народность,
нация.
Тема 22. Межнациональные отношения (1 час)
Отношения между разными национальностями внутри государства. Отношения
между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины
их возникновения и современные проявления.
Основные понятия темы: межнациональные отношения, этноцентризм, этнические конфликты.
Тема 23. Конфликты в обществе (1 час)
Предмет, субъект, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам протекания. Наиболее типичные
конфликты в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на детей и
родителей. Способы решения конфликтов.
Основные понятия темы: конфликт, компромисс, посредничество, арбитраж,
конфронтация.
Тема 24. Семья (1 час)
Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Функции семьи
в обществе. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины,
повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.
Основные понятия темы: семья, жизненный цикл семьи, нуклеарная семья, расширенная семья, развод.
Повторение – 4 часа
2.Содержание курса.
9 класс (34 часа)
Глава 1. Политическая сфера (9 часов)
Тема 1. Власть (1 час)

22

Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.
Основные понятия темы: сила, авторитет, власть, иерархия власти.
Тема 2. Государство (1 часа)
Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства.
Причины и условия появления государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные.
Основные понятия темы: государство, суверенитет, суверенность, функции государства, государственная монополия.
Тема 3. Национально-государственное устройство (1 час)
Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад
СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство, их сходство и различие. Одно-и многонациональные государства.
Основные понятия темы: национально-государственное устройство, сепаратизм,
централизованное государство, империя.
Тема 4. Формы правления (1 час)
Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская
и смешанная.
Основные понятия темы: монархия, аристократия, демократия, тирания, олигархия, республика, импичмент.
Тема 5. Политические режимы (1 час)
Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.
Основные понятия темы: авторитаризм, тоталитаризм, парламент.
Тема 6. Гражданское общество и правовое государство (1 час)
Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества.
История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве, история его
становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного режима.
Основные понятия темы: гражданское общество, гражданство, правовое государство, тоталитаризм.
Тема 7. Голосование, выборы, референдум (1 час)
Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.
Основные понятия темы: активное избирательное право, пассивное избирательное право, электорат, референдум.
Тема 8. Политические партии (1 час)
Определение и признаки политических партий. Понятие о программа политической партии. Одно-и многопартийная система, их особенности, преимущества и
недостатки. Функции политических партий. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе.

23

Основные понятия темы: политическая партия, многопартийность, политическая программа.
Ученик научится
- знать термины раздела «Политическая сфера»;
- роль политики в жизни общества;
- понятия правовое государство и гражданское общество
- сравнивать формы правления, национально-государственного устройства, политические режимы;
- объяснять роль политики в жизни общества;
- характеризовать правовое государство и гражданское общество;
-приводить примеры участия граждан в политической жизни;
- называть основные политические партии;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- применять теоретические знания для анализа конкретной ситуации;
- уметь работать с текстом.
Глава 2. Человек и его права (11 часов)
Тема 9. Право (1 часа)
Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической
ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативноправовых актов.
Основные понятия темы: социальные нормы, право, правовая культура, норма
права, отрасль права.
Тема 10. Власть и закон (1 часа)
Равенство перед законом. Структура федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства.
Республиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных органов.
Основные понятия темы: Федеральное собрание, правительство, Президент,
Конституционный суд, правоохранительные органы, адвокатура.
Тема 11. Конституция России (1 час)
Конституция как основной закон страны, её структура. Правовой статус человека.
Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их
защита.
Основные понятия темы: Конституция, правовой статус человека, гражданство,
конституционные обязанности.
Тема 12. Право и имущественные отношения. (1 час)
Участники имущественных отношений. Виды договоров. Изменение имущественных прав граждан. Право собственности. Арбитражный суд.
Основные понятия темы: имущественные отношения, право собственности,
сделка, договор, иск.
Тема 13. Потребитель и его права (1 час)
Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. понятие физического и юридического лица. Право собственности на
имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права.
Основные понятия темы: потребитель, исполнитель, изготовитель.
Тема 14. Труд и право (1 час)
24

Правовое регулирование трудовых отношений. Кодекс законов о труде РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора, расторжение
контракта. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение.
Защита детского труда.
Основные понятия темы: трудовое право, ТК РФ, детский труд.
Тема 15. Право, семья, ребенок (2 час)
Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака.
Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о
правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод
ребенка.
Основные понятия темы: брачный контракт, правоспособность, дееспособность.
Тема 16. Преступление (2 часа)
Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники
преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применение
взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представление о гражданском правонарушении. Нарушение трудовой дисциплины. Материальная ответственность.
Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.
Основные понятия темы: преступление, проступок, наказание несовершеннолетних.
Знать/понимать
- основы конституционного строя РФ;
- основные права человека,
- основные полномочия законодательной, исполнительной и судебной власти,
- деятельности органов местного самоуправления;
- основные отрасли права;
Уметь
- характеризовать основы конституционного строя РФ;
- называть основные права человека,
- характеризовать основные полномочия законодательной, исполнительной и судебной власти,
- приводить примеры деятельности органов местного самоуправления;
- называть основные отрасли права;
- сравнивать уголовные и административные правонарушения;
- приводить примеры юридической ответственности несовершеннолетних;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- работы с текстом законов;
- давать оценку действиям людей с точки зрения закона
Глава 3. Духовная сфера (8 часов)
Тема 17. Что такое культура (1 час)
Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс.
Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие России, проблемы его сохранения.
Основные понятия темы: культура, культурный комплекс, этикет, культурное
наследие, культурные универсалии.
Тема 18. Культурные нормы (1 час)
25

Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд, его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное
право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения.
Культурная относительность норм.
Основные понятия темы: культурные нормы, манеры, обычаи, традиции, привычки, мода, нравы, мораль, обычное право, санкции.
Тема 19. Формы культуры (1 час)
Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, её появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность.
Основные понятия темы: элитарная культура, народная культура, массовая
культура, субкультура, контркультура.
Тема 20. Религия (1 час)
Различные определения религии, её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм, анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божественное откровение.
Понятие о библейском и церковном каноне.
Основные понятия темы: религия, архаичные религии, мировые религии, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ.
Тема 21. Искусство (1 час)
Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства.
Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их
история и развитие. «Свободные искусства»
Основные понятия темы: искусство, художественная культура, фольклор, «свободное искусство».
Тема 22. Образование (1 час)
Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения учебных знаний. Государственное и частное образование,
школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа
как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования.
Основные понятия темы: система образования, школа, гимназия, ученик.
Тема 23. Наука (1 час)
Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функции в университете. Научно-исследовательские и академические институты.
Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам наук. Структура,
функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидность академий.
Основные понятия темы: наука, университет, академия, РАН.
Знать/понимать
- основные элементы системы образования, основные религии;
- нормы морали и права;
- характеризовать духовную жизнь человека и общества;
Уметь
- приводить примеры искусства;
-давать оценку поведения в ситуации морального выбора
26

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- извлечения социальной информации из разнообразных источников, осмысление
представленных в них различных подходов и точек зрения;
- решения познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
- формулирования собственных оценочных суждений о современном обществе на
основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
3.Тематическое планирование
для __6__ класса
№
п\п

Содержание учебного материала

1.

Раздел I «Общество и человек»

2.

Раздел II «Экономическая
сфера»
Раздел III « Социальная структура общества »
Раздел IV «Духовная сфера
общества»
Раздел V «Ребенок в обществе»
Итоговое занятие.
ИТОГО:

3.
4.
5.

Количество часов
Всего
Теория Практика
7
6
1

Форма
контроля

Практическая
работа

к/р №1

8

7

1

к/р №2

9

8

1

к/р №3

5

4

1

к/р №4

5

4

1

к/р №5

1
35

1
30

0
5

3.Тематическое планирование
для __7_ класса
№
п\п

1.
2
3
4

Содержание учебного материала
Тема №1 Введение. Повторение изученного материала за 6
класс.
Раздел I «Личность подростка»
Раздел II «Социальная среда
подростка».
Раздел III Подросток в обществе
Раздел IV «Образ жизни подростка».
Повторение
Итоговое занятие.
ИТОГО:

Количество часов
Всего
Теория Практика
1
0
1

27

Форма
контроля
тест

10

9

1

к/р №1

8

7

1

к/р №2

8

7

1

к/р №3

4

3

1

3
1
35

3
1
30

0
0
5

Практическая
работа

3.Тематическое планирование
для __8__ класса
№
п\п

Содержание учебного материала

Количество часов
Всего
Теория Практика
1
0
1

Введение. Повторение изученного материала за 7 класс.
Раздел I «Общество и человек»
Раздел II «Экономическая
сфера»
Раздел III « Социальная сфера »
Раздел IV «Повторение»
Итоговое занятие.
ИТОГО:

1.
2.
3.
4.

Форма
контроля

Практическая
работа

тест

11

10

1

к/р №1

10

9

1

к/р №2

9
3
1
35

8
3
1
30

1
0
0
4

к/р №3

3.Тематическое планирование
для __9__ класса
№
п\п

Содержание учебного материала

Количество часов
Всего
Теория Практика
1
0
1

Тема №1 Введение. Повторение изученного материала за 8
класс.
Раздел I «Политическая сфера»
Раздел II «Человек и его права».
Раздел III «Духовная сфера
общества».
Раздел IV «Повторение».
Итоговое занятие.
ИТОГО:

1.
2
3
4

Форма
контроля

Практическая
работа

тест

9

8

1

к/р №1

11

10

1

к/р №2

8

7

1

к/р №3

4
1
34

1
1
27

3
0
7

тест

4. Календарно- тематическое планирование. 6 класс
№ уро- Наименование разделов и тем
ка

Количество Дата урока
часов
план

Введение (1 ч)
1.

Вводный урок.

1
Человек в социальном измерении (11 ч)

2

Человек - личность.

1

28

факт

3

Человек познаёт мир.

1

4

Учимся узнавать и оценивать себя.

1

5

Человек и его деятельность.

1

6

Учимся правильно организовывать свою
деятельность.

1

7

Потребности человека.

1

8

Учимся размышлять.

1

9

На пути к жизненному успеху.

1

10

Практикум №1 по главе «Человек в социальном измерении»

1

11

Повторительно-обобщающий урок «Человек в социальном измерении»

1

12

Тестовая работа

1
Человек среди людей (10 ч)

13

Межличностные отношения.

1

14

Учимся взаимодействовать с окружающими

1

15

Человек в группе.

1

16

Учимся совместно всей группой делать
полезные дела.

1

17

Общение.

1

18

Учимся общаться.

1

19

Конфликты в межличностных отношениях.

1

20

Учимся вести себя в ситуации конфликта.

1

21

Практикум № 2 по главе:

1

«Человек среди людей».
22

Повторительно-обобщающий урок «Человек среди людей»

1

Нравственные основы жизни (8 ч)
23

Человек славен добрыми делами.

1

24

Учимся делать добро.

1

25

Будь смелым.

1

26

Учимся побеждать страх.

1

29

27

Человек и человечность.

1

28

Человек и человечность.

29

Практикум №3 по главе «Нравственные
основы жизни».

1

30

Повторительно-обобщающий урок
«Нравственные основы жизни».

1

Итоговое повторение (5 ч.)
31

Они победили страх.

1

32

Они победили страх.

1

33

Спешите делать добро

1

34

Спешите делать добро

1

35

Подведем итоги

1

Календарно – тематическое планирование 7класс
№
п/п

Д

Название темы урока

ата

Кол –
во
часов

1

Введение

1

Глава 1. Регулирование поведения людей в

15

обществе
2
3
4

Что значит жить по правилам.

2

Права и обязанности граждан

2

6

Почему важно соблюдать законы

1

7

Контрольная работа. Учимся читать и ува-

1

5

жать закон
30

8

Защита Отечества

1

9

Учимся быть мужественным

1

10

Для чего нужна дисциплина

1

11

Учимся быть дисциплинированным

1

12

Виновен - отвечай

1

13

Учимся уважать закон

1

14

Кто стоит на страже закона

1

15

Контрольная работа. Учимся защищать

1

свои права
16

Повторительно – обобщающий урок

1

Глава 2. Человек в экономических отноше-

14

17

Экономика и ее основные участники

1

18

Учимся принимать рациональное решение

1

19

Мастерство работника

1

20

Учимся секретам профессионального успеха

1

21

Производство: затраты, выручка, прибыль.

1

22

Учимся прогнозировать успешность своего де-

1

23

Виды и форма бизнеса

1

24

Учимся создавать свой бизнес

1

25

Обмен, торговля, реклама

1

26

Учимся быть думающим покупателем

1

27

Деньги, их функции

1

28

Экономика семьи

1

29

Практикум

1

30

Повторительно – обобщающий урок

1

Глава 3. Человек и природа

4

31

Воздействие человека на природу

1

32

Охранять природу – значит охранять жизнь

1

33

Контрольная работа.Закон на страже при-

1

Учимся беречь природу

1

ниях

ла

роды
34

31

35

1
Учимся беречь природу

Календарно-тематическое планирование. 8 класс
№
п/п

Содержание (раздела, темы)

Кол-во
часов

1

Вводный урок

1

2

Что делает человека человеком

1

3

Человек, общество и природа.

1

4

Общество как форма жизнедеятельности людей

1

5

Развитие общества

1

6

Как стать личностью

1

7

Практикум по теме «Личность и общество»

1

8

Сфера духовной жизни

1

9

Мораль.

1

10
11
12

Долг и совесть
Моральный выбор — это ответственность
Образование

1
1
1

13

Наука в современном обществе

1

14

Религия как одна из форм культуры

1

15

Практикум по теме «Сфера духовной культуры»

1

16

Экономика и ее роль в жизни общества

1

17

Главные вопросы экономики

1

32

18

Собственность

1

19

Рыночная экономика

1

20

Производство- основа экономики

1

21

Предпринимательская деятельность

1

22

Роль государства в экономике

1

23

Распределение доходов

1

24

Потребление

1

25

Инфляция и семейная экономика

1

26

Безработица, ее причины и последствия

1

27

Мировое хозяйство и международная торговля

1

28

Практикум по теме «Экономика»

1

29

Социальная структура общества

1

30

Социальные статусы и роли
Социальная сфера

1

31

Нации и межнациональные отношения

1

32

Отклоняющееся поведение

1

33

Практикум по теме «Социальная сфера»

1

34

Заключительный урок

1

35

Резерв

1

33

4.Календарно – тематическое планирование 9 класс
Дата
урока
По
плану

№
уро
ка

Тема урока

По
факту

Количество часов

Раздел 1. Политика.

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Вводный урок. Политика и власть.
Государство
Политические режимы
Правовое государство
Гражданское общество и государство. Учимся участвовать в жизни гражданского общества.
Участие граждан в политической жизни
Политические партии и движения
Межгосударственные отношения
Повторительно-обобщающий урок по теме «Политика». Практикум. Готовимся к экзаменам

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Раздел 2. Гражданин и государство
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

29

Права и свободы человека и гражданина
Права и свободы человека и гражданина
Основы конституционного строя РФ
Высшие органы госвласти РФ
Россия – федеративное государство
Контрольная работа. «Человек и его права»
Судебная система РФ
Правоохранительные органы РФ
Практикум. Готовимся к экзаменам.
Раздел 3. Основы российского законодательства
Роль права в жизни человека
Правоотношения и субъекты права
Правонарушения и юридическая ответственность.
Гражданские правоотношения
Право на труд. Трудовые отношения.
Семья под защитой закона.
Административные правоотношения.
Уголовно- правовые отношения
Правовое регулирование отношений в сфере образования
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
Раздел 4. Повторение
Итоговая контрольная работа.

30

Политика.

31
32

Политика.
Гражданин и государство

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

34

1

33
34

Гражданин и государство
Основы российского законодательства

35

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».