Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени В.Х.Кагазежева» с.п.Псынабо «Рассмотрено» Руководитель МО _______/ Балчугова А.Л./ Протокол № 1 от «27»08.2021 г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______ /Шугушхова Р.Б. «27_»__08_2021 г. «УТВЕРЖДАЮ» Директор МКОУ СОШ с.п.Псынабо _________/ Приказ №111 от «28» 08.2021 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА информатика 10-11 2021-2022 Шугушхова Р.Б. Предмет Класс Учебный год Учитель (ФИО) 2021г. / от I. Планируемые результаты освоения учебного курса При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты: 1. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Каждая учебная дисциплина формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. Ученики узнают о месте, которое занимает информатика в современной системе наук, об информационной картине мира, ее связи с другими научными областями. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие. 2. Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Эффективным методом формирования данных качеств является учебно-проектная деятельность. Работа над проектом требует взаимодействия между учениками — исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения и принимающим результаты работы. В завершение работы предусматривается процедура защиты проекта перед коллективом класса, которая также требует наличия коммуникативных навыков у детей. 3. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как к собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь. Работа за компьютером (и не только над учебными заданиями) занимает у современных детей все больше времени, поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой. 4. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов. Данное качество формируется в процессе развития навыков самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы учеников. Выполнение проектных заданий требует от ученика проявления самостоятельности в изучении нового материала, в поиске информации в различных источниках. Такая деятельность раскрывает перед учениками возможные перспективы в изучении предмета и в дальнейшей профориентации в этом направлении. Во многих разделах учебников рассказывается об использовании информатики и ИКТ в различных профессиональных областях и перспективах их развития. При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты: 1. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. Данная компетенция формируется при изучении информатики в нескольких аспектах: учебно-проектная деятельность: планирование целей и процесса выполнения проекта и самоконтроль за результатами работы; изучение основ системологии: способствует формированию системного подхода к анализу объекта деятельности; алгоритмическая линия курса: алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя). 2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты. Формированию данной компетенции способствуют следующие аспекты методической системы курса: формулировка многих вопросов и заданий к теоретическим разделам курса стимулирует к дискуссионной форме обсуждения и принятия согласованных решений; ряд проектных заданий предусматривает коллективное выполнение, требующее от учеников умения взаимодействовать; защита работы предполагает коллективное обсуждение ее результатов. 3. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. Информационные технологии являются одной из самых динамичных предметных областей. Поэтому успешная учебная и производственная деятельность в этой области невозможна без способностей к самообучению, к активной познавательной деятельности. Интернет является важнейшим современным источником информации, ресурсы которого постоянно расширяются. В процессе изучения информатики ученики осваивают эффективные методы получения информации через Интернет, ее отбора и систематизации. 4. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Формированию этой компетенции способствует методика индивидуального дифференцированного подхода при распределении практических заданий, которые разделены на три уровня сложности: репродуктивный, продуктивный и творческий. Такое разделение станет для некоторых учеников стимулирующим фактором к переоценке и повышению уровня своих знаний и умений. Дифференциация происходит и при распределении между учениками проектных заданий. При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты, которые ориентированы на обеспечение, преимущественно, общеобразовательной и общекультурной подготовки: Выпускник научится: сформировать представления о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире владеть навыками алгоритмического мышления и понимать необходимости формального описания алгоритмов владеть умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня владеть знанием основных конструкций программирования владеть умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц владеть стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ использовать готовые прикладные компьютерные программы по выбранной специализации сформировать представления о способах хранения и простейшей обработке данных сформировать базовые навыки и умения по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации. Выпускник получит возможность научиться: информационной и алгоритмической культуре; умениям формализации и структурирования информации, умениям выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей с использованием соответствующих программных средств обработки данных; навыкам и умениям безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. II. 10 класс (35 ч) Содержание учебного курса 1. Введение. Структура информатики - (1 ч) 2. Представление информации и системы счисления - (11 ч) Информация. Представление информации. Измерение информации. Алфавитный подход. Измерение информации. Содержательный подход. Входная контрольная работа Представление числовой информации с помощью систем счисления. Перевод чисел в 10ю систему счисления. Перевод чисел из 10-й системы счисления в 2-ю, 8-ю и 16-ю системы счисления. Перевод чисел из 2-й системы счисления в 8-ю и 16-ю и обратно. Арифметические операции в восьмеричной системе счисления. Арифметические операции в шестнадцатеричной системе счисления .Представление чисел в компьютере Представление изображения и звука в компьютере Практические работы: Практическая работа №1.. Измерение информации. Практическая работа №1.3. Представление чисел. 3. Информационные процессы в системах - (12 ч) Хранение и передача информации. Обработка информации и алгоритмы. Автоматическая обработка информации. Информационные процессы в компьютере. Проект: выбор конфигурации компьютера. Практические работы: Практическая работа 2.1. Управление алгоритмическим исполнителем. Практическая работа 2.2. Автоматическая обработка данных. 4. Программирование - (10 ч) Алгоритмы и величины. Структуры алгоритмов. Паскаль – язык структурного программирования. Программирование линейных алгоритмов. Логические величины, операции и выражения. Программирование ветвлений. Программирование циклов Вложенные и итерационные циклы. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Массивы. Типовые задачи обработки массивов. Типовые задачи обработки массивов. Организация ввода и вывода с использованием файлов. Символьный тип данных. Строки символов. Комбинированный тип данных. Резерв – (1 ч) 11 класс (34 ч) 1. Информационные системы и базы данных - (10 ч) Что такое система. Модели систем. Пример структурной модели предметной области. Что такое информационная система. База данных - основа информационной системы. Проектирование многотабличной базы данных. Создание базы данных. Запросы как приложения информационной системы. Работа с формой. Логические условия выбора данных. Проект: разработка базы данных. Практические работы: Работа 1. Создание базы данных «Приемная комиссия». 2. Логика - (3 ч) Формы Мышления. Алгебра высказываний. Логические выражения и таблицы истинности. Логические функции. Логические законы и правила преобразования логических выражений. Решение логических задач. 3. Интернет-(6 ч) Организация глобальных сетей. Интернет как глобальная информационная система. WorldWideWeb – Всемирная паутина. Инструменты для разработки web-сайтов. Создание сайта «Домашняя страница». Создание таблиц и списков на web-странице. Проект: разработка сайтов. Практические работы: Работа 2.1. Интернет. Работа с электронной почтой и телеконференциями. Работа 2.2. Интернет. Работа с браузером. Просмотр web-страниц. Работа 2.3. Интернет. Сохранение загруженныхweb-страниц. Работа 2.4. Интернет. Работа с поисковыми системами. 4. Информационное моделирование - (10 ч) Компьютерное информационное моделирование. Моделирование зависимостей между величинами. Модели статистического прогнозирования. Моделирование корреляционных зависимостей. Модели оптимального планирования. Практические работы: Работа 3.1. Получение регрессионных моделей. Работа 3.2. Прогнозирование. Работа 3.3. Расчет корреляционных зависимостей. Работа 3.4. Решение задачи оптимального планирования. 5. Социальная информатика - (4 ч) Информационное общество. Правовое регулирование в информационной сфере. Проблема информационной безопасности. Проект: подготовка реферата по социальной информатике 6. Резерв - (1 ч) III. Тематическое планирование № Главы тестовые работы Из них: практические работы контрольные работы - - - 1 2 1 - 2 - 1 0 1 2 3 2 - 1 3 6 10 - 4 1 - 4 - 4 1 34 - - 1 - 9 2 Общее кол-во часов 10 класс 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 5. Введение Представление информации и системы счисления Информационные процессы Программирование Резерв ИТОГО 11 класс Информационные системы и базы данных Логика Интернет Информационное моделирование Социальная информатика Резерв ИТОГО 1 11 12 10 1 35 10 IV. Календарно - тематическое планирование Учебный предмет: информатика Класс: 10 Учебник: И.Г. Семакина, Е. К Хеннера, Т. Ю. Шеина. Недельная нагрузка-2 часа в неделю Годовая учебная нагрузка-70 часов № урока Тема урока 1 Введение. Структура информатики. ТБ 2 3 Понятие информации. Представление информации, языки, кодирование. 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Кол-во часов Измерение информации. Алфавитный подход Практическая работа №1 Измерение информации Представление числовой информации с помощью систем счисления Перевод чисел из одной системы счисления в другую Арифметические операции в системе счисления Представление чисел, в текста изображения и звука в компьютере Практическая работа. № 2Представление чисел 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Представление текста в компьютере 1 изображения и звука в компьютере Контрольная работа: Представление 1 информации и системы счисления Информационные процессы(12 ч) Обработка информации и алгоритмы 16 Обработка информации и алгоритмы 1 17 Практическая работа 1. Управление алгоритмическим исполнителем 1 18 Автоматическая обработка информации Практическая работа 2. Автоматическая обработка данных 19 по плану 1 Представление информации и системы счисления(11 ч) 1 1 1 14 15 Дата Хранение информации Хранение информации. 1 1 20 Информационные процессы в компьютере 1 21 Информационные процессы в компьютере 1 фактически 22 23 24 Проект: выбор конфигурации 1 компьютера Проект: выбор конфигурации 1 компьютера Проект: настройка BIOS 1 Программирование(10ч) 25 Алгоритмы и величины. Структура алгоритмов 26 Паскаль – язык структурного программирования 1 27 Логические величины, операции и выражения 1 28 29 Вложенные и итерационные циклы Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы Массивы 30 31 32 33 34 Организация ввода и вывода данных с использованием файлов Символьный тип данных Контрольная работа: Информационные процессы.Програмирование. Строки символов 1 1 1 1 1 1 1 Резерв 35 Итого 1 35 V. Календарно - тематическое планирование Учебный предмет: информатика Класс: 11 Учебник:И.Г. Семакина, Е. К Хеннера, Т. Ю. Шеина. Недельная нагрузка-1 часа в неделю Годовая учебная нагрузка-34 часа № урока Кол-во по плану часов Информационные системы и базы данных(10 ч) Тема урока Что такое система Модели систем Пример структурной модели предметной 3 области. Что такое информационная система База данных - основа информационной 4 системы. Проектирование многотабличной базы 5 данных 6 Создание базы данных Работа 1. Создание базы данных 7 «Приемная комиссия» Запросы как приложения информационной 8 системы 9 Логические условия выбора данных 10 Проект: разработка базы данных 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Логика (3 ч) 11 Формы Мышления. Алгебра высказываний Логические выражения и таблицы истинности. 13 Логические функции Интернет (6 ч) 12 14 Организация глобальных сетей Интернет как глобальная информационная 15 система. 16 Работа 1. Интернет. Работа с электронной почтой и телеконференциями 17 Работа 2. Интернет. Работа с браузером. Просмотр web-страниц 1 1 1 1 1 1 1 18 Работа 3. Интернет. Сохранение 1 загруженныхweb-страниц Работа 4. Интернет. Работа с 19 1 поисковыми системами Информационное моделирование (10ч) Компьютерное информационное моделирование Моделирование зависимостей между 21 величинами 20 1 1 Дата фактически 22 23 24 25 26 27 28 29 Модели статистического 1 прогнозирования Работа1. Получение регрессионных 1 моделей Модели статистического 1 прогнозирования Работа 2. Прогнозирование 1 Моделирование корреляционных 1 зависимостей Работа 3. Расчет корреляционных 1 зависимостей Модели оптимального планирования 1 Работа 4. Решение задачи 1 оптимального планирования Социальная информатика(4 ч) 30 Информационное общество Правовое регулирование в 31 информационной сфере Проблема информационной 32 безопасности Проект: подготовка реферата по 33 социальной информатике Резерв (1 ч) 34 Итого 1 1 1 1 1 34