кабардино-черкесский язык 1 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи
Кабардино-Балкарской Республике
Урванский муниципальный район
МКОУ «СОШ им.В.Х.Кагазежева с.п.Псынабо»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

методическим
объединением учителей
начальных классов
Шекихачева З.Б.

заместитель директора по

директор

Протокол № 6 от 30.06.2025г.

ШугушховаР.Б.30.06.2025г

УВР
Теувова И.Х.
Приказ от 30.06.2025г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 6765616)

учебного предмета «кабардино-черкесский язык»
для обучающихся 1 класса
с. Псынабо 2025г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по кабардино-черкесскому языку для 1-го класса составлена в
соответствии с п. 1,ч.1 ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной
«Программы по черкесскому языку» составленной в соответствии с требованиями
Федерального государственного стандарта начального общего образования.
Рабочая программа по кабардино-черкесскому языку для 1-го класса составлена на
основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон №273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации» (ред. От 13.07.2015).
2. Приказ Минобрнауки России от 17.07.2015 № 734 «О внесении изменений в
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015».
3. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 17.07.2015)
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»
Цели программы:

- познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями
науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и
логического мышления учащихся;
- социокультурная цель предполагает формирование коммуникативной компетенции
учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а
также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры
человека.
Задачи программы:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка
в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике
кабардино-черкесского языка:
- овладение умениями писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные
монологические высказывания и письменные тексты - описания и текстыповествования небольшого объема;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к кабардиночеркесскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты,
пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Методическое сопровождение курса:
1. Учебное пособие Богатырева Ю.И. Хашукаева Р.А., Бештаова О.П. « Букварь»
ООО «Нартиздат»
2. Поурочные разработки к «Букварю» .Пособие для учителя / Балова Л.Ф, Бичоева
Р.Х.,Эфендиева М.Ф. идр./ Нальчик, «Книга»,2012г.

Планируемые результаты освоения программы по кабардино-черкесскому языку.
Личностные результаты:
• формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности
(осознание обучающимися своей принадлежности к адыгскому этносу и одновременно
ощущение себя гражданами многонационального государства, формирование
патриотических ценностей);
• овладение знаниями о родной культуре, религии, уважительное отношение к
культурам и традиционным религиям народов России, формирование межэтнического
согласия;
• формирование уважительного отношения к семейным ценностям и традициям,
любви к природе, родному краю; понимание важности здорового образа жизни;
• развитие умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми, предотвращать
конфликтные ситуации;
• формирование мотивации к учебной деятельности;
• умение формулировать цель деятельности, задачи, планировать ее, осуществлять
самоконтроль, самооценку.
Метапредметные результаты:
• использование приобретенных на родном языке знаний для решения
коммуникативных и познавательных задач, для работы с различными источниками
информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и т.д.);
• умение составлять диалог на заданную тему, ориентируясь в средствах и условиях
общения;

• выбор необходимых языковых средств для ведения диалога, умение составлять
письменные тексты;
• развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать
адекватные языковые и речевые средства для успешного решения коммуникативной
задачи;
• умение работать с различными видами информации, использовать
орфографические и пунктуационные правила.
Предметные результаты:
• осознание родного языка неотъемлемой частью национальной культуры народа;
• получение начальных представлений о нормах родного языка (орфографических,
лексических, грамматических), правилах речевого этикета;
• знание правил правописания;
• умение применять орфографические и пунктуационные правила в объеме
изученного материала, находить, сравнивать, классифицировать звуки, буквы, части
слова, части речи, члены предложения;
• умение работать с текстами, справочной литературой, словарями, проверять
написанное, обобщать знания о языке и применять на практике, в том числе в различных
коммуникативных ситуациях.
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения этих
предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и
в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Содержание курса
Учебный курс родного языка в 1 классе состоит из 2 разделов.
Добукварный период (3ч). Псалъэуха. Псалъэ с/р. Пычыгъуэ, ударенэ, макъзешэ. Макъ
дэк1уашэ, слияние. Б/з. «Унэ псэущхьэхэр» «Мэз псэущхьэхэр». Б/з. «Джэдкъазхэр».
«Къуалэбзухэр».
Букварный период (30ч). Макъхэмрэ хьэрфхэмрэ адыгэ алфавитым щыщу. Адыгэ
алфавит. Макъ а.ХьэрфАа. Макъзешэ у. Хьэрфзешэ Уу. Макъ дэк1уашэ у. Хьэрфешэ Уу.
Макъ м. Хьэрф Мм. Макъ э. Хьэрф э (адыгэ хьэрф). Пычыгъуэ. Псалъэ.Псалъэуха. Макъ
н.Хьэрф Нн. Макъ р. ХьэрфРр. Макъ ж.Хьэрф Жж. Макъ ш. Хьэрф ШШ. Пычыгъуэхэр.
Макъ ы.Хьэрф ы. Пычыгъуэхэр. Макъ и.Хьэрф Ии. И-р макъит1у псалъэм и пэм
къыщык1уэр. Макъ щ.Хьэрф Щщ. Макъ з. Хьэрф З.з. Пычыгъуэ, псалъэуха. Макъ
с.ХьэрфСс. Псалъэухахэр. Макъъ л.Хьэрф Лл. Макъ д. Хьэрф Дд. Макъ с.Хьэрф Сс. Макъ
л.Хьэрф Лл. Макъ д.Хьэрф Дд. Макь т.Хьэрф Тт. Макъзешэ, макъ дэк1уашэ,
макъ/дэк1у/жьгъыжьгъ, макъ/дэк 1 у/дэгу. Макъ х. Хьэрф Хх. Макъ ху.Хьэрф Ху ху.
Макъ п. Хьэрф Пп. Макъ о. Хьэрф Оо. Макъ е. Хьэрф Ее Е-р макъит1у псалъэм и пэм
къыщык1уэр. Макъ хь. Хьэрф Хьхь. Макъ г. Хьэрф Гг. Макъ гу. Хьэрф Гугу. Макъ 1.
Хьэрф 1. Макъ/з. макъ/д, псалъэхэр. Макъ 1у. Хьэрф lyly. Макъ к. Хьэрф Кк. Макъ ку.
Хьэрф Ку ку. Макъ Жь. Хьэрф Жьхь. Макъ в. Хьэрф Вв. Макъ ф. Хьэрф Фф. Макъ й.
Хьэрф Ий. Макъ дж. Хьэрф Дж.дж. Макъ дз. Хьэрф Дздз. Макъ я. Хьэрф Яя. Макъит1
къызэригъэлъагъуэм щыгъэгъуэзэн. Макъ Лъ.Хьэрф Лълъ. Макъ къ.Хьэрф Къкъ. Макъ
къу. Хьэрф Къукъу. Макъ гъ. Хьэрф Гъгъ. Макъ гъу. Хьэрф Гъугьу. Макъ хъ.
Къызэрапщытэ диктант. Макъ хъу. Хьэрф Хъухъу. Макъ к1. Хьэрф К1к1. Макъ к1у.
Хьэрф К1ук1у. Макъ Щ1. Хьэрф Щ1щ1. Макъ ф1. Хьэрф Ф1ф1. Макъ п1. Хьэрф П1п1.

Календарно -тематическое планирование учебного курса 1 класс

Тема урока

Кол-во
часов

Подготовка к письму.

3

4
5

Звуки и буквы А,У
Звуки и буквы М,Э

1
1

6
7
8
9

Звуки и буквы Р,Н
Звуки буквы Ж,Ш
Звуки и буквы Ы,И
Звук и буква Щ

1
1
1
1

10
11

Звуки и буквы З,С
Звуки и буквы Л,Д,

1
1

12
13

Звуки и буквы Х,Ху
Звуки и буквы Б,П,О,Е

1
1

14
15

Звуки и буквы Хь,Г,Гу
Звуки и буквы 1,1у

1
1

16
17

Звуки и буквы К,Ку
Звук и буква Жь

1
1

18
19

Звуки и буквы В,Ф,Й
Звуки и буквы Дж,Дз

1
1

20
21

Звуки и буквы Я,ЛЪ
Звуки и буквы КЪ,КЪУ

1
1

22
23

Звуки и буквы ГЪ,ГЪУ
Звуки и буквы ХЪ,ХЪУ

1
1

24
25

Звуки и буквы К1,К1у
Звуки и буква Щ1, Ф1

1
1

26
27

Звуки и буквы Ц,Ц1
Звуки и буквы Т1,Л1,Ч

1
1

28
29

Звук и буква КХЪ
Звук и буква КХЪУ

1
1

30
31
32

Буквы Ю,Ё
Буква Э
Буквы Ъ,Ь

1
1
1

1-3

Дата по
плану

Дата по
факту

33 Повторение
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1
33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».