Проектная деятельность 11 класс

yqpexAeHl4e


>
Py'rcono4urens

MO

EMII

1@/A'J1'Eanuvroea /
llpororon Nl*l-

or

23-.082023t-



3auesrurelr

AI'IPeKToPa

no YBP

/P.B.lllyryruxona /

or-8-.08-2023t-

PABOI{A' IIPO|PAMMA
Ilpoerrnat

llpe.ulaer

Ae-f,TeflbHocrb rlo 6pronorzra
11

Kracc

]ge6rilrft roA
Vqurem (OI4O)

I

2023-2024

Illorenosa Penara MYaeAoena

«Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им. В.Х. Кагазежева
с.п.Псынабо»

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Руководитель МО

Заместитель директора

ЕМЦ

по УВР

Директор МКОУ СОШ
с.п.Псынабо

_______/ А.Л.Балчугова /

_______/Р.Б.Шугушхова /

_________/И.Х.Теувова/
Приказ № _238_

Протокол №_1_
от __28.08.2023г_

от _28.08.2023г_

от_28.08.2023г_

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет
Класс
Учебный год
Учитель (ФИО)

Проектная деятельность по биологии
11
2023-2024
Шогенова Рената Муаедовна

от

Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Проектная деятельность по биологии» для 11 класса разработана:
- в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования с
изменениями, внесёнными приказом Минобрнауки России «О внесении
изменений в ФГОС ООО».
-с учётом примерной основной образовательной программы основного
общего образования (« www.fgosreestr.ru»).
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью.
Знания и умения, необходимые для организации проектной и
исследовательской деятельности, в будущем станут основой для
организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах,
техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные, в
настоящее время, компетентностный, личностно - ориентированный и
деятельностный подходы. Особенностью данной программы является
реализация педагогической идеи формирования у школьников умения
учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих
принципов:
1. Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и
целостности образования в целом;
2. Развитие индивидуальности каждого обучающегося в процессе
социального самоопределения в системе обучения.
3. Системность организации учебно-воспитательного процесса;
4. Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Цель: формирование исследовательских умений учащихся, для развития
творческой личности, ее самоопределение и самореализация.
Задачи курса:
1. Формировать интерес школьников к изучению проблемных вопросов
науки;
2. Формировать навыки сбора и обработки информации, материалов.
3.Развивать умения анализировать (креативность и критическое
мышление).
4. Развивать умения составлять письменный отчет о самостоятельной
работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко
информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии).
5. Сформировать умение вести диалог, координировать свои действия с
действиями партнеров по совместной деятельности, навык организации
рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и
сотрудничество.
6.Воспитывать чувство бережного отношения к природе родного края,

культуры общения с ней; В рамках программы факультатива создаются
условия для самореализации и саморазвития каждого ребенка на основе
его возможностей во внеучебной деятельности.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный
подходы. Особенностью данной программы является реализация
педагогической идеи формирования у школьников умения учиться –
самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом
качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и
целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого обучающегося в процессе
социального самоопределения в системе обучения;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Сроки реализации программы « Проектная деятельность по биологии» для
11 класса составляют 1 год по 1часу в неделю, за весь курс обучения 34часа.

1.Планируемые результаты проектной деятельности
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Стандарт
обучающимися

устанавливает

требования

к

результатам

освоения

основной образовательной программы: личностным,

включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению, сформированность их мотивации к
обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы
значимых

социальных

и

межличностных

отношений,

ценностно-

смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в
деятельности,

правосознание,

экологическую

культуру,

способность

ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию
российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;



метапредметным, включающим освоенные обучающимися

межпредметные
(регулятивные,

понятия

и

познавательные,

использования

в

самостоятельность

в

универсальные

учебные

коммуникативные),

действия

способность

познавательной

и

социальной

планировании

и

осуществлении

их

практике,
учебной

деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и
сверстниками,

способность

образовательной

траектории,

к

построению
владение

индивидуальной

навыками

учебно-

исследовательской, проектной и социальной деятельности;

изучения

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе
учебного

предмета

умения,

специфические

для

данной

предметной области, виды деятельности по получению нового знания в
рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных,
учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование
научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями, методами и приёмами.
Личностные результаты освоения основной образовательной
программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного

достоинства,

осознанно

принимающего

традиционные

национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём
взаимопонимания,

находить общие

цели и сотрудничать для

их

достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное

сознание

и

поведение

на

основе

усвоения

общечеловеческих ценностей;
9) готовность

и

способность

к

образованию,

в

том

числе

самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта,
научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного
образа

жизни,

потребности в физическом

самосовершенствовании,

занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных
привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное,

ответственное

и

компетентное

отношение

к

физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и
других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный
реализации

выбор

собственных

будущей

профессии

жизненных

и

планов;

возможностей
отношение

к

профессиональной деятельности как возможности участия в решении
личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность

экологического

мышления,

понимания

влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной

среды;

приобретение

опыта

эколого-направленной

деятельности;
15) ответственное

отношение

к

созданию

семьи

на

основе

осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные

результаты

освоения

основной

образовательной программы должны отражать:
1) умение
составлять

самостоятельно

планы

контролировать

и

определять

деятельности;
корректировать

цели

деятельности

самостоятельно
деятельность;

и

осуществлять,

использовать

все

возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной

деятельности,

учитывать

позиции

других

участников

деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной
различных

деятельности,

источниках

включая

информации,

умение

ориентироваться

критически

оценивать

в
и

интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение

использовать

средства

информационных

и

коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики,

техники

безопасности,

гигиены,

ресурсосбережения,

правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
7) умение
определяющие

самостоятельно
стратегию

оценивать

поведения,

с

и

принимать

учётом

решения,

гражданских

и

нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач
и средств их достижения.


Индивидуальный проект представляет собой особую форму

организации деятельности обучающихся (учебное исследование или
учебный проект).


Индивидуальный

проект

выполняется

обучающимся

самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в
рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в
любой избранной области деятельности (познавательной, практической,
учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
 Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

 сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской
деятельности, критического мышления;
 способность

к

инновационной,

аналитической,

творческой,

интеллектуальной деятельности;
 сформированность

навыков

проектной

деятельности,

а

также

самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий
при решении различных задач, используя знания одного или нескольких
учебных предметов или предметных областей;
 способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования,
планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации,
структурирования аргументации результатов исследования на основе
собранных данных, презентации результатов.
 Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года
в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и
должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или
разработанного проекта: информационного, творческого, социального,
прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Предметные результаты освоения основной образовательной
программы должны отражать:


знание

основ

методологии

исследовательской

и

проектной

деятельности;


структуру и правила оформления исследовательской и проектной

работы.


Навыки формулировки темы исследовательской и проектной работы,

доказывать ее актуальность;


умение составлять индивидуальный план исследовательской и

проектной работы;


выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;



определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;

с

различными

первоисточниками,

грамотно



работать

источниками,
их

в

том

цитировать,

числе

с

оформлять

библиографические ссылки, составлять библиографический список по
проблеме;


выбирать и применять на практике методы исследовательской

деятельности адекватные задачам исследования;


оформлять

теоретические

и

экспериментальные

результаты

исследовательской и проектной работы;


рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы;



наблюдать за биологическими, экологическими и социальными

явлениями;


описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;



проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты;



проводить измерения с помощью различных приборов;



выполнять письменные инструкции правил безопасности;



оформлять результаты исследования с помощью описания фактов,

составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.
По

окончании

изучения

курса

«Проектно-исследовательская

деятельность» учащиеся должны владеть понятиями: абстракция, анализ,
апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон,
индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение,
объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез,
сравнение, теория, факт, эксперимент.
Формы контроля за результатами освоение программы.
Формами отчетности проектной деятельности являются доклады,
презентации, видеофильмы, фоторепортажи с комментариями, стендовые
отчеты и т.д.

Обучающиеся 10 классов обязаны в течение года подготовить,
реализовать и защитить один проект.
Предусматривается

организация

учебного

процесса

в

двух

взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
- урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и
консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических
заданий на компьютере;
-внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в
школьном компьютерном классе) выполняют на компьютере практические
задания для самостоятельного выполнения.
Проект должен быть представлен на носителе информации вместе с
описанием применения на бумажном носителе. В описании применения
должна

содержатся

информация

об

инструментальном

средстве

разработки проекта, инструкция по его установке, а также описание его
возможностей и применения.
В течение учебного года контроль за ходом выполнения проекта
осуществляется один раз и оценивается «зачтено-незачтено».
Во время ученической научно-практической конференции работу
оценивает экспертная группа, в состав которой входят педагоги –
независимые эксперты и обучающиеся из числа наиболее успешных в
области выполнения проектов и имеющие опыт

защиты проектов на

других конференциях.
В качестве формы итоговой отчетности в конце изучения курса
проводится конференция учащихся с предоставлением проектной работы.
Итоговая аттестация включает в себя основные этапы контроля над
выполнением работы:


защиту темы исследования (проекта);



обсуждение исследовательской работы (проекта) на заседании НОУ;



предзащиту исследовательской работы (проекта) на заседании НОУ.
Форма итоговой аттестации – зачет.
Отбор содержания курса проводился с учетом другого вида работы

– функционирования научно-исследовательского общества учащихся
(НОУ),

на

заседаниях

которого

проводятся

такие

мероприятия,

сопровождающие проектно-исследовательскую работу школьников как:


защита тем проектов и исследовательских работ школьников;



круглые столы, дискуссии, дебаты, посвященные обсуждению

отдельных частей проектов, исследований школьников и проблем
современной науки;


предзащита завершенных проектов и исследовательских работ;



защита завершенных проектов и исследовательских работ;



итоговая конференция НОУ.
2. Содержание проектной деятельности

1. Способы получения и переработки информации (3 ч.)
Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как
ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества.
Особенности научного познания. Цели и задачи курса. План работы.
Форма

итоговой

аттестации.

Виды

источников

информации.

Использование каталогов и поисковых машин. Библиография и аннотация,
виды

аннотаций:

справочные,

специализированные,

аналитические.

рекомендательные,

общие,

Составление

плана

информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды
тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила
конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому
материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.
2. Проект (2 ч.). Особенности и структура проекта, критерии оценки.
Этапы

проекта. Ресурсное

ориентированный,

обеспечение.

исследовательский,

Виды

проектов: практико-

информационный,

творческий,

ролевой. Знакомство с примерами ученических проектов. Планирование
проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация
проекта.
3. Создание индивидуальных проектов (22 ч)
Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы
исследовательской работы. Работа над введением научного исследования:
выбор темы, обоснование ее актуальности; теория + практическое
задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить
проблему, сформулировать гипотезу; формулировка цели и конкретных
задач предпринимаемого исследования; теория + практическое задание на
дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования,
выбрать объект и предмет исследования. Работа над основной частью
исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск
источников и литературы, отбор фактического материала. Методы
исследования:
сравнение,

методы

измерение,

на эмпирическом,

так

эмпирического
эксперимент);

исследования
методы,

и на теоретическом

(наблюдение,

используемые

уровне

как

исследования

(абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование
и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного
к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы:
таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы,
заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.
4. Оформление результатов индивидуального проекта (4 ч)
Требования к оформлению индивидуального проекта. Порядок
выполнения индивидуального проекта. Оформление исследовательской
деятельности

в программе Мicrosoft Word .Электронная презентация

проекта . Работа с Publisher 2007. Электронные таблицы Excel
5. Публичное выступление (4 ч)

Подготовка к публичной защите проекта. Публичная защита
проекта. Подведение итогов, анализ выполненной работы. Конференции

3.Тематическое планирование.
Темы
№
разделов

Количество часов

1

Способы получения и переработки информации

5

2

Проект

5

3.

Создание индивидуальных проектов

20

4

Защита индивидуального проекта

4

ИТОГО

34

4.Календарно-тематическое планирование.
№ п/п

Темы разделов и уроков

1

Введение

2

Виды источников информации.

3

План информационного текста

4

План информационного текста

5

Особенности и структура проекта, критерии оценки.

6

Особенности и структура проекта, критерии оценки.

7

Виды проектов. Требования, предъявляемые к
проекту.

8

Требования, предъявляемые к проекту.

9

Тема проекта и обоснование актуальности.

По плану

По факту

10

Тема проекта и обоснование актуальности.

11

Планирование учебного проекта.

12

Планирование учебного проекта.

13

Основные методы исследования.

14

Обзор литературы по теме проекта.

15

Обзор литературы по теме проекта.

16

Составление индивидуального рабочего плана.

17

Составление индивидуального рабочего плана.

18

Проведение опытно-экспериментальной работы.

19

Проведение опытно-экспериментальной работы.

20

Проведение опытно-экспериментальной работы.

21

Проведение опытно-экспериментальной работы.

22

Проведение опытно-экспериментальной работы.

23

Создание компьютерной презентации.

24

Создание компьютерной презентации.

25

Создание компьютерной презентации.

26

Подготовка тезисов выступления.

27

Подготовка тезисов выступления.

28

Отзыв и рецензия на проект.

29

Отзыв и рецензия на проект.

30

Подведение итогов, анализ выполненной работы.

31

Подведение итогов, анализ выполненной работы.

32

Предзащита проекта.

33

Предзащита проекта.

34

Конференция.

Представление проектов.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса Основная методическая литература для
учителя:
1. Исследовательская деятельность // «Практика административной работы
в школе», № 4. – 2005. – С. 52.
2. Лебедева С. А., Тарасов С. В., Викторов Ю. М. Экспериментальная и
инновационная деятельность // Научно-практический журнал Завуч. –
2000. – № 2. – С. 103–112.
3. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник
статей. – М.: Издание МГДД(Ю)Т, 2003.
Основная литература для учащихся: 1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д.
Биология: В 3-х т.: Пер. с англ. / Под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 1990. –
Т.1., Т. 2, Т. 3
2. Биология. Справочник школьника и студента / Под ред.
З. Брема и И. Мейнке. – М., 1999. 3. Медников Б. М. Биология: формы и
уровни жизни. 4. Мохнач Н. Н. Валеология. – «Феникс», 2004. 5. Пособие
по биологии для поступающих в вузы / Под ред. Н. А. Лемезы. – Минск,
1998.
Дополнительная литература для учащихся: 1. Акимушкин И.И.
Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 304 с.
Цифровые и электронные образовательные ресурсы:
1. http://school-collection.edu.ru/) «Единая коллекция Цифровых
Образовательных Ресурсов».
2. http://www.fcior.edu.ru/
3. www.bio.1september.ru – газета «Биология».
4. www.bio.nature.ru – научные новости биологии.
5. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования.
6. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и
Мефодий». 7. http://video.edu-lib.net – учебные фильмы.
8. Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные
издания.
9. Электронная база данных для создания тематических и итоговых
разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для
организации фронтальной и индивидуальной работы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».