рабочая программа по музыке 3-4 классы

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
3 класс
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые
они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора,
шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви,
различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской
музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной
деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии
окружающей действительности;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических
потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками
сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в
музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально –
ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных
действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания
музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в
исполнительской и творческой деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная
самооценка своих музыкально – творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных
музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании,
характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в
соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с
размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение,
установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа
музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность
с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы,
мультимедийные презентации и т.д.).

Предметные результаты отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно –
нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых
музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной
культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и
музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо
виду) музыкально - творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке
религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл
произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально
– пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений.

4 класс
укреплять культурную, этническую
соответствии с духовными традициями семьи и народа;


и

гражданскую

индентичность

в


эмоционально относится к искусству, эстетически смотреть на мир в его
целостности, художественном и самобытном разнообразии;

формировать личностный смысл
ценностной сферы в процессе общения с музыкой;


постижения

искусства

и

расширение


приобретать начальные навыки соцкультурной адаптации в современном мире и
позитивно самооценивать свои музыкально-творческие возможности;

развивать мотивы музыкально-учебной деятельности и реализовывать
творческий потенциал в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при
решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;



развивать духовно-нравственные и этнические чувства, эмоциональную
отзывчивость, понимать и сопереживать, уважительно относиться к историко-культурным традиции
других народов;

формировать эмоциональное и осознанное усвоение жизненного содержания
музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, осознание своей
принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской
классической музыки.


чувствовать сопричастность и гордость за культурное наследие своего народа.

уметь понятно, точно, корректно излагать свои мысли, эмоционально откликаться
на музыкальное произведение и выражать свое впечатление.

наблюдать за использованием музыки в жизни человека.



понимать значение духовной музыки и колокольных звонов для русского
человека, знакомство с национальными и историческими традициями и обычаями.


ценить отечественные, народные музыкальные традиции.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД
Ученик к концу 4 класса научится:


реализовывать собственные творческие замыслы через понимание целей;



выбирать способы решения проблем поискового характера;


планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия,
понимать их успешность или причины неуспешности, умение контролировать свои действия;

уметь воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном и
художественном разнообразии;


выполнять учебные действия в качестве слушателя; подбирать слова отражающие
содержание музыкальных произведений;



воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение
внимательно слушать;

установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины
художников, передавать свои собственные впечатления от музыки с помощью музыкально –
творческой деятельности (пластические и музыкально –ритмические движения);


приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о
содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства
музыкальной выразительности;




использовать речь для регуляции своего действия.

Ученик получит возможность научиться:
- преобразовывать познавательную задачу в практическую;
- составлять план и последовательность действий;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные УУД
Ученик к концу 4 класса научится:
- наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной
деятельности, понимать их специфику и эстетическое многообразие;



ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

применять знаково-символических
коммуникативных и познавательных задач;


и

уметь логически действовать: анализ,
классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;


речевых

средств

сравнение,

для

синтез,

решения
обобщение,

подбирать и читать стихи о родном крае, о России, созвучные музыкальным
произведениям, прозвучавших на уроке;


узнавать названия изученных произведений и их авторов; названия изученных
жанров и форм музыки (кант, кантата);


понимать названия изученных произведений и их авторов, выразительность и
изобразительность музыкальной интонации; смысл понятий: песенность , танцевальность,
маршевость, музыкальная живопись;




анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации;


познавать разнообразные стороны жизни русского человека, его религиозные
убеждения и традиции, через музыкально-художественные образы;

передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать
определения общего характера музыки;




рассказывать сюжеты литературных произведений положенных в основу знакомых

опер и балетов;


узнавать тембры инструментов симфонического оркестра.

Ученик получит возможность научиться:


осуществлять и выделять необходимую информацию;



осуществлять поиск необходимой информации;



осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера;



ставить и формулировать проблему.

Коммуникативные УУД
Ученик к концу 4 класса научится:


участвовать в жизни микро- и и макросоциума (группы, класса, школы, города,

региона и др.);

участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска
компромиссов, распределение функций и ролей;


аргументировать свою позицию после прослушивания произведения;



формулировать собственное мнение и позицию;

слушать
других людей о музыке;



собеседника,

участвовать

в

воспринимать

коллективном

музыкальное произведение

пении,

музицировании,

в

и

мнение

коллективных

инсценировках.
Ученик получит возможность научиться:



ставить вопросы;
обращаться за помощью к учителю и одноклассникам;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.



формулировать свои затруднения.



проявлять активность в решении познавательных задач.

Предметные результаты:
Ученик к концу 4 класса научится:

воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных
произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически
откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкальнотворческой деятельности;

ориентироваться в музыкально-поэтическом
музыкального фольклора России, в том числе родного края;


творчестве,

в

многообразии

сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;


воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические
особенности профессионального и народного творчества (в пении, движении, играх, действах и
др.);


ценить отечественные народные музыкальные традиции;


общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового
и инструментального) воплощения различных художественных образов;

соотносить выразительные и изобразительные интонации; узнавать характерные
черты музыкальной речи разных композиторов;



воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе
полученных знаний;

наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства
и различий интонаций, тем, образов;


распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;




общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового
и инструментального) воплощения различных художественных образов;

исполнять музыкальные произведения разных форм (пение, драматизация,
музыкально-пластические движения, инструментальное музицировании, импровизация);


определять виды музыки;



сопоставлять музыкальные образы в
инструментов, в том числе и современных электронных;


звучании

различных

музыкальных

Ученик к концу 4 класса получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкальноисполнительские замыслы в различных видах деятельности;

организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую
деятельность;


использовать ИКТ в музыкальных играх;




реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной
деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных
инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при
пении простейших мелодий;

владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и
участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его
музыкальных образов;

адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в
выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых



мероприятий;

представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой
деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.);


собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).



2. Содержание учебного предмета «Музыка»
3 класс
Продолжение программы 2 класса – 1 ч. Россия Родина моя» - 4 ч.

Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические
образы вокальной музыки. Звучащие картины. Образы Родины, защитников Отечества в различных
жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и
особенности музыкального языка различных произведений.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Мелодия – душа музыки.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Музыкальные средства выразительности.
Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная
природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций
и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как
отличительная черта русской музыки.
Природа и музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки:

(мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и
художников.
Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держава.
Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и
различие. Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня.
Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах
музыки.
Кантата «Александр Невский».
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и
профессиональная музыка. Кантата.
Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах
музыки.
Опера «Иван Сусанин».
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения
отечественных композиторов о Родине.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние,
выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван
Сусанин».
«День, полный событий» - 4 ч.
Жизненно-музыкальные впечатления ребенка с утра до вечера. Образы природы, портрет в вокальной и
инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров
(инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей
композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ).
Сценическое воплощение отдельных сочинений программного характера. Выразительное,
интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих
заданий из рабочей тетради.
Утро.Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность.
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность.
Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского
«Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро».
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние,
выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.
«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в
произведениях М.П.Мусоргского.
Обобщающий урок 1 четверти.
Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть. Накопление учащимися
слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи
композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига, М.Мусоргского).
«О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.
Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном
искусстве, икона Владимирской Богоматери — величайшая святыня Руси. Праздники Русской
православной церкви: Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим),

Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской — княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения
(тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов,
воспевающие красоту материнства, любовь, добро.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение, сочинений разных жанров и стилей.
Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве
композиторов. Образы Богородицы в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона
Владимирской Богоматери — величайшая святыня Руси.
Древнейшая песнь материнства. нрк. Образ матери у ненцев.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве
композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ матери у ненцев.
Вербное Воскресение. Вербочки. нрк. Ненецкие праздники.
Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ
праздника в искусстве. Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.).
Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.
Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли
Русской. Святые земли Русской — княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание)
и молитвы в церковном богослужении.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.
Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика
былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель),
народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация
тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины.
Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительное, интонационно
осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из
рабочей тетради.
Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе. Музыкальный и
поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного
творчества.
Былины. Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и
ритмика былин). Образы былинных сказителей (Садко, Баян).
Певцы русской старины. Лель. Музыкальный и
поэтический фольклор России.Народная и
профессиональная музыка.
Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских
композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).
Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщающий урок.
Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка.
Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.Римского- Корсакова.Мелодии в
народном стиле.
«В музыкальном театре» - 6 ч.

Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных
представлений школьников об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ
музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и
балетах (М. Глинка, К.-В. Глюк, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский). Мюзикл — жанр легкой
музыки (Р. Роджерс, А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.
Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное,
интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих
заданий из рабочей тетради.
Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф.
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем,
художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественнообразного содержания произведения. Певческие голоса.
Опера «Орфей и Эвридика».
Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем,
художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационнообразное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика».
Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.
Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных
образов. . Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно- образное развитие в
опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко»
«Океан – море синее».
«Океан – море синее».
Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных
образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст.
Балет «Спящая красавица».
Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем,
художественных образов.
В современных ритмах (мюзикл).
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии
музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.
«В концертном зале» - 7ч.
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога
солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте
(П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка, их выразительные возможности (И.-С.
Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.
Звучащие картины. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии.
Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л.
Бетховена.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Музыкальное состязание (концерт).
Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр
инструментального концерта.

Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.
Музыкальные инструменты.
Тембровая
окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности.
Выразительные возможности флейты.
Музыкальные инструменты (скрипка).
Музыкальные инструменты.
Тембровая
окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности.
Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.
Обобщающий урок 3 четверти.
Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных
музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся за 3 четверть.
Сюита «Пер Гюнт».
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания
произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость
Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».
«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал.
Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно- образного
содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма
(трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Мир Бетховена.
Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно- образного
содержания произведений.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5ч.
Музыка — источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя,
слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи
разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации.
Джаз — искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения
в джазовой музыке. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые
музыканты-исполнители. Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ — певцы родной
природы. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта,
гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир. Выразительное, интонационно осмысленное
исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.
Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии
музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель.
Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник
вдохновения и радости.
Мир Прокофьева.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.
Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.
Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.
Певцы родной природы. нрк. Образ природы в творчестве ямальских композиторов.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.
Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского.
Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Музыка
– источник вдохновения и радости.
Обобщающий урок.
Исполнение изученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных
впечатлений учащихся.
4класс
Россия – Родина моя (5 ч) Музыка
в жизни человека
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого
состояния. Звучание окружающей жизни.
Основные закономерности музыкального искусства
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в
музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации
музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация – источник музыкальной речи. Основные
средства музыкальной выразительности. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов.
Формы построения музыки.
Музыкальная картина мира
Интонационное богатство музыкального мира. Народное и профессиональное музыкальное творчество.
О России петь – что стремиться в храм (4 ч) Музыка
в жизни человека
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальные и
поэтический фольклор: песни. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных
композиторов. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства
Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности.
Композитор – исполнитель – слушатель. Симфония, сюита. Религиозные песнопения: стихира, тропарь,
молитва, величание. Особенности их мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной
церкви и музыка.
Музыкальная картина мира
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая.
Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры. Музыкальные инструменты.
День, полный событий (7 ч)

Музыка в жизни человека Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера
человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о
многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность,
танцевальность, маршевость. Народное творчество России.
Основные закономерности музыкального искусства
Выразительность и изобразительность в музыке русских композиторов. Интонация как озвученное
состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые, их сходство и
различие. Основные средства музыкальной выразительности в музыке русских композиторов.
Особенности музыкальности поэзии А.С. Пушкина.
Музыкальная картина мира
Различные виды музыки: вокальная инструментальная, сольная хоровая, оркестровая.
Певческие голоса. Музыкальные инструменты.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло (5 ч) Музыка
в жизни
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого
состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Многообразие музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Отечественные
народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический
фольклор: песни, танцы, действа, обряды. Народная и профессиональная музыка. Сочинения
отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонации музыкальные и речевые.
Сходство и различие. Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная речь как способ
общения между людьми. Композитор – исполнитель – слушатель. Нотная запись. Элементы нотной
грамоты. Формы построения музыки. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Музыкальная картина мира
Интонационное богатство музыкального мира. Различные виды музыки. Певческие голоса. Хоры,
Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Народное музыкальное творчество
разных стран мира. Многообразие этнокультурных традиций.
В концертном зале (3 ч) Музыка в
жизни человека
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии
музыкальных жанров и стилей. Сочинения отечественных композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в
музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Основные
средства музыкальной выразительности. Музыкальная речь как способ общения между людьми, её
эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель.

Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Нотная запись как способ фиксации
музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Сопоставление и столкновение чувств и мыслей
человека, музыкальных тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития.
Формы построения музыки.
Музыкальная картина мира
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны.
Конкурсы и фестивали музыкантов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная ,
хоровая, оркестровая. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных
инструментов. Народное и профессиональное творчество.
В музыкальном театре (5 ч) Музыка
в жизни
Представления об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных
жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песеность, танцевальность, маршевость.
Опера, балет, мюзикл. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная
музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Основные закономерности музыкального искусства
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в
музыке. Основные средства музыкальной выразительности. Композитор - исполнитель – слушатель.
Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Элементы
нотной грамоты. Сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций,
тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития. Формы построения музыки.
Музыкальная картина
Интонационное богатство музыкального мира. Музыкальные инструменты. Оркестры. Народное и
профессиональное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных исторически
сложившихся традиций.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (6 ч) Музыка
в жизни человека
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии
музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность,
маршевость. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Основные закономерности музыкального искусства
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в
музыке. Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная речь как способ общения
между людьми. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях
композиторов. Нотная запись. Элементы нотой грамоты. Основные приёмы музыкального развития
(повтори и контраст). Формы построения музыки.
Музыкальная картина мира

Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о
музыкальной жизни страны. Различные виды музыки. Певческие голоса.
Музыкальные инструменты. Оркестры. Народное и профессиональное
музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных
традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции.

3.Тематическое планирование

3 класс
№

Содержание программного материала

Количество
часов
1
4

1
2

Продолжение программы 2 класса.
Россия - Родина моя».

2
4
4
5

«День, полный событий».
«О России петь – что стремиться в храм».
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
«В музыкальном театре».

4
4
3
6

6
7

«В концертном зале».
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
Итого:

7
5
34

4 класс
№
раздела

Наименование разделов
и тем

Учебные
часы

и тем

1

Россия – Родина моя.

5

Количество
контрольных
работ (в
соответствии
со
спецификой
предмета,
курса)

Количество
часов на
практическую
часть
(в
соответствии
со спецификой
предмета,
курса)
1

2

О России петь – что
стремиться в храм.

4

1

3

День, полный событий.

6

1

4

Гори, гори ясно, чтобы не
погасло.

5

1

5

В концертном зале.

3

1

6

В музыкальном театре.

5

1

7

Чтоб музыкантом быть,
так надобно уменье.

6

8

Итого

34

1

4.Календарно-тематическое планирование
3 класс
№

Темы

1

Жанр инструментального концерта.
Мир музыки Прокофьева .
Мир музыки Чайковского.

1

2

Мелодия – душа музыки
Мелодизм – основное свойство русской музыки.
КомпозиторП.Чайковский (2-я часть Симфонии № 4)
Природа и музыка. Лирические образы русских романсов.
Лирический пейзаж в живописи («Звучащие картины»)
Кантата «Александр Невский». С.Прокофьева Виват, Россия!
Наша слава – Русская держава. Образы защитников Отечества в
музыке.
Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки. Особенности
музыкального языка сольных (ария) и хоровых номеров оперы.
С утра до вечера: музыкальные впечатления ребенка. Образы
утренней природы в музыке русских и зарубежных
композиторов (П.Чайковский, Э.Григ)
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.
Детские образы С.Прокофьева («Петя и волк», «Болтунья»,
«Золушка»)
Детские образы М. Мусоргского («В детской», «Картинки с
выставки» и П. Чайковского («Детский альбом»)
Образы вечерней природы. Обобщение темы «День, полный

1

3
4

5
6

7

8
9

Кол – во
часов

1
1

1
1

1

1
1

Дата
По
По
плану фа
кту

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

24
25
26

27

28

29
30

31

событий».
Два музыкальных обращения к Богородице («Аве Мария» Ф.
Шуберта, «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова)
Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь
материнства. Эмоционально-образное родство образов.
Образ матери в современном искусстве.
Праздники Православной церкви. Вход Господень в Иерусалим
(Вербное воскресенье)
Музыкальный образ праздника в классической и современной
музыке.
Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир. Жанры
величания и баллады в музыке и поэзии.
Обобщение по темам первого полугодия. Музыка на новогоднем
празднике. Итоговое тестирование учащихся.
Былина как древний жанр русского песенного фольклора.
Былина о Добрыне Никитиче. Былина о Садко и Морском царе
Образы народных сказителей в русских операх (Баян и Садко).
Образ певца-пастушка Леля
Образы народных сказителей в русских операх (Баян и Садко).
Образ певца-пастушка Леля
Опера «Руслан и Людмила» М.Глинки. Образы Руслана,
Людмилы, Черномора..
Опера «Руслан и Людмила» М.Глинки. Образы Фарлафа, Наины.
Увертюра.
Опера «Орфей и Эвридика» К.Глюка. Контраст образов (Хор
фурий.Мелодия).
Опера «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова. Образ Снегурочки.
Образ царя Берендея. Танцы и песни в заповедном лесу. Образы
природы в музыке Н. Римского-Корсакова
«Океан – море синее» вступление к опере «Садко». Образы
добра и зла в балете «Спящая красавица» П. Чайковского.
Мюзиклы: «Звуки музыки» Р. Роджерса. «Волк и семеро козлят
на новый лад» А. Рыбникова
Жанр инструментального концерта. Концерт № 1 для
фортепиано с оркестром П.Чайковского. Народная песня в
Концерте.
Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины.
Музыкальные инструменты –флейта, скрипка. Образы
музыкантов в произведениях живописи. Обобщение.
Сюита Э.Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме Г.Ибсена.
Контрастные образы и особенности их музыкального развития:
«Утро», «В пещере горного короля». Женские образы сюиты, их
интонационная близость: «Танец Анитры», «Смерть Озе»,
«Песня Сольвейг».
Симфония № 3 («Героическая») Л.Бетховена (1 и 2 части).
Особенности интонационно-образного развития образов.
Финал Симфонии № 3. Мир Бетховена: выявление особенностей
музыкального языка композитора(инструментальные и
вокальные сочинения)
Музыка в жизни человека. Песни о чудодейственной силе
музыки. Джаз – одно из направлений современной музыки.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1

1

1
1

1

32

33

34

Мир композиторов: Г.Свиридов (маленькие кантаты) и
С.Прокофьев («Шествие солнца»), особенности стиля
композитора
Особенности музыкального языка разных композиторов: Э.Григ
(«Утро»), П.Чайковский («Мелодия»), В.Моцарт («Симфония №
40»)
Призыв к радости (Ода «К радости» из Симфонии № 9
Л.Бетховена).

1

1

1

4класс
Тема урока

1

Мелодия «Ты запой мне ту песню»

Дата
Кол
-во
по факту
час по плану
ов
1

2

«Чего не выразишь словами…»

1

3

Как сложили песню «Ты откуда, русская,
зародилась музыка?»

1

4

«Я пойду по полю белому…»

1

5

«На великий праздник собраласяРусь!»Тест по
разделу «Россия – Родина моя».

1

6

Святые земли Русской.

1

7

Великий князь Владимир, княгиня Ольга.

1

8

Илья Муромец . Кирилл и Мефодий

1

9

Праздник праздников, торжество торжеств.

1

№

«Ангел вопияше». Светлый праздник.
Проверочная работа по разделу «О России
петь – что стремиться в храм».
10

Приют спокойствия, трудов и вдохновения…

1

11

Зимнее утро.

1

12

Зимний вечер

1

13

Что за прелесть эти сказки! Три чуда!

1

14

Ярмарочное гулянье

1

15

Святогорский монастырь.

1

16

Приют, сияньем муз одетый…Тест по разделу
«День, полный событий».

1

17

Композитор – имя ему народ.

1

18

Музыкальные инструменты России

1

19

Оркестр народных инструментов.

1

20

«Музыкант – чародей»

1

21

Народные праздники. Троица. Проверочная
работа по разделу «Гори, гори ясно, чтобы не
погасло!».

1

22

Музыкальные инструменты (скрипка,
виолончель, гитара)

1

23

Вариации на тему рококо«Старый замок», М.
П. Мусоргский «Счастье в сирене живет»,

1

С. Рахманинов «Не молкнет сердце чуткое
Шопена…»
Танцы, танцы, танцы. «Патетическая соната» №
8, Л. Бетховен
24

Годы странствий. М. И. Глинка.Царит гармония 1
оркестра. Тест по разделу «В концертном
зале».

25

Опера «Иван Сусанин»,

1

26

Песня Марфы «Исходила младешенька»

1

27

Русский Восток

1

28

Балет «Петрушка»

1

29

Театр музыкальной комедии.Тест по разделу
«В музыкальном театре».

1

30

Прелюдия. Исповедь души.

1

31

Ф. Шопен «Революционный этюд»

1

32

Мастерство исполнителя. В интонации спрятан
человек

1

33

Музыкальные инструменты. Музыкальный
сказочник .Контрольная работа за год.

1

34

Рассвет на Москве – реке.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».