Рабочая программа по окружающему миру 3-4 классы

1.Планируемые результаты учебного предмета, курса
3 класс
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в
достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в
достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных
задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета

«Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные
результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей
семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и
людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение,
запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением
информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом
информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире.

4 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:


основы

гражданской

идентичности

личности

в

форме

осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её
природного и культурного наследия;


умение осознанно использовать обществоведческую лексику

для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина
России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской
Федерации;



чувства сопричастности к отечественной истории через

историю своей семьи

и гордости за свою Родину, российский народ,

историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом
соотечественников в её развитие;


осознание своей этнической принадлежности в контексте

принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;


понимание себя наследником ценностей многонационального

российского общества и всего человечества, в том числе на основе
формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное
культурное наследие»*;


целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его

органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира
с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;


уважительное отношение к истории и культуре народов

России и мира через понимание их взаимной связи и представление о
необходимости исторической преемственности в жизни общества;


начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и

развивающемся мире, в том числе на основе представлений об
историческом развитии родной страны, изменениях в её современной
жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;


осознанная готовность к выполнению социальной роли

ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной
жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл
учения;


самостоятельность и личностная ответственность за свои

поступки, сохранность объектов природы, будущее России;


эстетические

потребности,

ценности

и

чувства

через

восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой
регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные
периоды истории;


этические чувства, доброжелательность и эмоционально-

нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других

людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих
соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические
периоды;


навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных

социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных
проектов и в других видах внеурочной деятельности;


установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе

знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта
людей от природных условий;


мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное

отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с
природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих
поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны
и родного края.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:


понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;



сохранять учебную задачу в течение всего урока;



ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с

изучаемым материалом урока;


выделять из темы урока известные знания и умения,

определять круг неизвестного по изучаемой теме;


планировать

последовательность

своё

предложений

высказывание
для

раскрытия

(выстраивать
темы,

приводить

примеры, делать обобщение);


планировать свои действия;



фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/

неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к
своим успехам и неуспехам;


самостоятельно оценивать правильность выполнения действия

и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия,
так и по ходу его реализации;



осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;



контролировать и корректировать свои действия в учебном

сотрудничестве;


в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;



использовать

внешнюю

и

внутреннюю

речь

для

целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:


понимать, толковать и организовывать

свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами,
используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для
передачи информации;


осуществлять поиск необходимой информации из различных

источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных
заданий;


выделять существенную информацию из

текстов и литературы разных типов и видов (художественных и
познавательных);


использовать

знаково-символические

средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;


понимать

содержание

текста,

интерпретировать

смысл,

фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков,
моделей и пр.;


осуществлять анализ объектов с выделением существенных и

несущественных признаков;


осуществлять сравнение и классификацию по заданным

критериям;


устанавливать причинно-следственные связи;



строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и

связях;


строить доказательство своей точки зрения по теме урока в

соответствии с возрастными нормами;


проявлять творческие способности при выполнении рисунков,

схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;



ориентироваться

на

разнообразие

способов

решения

познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения
учебных задач;


моделировать экологические связи в природных сообществах.

Коммуникативные
Обучающийся научится:


включаться

в

диалог

с

учителем

и

сверстниками,

в

коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и
активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;


формулировать ответы на вопросы;



слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать,

не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит
собеседник;


договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;


формулировать собственное мнение и позицию в устной и

письменной форме;


аргументировать свою позицию;



понимать различные позиции других людей, отличные от

собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;


признавать свои ошибки, озвучивать их;



употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини,

пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я
его обязательно учту» и др.;


понимать

и

принимать

задачу

совместной

работы,

распределять роли при выполнении заданий;


строить монологическое высказывание, владеть диалогической

формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);


готовить сообщения, выполнять проекты по теме;



составлять рассказ на заданную тему;



осуществлять

взаимный

контроль

и

оказывать

в

сотрудничестве необходимую взаимопомощь;


продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов

и позиций всех его участников;



строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие,

что он знает и видит, а что нет;


использовать речь для регуляции своего действия;



адекватно использовать речевые средства для

решения

различных коммуникативных задач;


достаточно точно, последовательно и полно передавать

информацию, необходимую партнёру.
Предметные результаты
Обучающийся научится:


понимать

рассказывать

о

особую

роль

национальных

России

в

свершениях,

мировой

истории;

открытиях,

победах,

вызывающих чувство гордости за свою страну;


находить и показывать на карте России государственную

границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный
город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и
описывать достопримечательности регионов и городов России;


называть элементы государственного устройства России,

объяснять их роль в жизни страны;


называть

имя

действующего

Президента

Российской

Федерации и его полномочия как главы государства;

2.Содержание учебного предмета, курса.
3 класс
Продолжение программы 2 класса ( 2 ч.)
Как устроен мир (5 ч)
Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой при
роды. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д
Роль природы в жизни людей.
Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие
память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества.:
Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между
живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного
дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное).
Меры по охране природы.

Эта удивительная природа (19 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды
для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений.
Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы.
Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы
ДЛЯ живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной
деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные,
цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие
растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный
мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, претыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть
питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в
природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной
книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в
природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир
грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители,
организмы - потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: Тепа, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в
продуктах питания. Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Состав
почвы, Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в
организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и
гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах,
ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического
— труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная
система, - ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предубеждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (8 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии
водопроводе утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на
велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в
обеспечении
^опасного
движения.
Основные
группы
дорожных
знаков:
предупреждающие, запрещающие предписывающие, информационно-указательные,
знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт,
стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед
на улице, водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные
животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от
загрязнение воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Практическая работа: Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности люд ей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и
услуги.
Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для
производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда
от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи
полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства. Промышленное" г
ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая
промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро).
Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государев
тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия
хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической
катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной
экономики - од-г из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными
растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (12 ч)
Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны. Их прошлое и
настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы,
особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности,
знаменитые -люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и
культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества
каждого.

4 класс
Земля и человечество (9 ч).


Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты
и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный

спутник Земли. Движение в космическом пространстве; причины смены дня и ночи
и времен года. Звездное небо - «книга» природы.


Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью
глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его
влияние на живую природу.



Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в
истории. Историческая карта.



Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных
экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего
человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей
среды. Всемирное наследие. Международная Красин книга.
Природа России (10 ч).



Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера
и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).



Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона
лесов, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности
природы каждой зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к
условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной
деятельности людей, связанные с природными зонами. Экологические проблемы
каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные
в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах
отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.



Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в
процессе хозяйственной деятельности людей.
Родной край - часть большой страны (15 ч).



Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в
нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека.
Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров,
предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение
в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности
человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их ос-

новные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в
нашем крае.


Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.).
Охрана водоемов в нашем крае.



Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие
растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах.
Охрана природных сообществ.



Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями.
Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство,
плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о
биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и
производства экологически чистых продуктов питания.



Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого
рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.).
Породы домашних животных.
Страницы всемирной истории (5 ч).



Представление о периодизации истории. Начало истории человечества:
первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства
прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская
мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и
техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время.
Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники.
Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества (20 ч).


Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных
славян, их быт, нравы, верования.



Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть.
Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин
Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы
Древней Руси.



Наше Отечество в XIII-XVвеках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда.
Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская
Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской.
Куликовская битва. Иван Третий. Образование то| единого Русского государства.
Культура, быт и нравы страны в XIII-XVвеках.



Наше Отечество в XVI-XVIIвеках. Иван Грозный и его правление. Патриотический
подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской
династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы
страны в XVI-XVIIвеках.



Россия в XVIII веке Петр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй.
Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура,
быт и нравы России в XVIII веке.



Россия в XIX - начале XX века. Отечественная война 1812 года. Бородинское
сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и
нравы России в XIX - начале XX века.



Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй последний император России. Революции 1917 года. Гражданская война.
Образование СССР. Жизнь страны т в 20-30-е годы. Великая Отечественная война
1941-1945 годов. Героизм и патриотизм народа. День Победа - всенародный
праздник.
Современная Россия (11 ч).



Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека
в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.



Государственное устройство России: Президент, Федеральное Собрание,
Правительство.



Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные
праздники.



Многонациональный состав населения России.



Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России,
Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные
города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

3. Тематическое планирование
3 класс
№
Наименование
раздела разделов и тем
и тем

1.
2.

Продолжение
программы 2 класса.
Как устроен мир

Учебные Количество
часы
контрольных
работ (в
соответствии
со
спецификой
предмета,
курса)

Количество
часов на
практическую
часть
(в соответствии со
спецификой
предмета, курса)

2
5

1

3.

Эта удивительная
природа

19

1

5

4.

Мы и наше здоровье

10

1

1

5.

Наша безопасность

8

1

6.

Чему учит экономика

12

2

7.

Путешествия по
городам и странам

12

1

3

Итого

68

4

13

4 класс
№
раздела
и тем

1
2
3

Наименование разделов
и тем

Земля и человечество.
Природа России.
Родной край - часть
большой страны.

Учебные
часы

9
10
15

Количество
контрольных
работ (в
соответствии
со
спецификой
предмета,
курса)

1

Количество
часов на
практическую
часть
(в
соответствии
со спецификой
предмета,
курса)
1
1
1

Страницы всемирной
истории.
Страницы истории
Отечества.
Современная Россия.
Итого

4
5
6
7

5

1

19

1

8
68

1
2

1
6

Колчество
часов

Дата

4. Календарно-тематическое планирование
3 класс
№
п/п

Тема.

1

Знакомство с учебником. ТБ.

1

2

Природа.

1

3

Ценность природы для людей.

1

4

Человек.

5

Наши проекты: «Богатства, отданные людям»

6

Общество. Работа с картой.Что такое экология?

1

7
8

Природа в опасности! Охрана природы. Обобщение
по теме «Как устроен мир».
Тела, вещества, частицы.

1

9

Разнообразие веществ.

1

10

Воздух и его охрана.

1

1
11

Вода. Свойства воды.
1

12

Превращения и круговорот воды в природе.

13

Берегите воду!

1

14

Что такое почва?

1

15

Разнообразие растений.

1

По
план
у

По
факту

16

Солнце, растения и мы с вами.

1

17

Размножение и развитие растений.

1

18

Охрана растений.
1

19

Разнообразие животных.

1

20

Кто что ест?

1

21

1

22

«Невидимая сеть и невидимая пирамида.» Наши
проекты: «Разнообразие природы родного края»
Размножение и развитие животных.

23

Охрана животных.

1

24

В царстве грибов.

1

25

Великий круговорот жизни.

1

26

Обобщение по теме «Эта удивительная природа».

1

27

Организм человека.

1

28

Органы чувств.

1

29

Надёжная защита организма.

1

30

Опора тела и движение.

1

31

Наше питание. Органы пищеварения

1

32

Наши проекты: «Школа кулинарии»

1

33

О дыхании, о движении крови

1

34

Умей предупреждать болезни

35

Здоровый образ жизни.

1

36

Обобщение знаний по теме: «Мы и наше здоровье»

1

37

Огонь, вода и газ.

1

38

Чтобы путь был счастливым.

1

1

39

Дорожные знаки.

1

40

Наши проекты: «Кто нас защищает?»

1

41

Опасные места.

1

42

Природа и наша безопасность

1

43

Экологическая безопасность.

1

44

Обобщение знаний по теме: «Наша безопасность»

1

45

Для чего нужна экономика?

1

46

Природные богатства и труд людей – основа
экономики.

1

47

Полезные ископаемые. Практическая работа

1

48

Растениеводство.

1

49

Животноводство.

1

50

Какая бывает промышленность?

1

51

Наши проекты: «Экономика родного края.

1

52

Что такое деньги?

53

Государственный бюджет.

1

54

Семейный бюджет.

1

55

Экономика и экология.

1

56

1

57

Обобщающий урок по теме «Чему учит
экономика».
Золотое кольцо России.

58

Золотое кольцо России.

1

59

Золотое кольцо России.

1

60

Наши проекты: «Музей путешествий».

1

1

61

Наши ближайшие соседи.

1

62

На севере Европы.

1

63

Что такое Бенилюкс?

1

64

В центре Европы.

1

65

Путешествие по Франции и Великобритании.

1

66

Путешествие по Франции и Великобритании.
1
На юге Европы.

67

1
1

На юге Европы.

68

4 класс
№

Тема урока

Колво
часов

Знакомство с учебником

1

Мир глазами астронома.

1

2

Планеты Солнечной системы.

1

3

Звездное небо – Великая книга Природы.

1

4

Мир глазами географа.

1

5

Мир глазами историка.

1

6

Когда и где?

1

7

Мир глазами эколога.

1

8

Сокровища Земли под охраной человечества.

1

9

1

10

Сокровища Земли под охраной человечества.
Проверочная работа по разделу «Земля и
человечество».
Равнины и горы России.

11

Моря, озера и реки России.

1

12

Природные зоны России.

1

13

Зона арктических пустынь.

1

14

Тундра.

1

1

1

Дата
по плану

по факту

15

Леса России.

1

16

Лес и человек.

1

17

Зона степей.

1

18

Пустыни.

1

У Черного моря. Проверочная работа по
разделу «Природа России».
20 Наш край.

19

1
1

21

Поверхность нашего края.

1

22

Водные богатства нашего края.

1

23

Наши подземные богатства.

1

24

Земля-кормилица.

1

25

Жизнь леса.

1

26

Жизнь луга.

1

27

Жизнь в пресных водах.

1

28

Экскурсии в природные сообщества
родного края.
Экскурсии в природные сообщества
родного края.
Экскурсии в природные сообщества
родного края.

1

Контрольная работа за 1 полугодие.

1

29
30
31

1
1

1
32

Растениеводство в нашем крае.

33

Животноводство в нашем крае.

1

Презентация проектов (по выбору).

1

35

Начало истории человечества.

1

36

Мир древности: далекий и близкий.

1

37

Средние века: время рыцарей и замков.

1

38

Новое время: встреча Европы и Америки.

1

39

1

40

Новейшее время: история продолжается сегодня.
Проверочная работа по разделу «Страницы
Всемирной истории».
Жизнь древних славян.

41

Во времена Древней Руси.

1

42

Страна городов.

1

34

1

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

1

44

Трудные времена на Русской земле.

1

45

Русь расправляет крылья.

1

46

Куликовская битва.

1

47

Иван Третий.

1

48

Мастера печатных дел.

1

49

Патриоты России.

1

50

Петр Великий.

1

51

Михаил Васильевич Ломоносов.

1

Екатерина Великая.

1

53

Отечественная война 1812 года.

1

54

Страницы истории XIX века.

1

55

Россия вступает в XX век.

1

56

Страницы истории 1920-1930-х годов.

1

57

Великая война и Великая Победа.

1

58

Великая война и Великая Победа.

1

59

1

60

Страна, открывшая путь в космос. Проверочная
работа по разделу «Страницы истории России».
Основной закон России и права человека.

61

Мы – граждане России

1

62

Славные символы России.

1

63

Контрольная работа за второе полугодие.

64

Такие разные праздники. Путешествия по России.

65

Повторение изученного

1

66

Повторение изученного

1

67

Повторение изученного

1

68

Повторение изученного

1

52

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».