1.Планируемые результаты учебного курса 3 класс Личностные: Обучающиеся научатся: понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках; с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним; самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине. Обучающиеся получат возможность научиться: понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений; собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.); составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения; принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов». Метапредметные: РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД Обучающиеся научатся: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока; выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов; оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.); определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока; фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»); анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»); фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре; предлагать варианты устранения причин неудач на уроке; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД Обучающиеся научатся: определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения; сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива; находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах; самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения; понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы; проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий; предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей; определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения; создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7 – 8 предложений; сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия; соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД Обучающиеся научатся: высказывать свою точку зрения (7 – 8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; понимать цель своего высказывания; пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией; участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы; создавать 3 – 4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого; объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности; отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий; формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции; определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям; определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм; руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения; объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений; находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты); готовить небольшую презентацию (6 – 7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.); озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану. Предметные: Виды речевой и читательской деятельности Обучающиеся научатся: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения; понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу; употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему; наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает; рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций; пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу; самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план; находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них; пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке. 4 класс Личностные результаты: 1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; 2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; 4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; 6) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу; 7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах; 6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; 7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; 12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Предметные результаты: 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; 3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; 6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; 7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение; 8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта. Учащиеся научатся: • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений; • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.); • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения; • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов». Учащиеся получат возможность научиться: • познавать национальные традиции своего народа, сохранять их; • рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины; • находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины; • создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине. Метапредметные УУД Регулятивные УУД Учащиеся научатся: • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре; • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.); • осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы; • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана; • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение; • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания; • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно; • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?», накопительной системы баллов); • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений». Учащиеся получат возможность научиться: • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата; • свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений; • самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой; • владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения; • пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей. Познавательные УУД Учащиеся научатся: • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц; • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе; • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах; • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия; • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом; • находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг; • сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива; • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9— 10 предложений; • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы; • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий; • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора; • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. Учащиеся получат возможность научиться: • самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации; • определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств; • создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств. Коммуникативные УУД Учащиеся научатся: • высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.; • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей; • самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению; • создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога ; • демонстрировать образец правильного ведения диалога ; • предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации; • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям; • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях; • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению; • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий; • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям; • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе; • искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации; • обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации; • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций; • находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели; • самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений; • использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы; • озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления. Учащиеся получат возможность научиться: • участвовать в диалоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других; • договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений; • интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы. Предметные УУД Виды речевой и читательской деятельности Учащиеся научатся: • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры; • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения; • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.); • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ; • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений; • формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему; • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей; • находить в произведениях средства художественной выразительности; • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке. 2. Содержание учебного предмета. 3 класс ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ЗА 2 КЛАСС (4 ч) ВВОДНЫЙ УРОК ПО КУРСУ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ. (1ч.) «САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ» (3 ч) Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров. «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» (12 ч) Русские народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Иван – царевич и серый волк. Сивка – бурка. «ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1» (11 ч) Ф.Тютчев «Весенняя гроза». Ф.Тютчев «Листья». А.Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…». И.Никитин «Степь моя» И.Никитин «Встреча зимы». И.Суриков «Детство». И.Суриков «Зима». «ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ» (23 ч) А.Пушкин «Уж небо осенью дышало..» А.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер» А.Пушкин «Сказка о царе Салтане». И.Крылов «Мартышка и очки». И.Крылов «Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки» И.Крылов «Ворона и лисица». М.Лермонтов «Горные вершины». М.Лермонтов «На севере диком стоит одиноко…» М.Лермонтов «Утес», «Осень». Детство Л.Толстого. Л.Толстой «Акула». Л.Толстой «Прыжок». Л.Толстой «Лев и собачка». Л.Толстой «Какая бывает роса на траве». «ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2» (6ч) Н.Некрасов «Славная осень!» Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». К.Бальмонт «Золотое слово». И.Бунин «Детство», «Полевые цветы». «ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ» (8ч) Д.Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки». Д.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца…» В.Гаршин «Лягушка – путешественница». В.Одоевский «Мороз Иванович». «БЫЛИ – НЕБЫЛИЦЫ» (10 ч) М.Горький «Случай с Евсейкой». К.Паустовский «Растрепанный воробей». А.Куприн «Слон». «ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1» (6 ч) С.Черный «Воробей», «Слон». А.Блок «Сны», «Ворона», Ветхая избушка». С.Есенин «Черемуха . «ЛЮБИ ЖИВОЕ» (16 ч) М.Пришвин «Моя Родина». И.Соколов-Микитов «Листопадничек». В.Белов «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку». В.Бианки «Мышонок Пик». Б.Житков «Про обезьянку». В.Дуров «Наша Жучка». В.Астафьев «Капалуха». В.Драгунский «Он живой и светится…» «ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2» (8 ч) С.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…». А.Барто «Разлука», «В театре». С.Михалков «Если», «Рисунок». Е. Благинина «Кукушечка», «Котенок». «СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЕШЬ КУЗОВОК» (12 ч) Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» А.Платонов «Цветок на земле». М.Зощенко «Золотые слова». М.Зощенко «Великие путешественники». Н.Носов «Федина задача». Н.Носов «Телефон». В.Драгунский « Друг детства». «ПО СТРАНИЦАМ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ» (6 ч) Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Г.Остер «Вредные советы». Г.Остер «Как получаются легенды». Р.Сеф «Веселые стихи». «ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (10ч) Мифы Древней Греции Г.-Х.Андерсен «Гадкий утенок» 4 класс Летописи, былины, жития (8 ч.) Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Чудесный мир классики (19 ч.) Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Герой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Поэтическая тетрадь (8 ч.) Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью. Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Литературные сказки (13 ч.) Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры: народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня. Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений. Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения . Делу время – потехе час (9 ч.) Литературная сказка. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение, использование интонаций. Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. Страна детства (8 ч.) Герои произведения, восприятие и понимание их эмоциональнонравственных переживаний. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Поэтическая тетрадь (5 ч.) Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью. Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Природа и мы (12 ч.) Декламация стихотворных произведений. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Поэтическая тетрадь (6 ч.) Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью. Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне. Выразительное чтение, использование интонаций, 3. Тематическое планирование 3 класс № п/п Наименование разделов и тем Учебные часы Количество контрольных работ (в соответствии со спецификой предмета, курса) Количество часов на практическую часть (в соответствии со спецификой предмета, курса) Продолжение программы 2 класса. Вводный урок по курсу литературного чтения. 4 3 5 Самое великое чудо на свете. Устное народное творчество. Поэтическая тетрадь 1. 6 Великие русские писатели. 23 7 Поэтическая тетрадь 2. 6 8 Литературные сказки. 8 9 Были-небылицы. 10 10 Поэтическая тетрадь 1. 6 11 Люби живое. 16 12 Поэтическая тетрадь 2. 8 13 Собирай по ягодке наберёшь кузовок. По страницам детских журналов. Зарубежная литература. 12 Итого 1 2 3 4 14 15 1 12 11 1 1 10 1 6 1 136 4 4 класс № раздела Наименование разделов и тем Учебные часы и тем 1 Летописи, былины, жития. 8 2 Чудесный мир классики. 19 3 Поэтическая тетрадь. 8 4 Литературные сказки. 13 5 Делу время – потехе час. 9 6 Страна детства. 8 7 Поэтическая тетрадь. 5 8 Природа и мы. 12 9 Поэтическая тетрадь. 6 10 Родина. 5 11 Страна Фантазия. 5 12 Зарубежная литература. 4 13 Итого 102 Количество контрольных работ (в соответствии со спецификой предмета, курса) Количество часов на практическую часть (в соответствии со спецификой предмета, курса) 4. Календарно – тематическое планирование. 3 класс № п/п 1 Тема урока Дата Кол. часов Знакомство с учебником. Правила ТБ. 1 Русские народные песни. Шуточные народные песни Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: Произведения прикладного искусства: гжельская, хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк» Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк» 1 9 Русская народная сказка «Сивка- Бурка» 1 10 Русская народная сказка «Сивка-Бурка» Деление текста на части. Составление плана. 1 11 Иллюстрации к сказке В Васнецова и И Билибина 2 3 4 5 6 7 8 17 Обобщение Проект: «Сочиняем волшебную сказку» Знакомство с названием раздела. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ содержания РАЗДЕЛА. Проект «Как научится читать стихи» (на основе научно- популярной статьи Я. Смоленского) Русские поэты XIX-XX веков. Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». Сочинение – миниатюра « О чем расскажут осенние листья». А.А.Фет «Мама, глянька, из окошка…» 18 А.А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой» 12 13 14 15 16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 По плану По факту 19 И.С Никитин «Полно, степь моя…» 1 20 И.С.Никитин «Встреча зимы.» 1 21 И.З.Суриков «Детство. Зима» 1 22 1 23 Путешествие в литературную страну. Обобщение. Оценка достижений 24 Знакомство с названием раздела 1 25 1 27 А. С. Пушкин. Подготовка сообщения « Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». Лирические стихи. А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…» А.С.Пушкин «За весной, красой природы» 28 А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер» 1 29 А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…» 1 30 А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…» 1 31 А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…» 1 32 1 33 Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. И.А.Крылов «Мартышка и очки» 34 И.А.Крылов Крылов «Зеркало и обезьяна» 1 35 И.А.Крылов «Ворона и Лисица» 1 36 Инсценирование басен И. А. Крылова. 1 37 М. Ю. Лермонтов. Подготовка сообщения на основе статьи В.Воскобойникова. М.Ю.Лермонтов «Утес», «Горные вершины» 1 Подготовка сообщения на основе статьи о детстве и творчестве Л. Н. Толстом Тема и главная мысль рассказа «Акула». 1 26 38 39 40 1 1 1 1 1 41 Составление различных планов к рассказу «Акула». 1 1 42 Л. Н. Толстой «Прыжок». Основная мысль и тема. 1 Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Основная мысль и тема. Л. Н. Толстой « Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». Сравнение рассказов. Л. Н. Толстой « Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». Сравнение рассказов. Обобщение. Л.Н.Толстой Проверочная работа 1 47 Обобщение. Великие русские писатели 1 48 Знакомство с названием раздела. Стихи о природе Н. А. Некрасова «Славная осень!» , «Не ветер бушует над бором..» Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором..» 1 43 44 45 46 49 1 1 1 1 51 Повествовательное произведение в стихах Дедушка Мазай и зайцы». К.Д.Бальмонт «Золотое слово» 1 1 52 И.А.Бунин «Детство» «Полевые цветы» 1 53 Обобщение. Поэтическая тетрадь 1 54 Знакомство с названием раздела. Д. Н. Мамин- Сибиряк «Аленушкины сказки». 1 55 Д. Н. Мамин- Сибиряк «Сказка про Храброго зайца..» Нравственный смысл сказки. В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. 1 50 56 57 В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница» 58 В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». 59 1 1 1 1 60 В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Подробный и выборочный пересказ. Обобщение. Литературные сказки 1 61 В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Подробный и выборочный пересказ. Обобщение. Литературные сказки 1 62 Знакомство с названием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой». . 1 63 М. Горький «Случай с Евсейкой». 1 64 М. Горький «Случай с Евсейкой». 1 К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей». 1 65 66 1 К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей». Выборочный пересказ. 67 1 К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей» 68 1 А. И. Куприн «Слон» Основные события произведения. 1 69 А. И. Куприн «Слон». Составление различных вариантов плана. Пересказ. 70 1 А. И. Куприн «Слон». Подготовка к полному и краткому пересказам. 71 1 Обобщение.Были-небылицы 72 Знакомство с названием раздела. Стихи о животных С Черного «Что ты тискаешь утенка?», 73 1 1 Саша Черный «Воробей», «Слон» 74 1 А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона» 75 1 Картины зимних забав в стихах А. Блока. 76 77 С. А. Есенин «Черемуха». Сравнение стих-ний разных авторов на одну тему. Оценка достижений. 1 1 1 78 80 М. Пришвин «Моя Родина» Заголовок – «входная дверь» в текст. И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Определение жанра произведения. И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» 81 В. И. Белов «Малька провинилась». 79 82 В.И.Белов «Еще про Мальку» 83 В. В. Бианки «Мышонок Пик». Построение рассказа. 1 1 1 1 1 В. В. Бианки «Мышонок Пик». Главные герои рассказа, их характеры. В. В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Б.С.Житков «Про обезьянку» 1 1 88 Б. С. Житков «Про обезьянку». Основные моменты рассказа, краткий пересказ. Б.С.Житков «Про обезьянку» 89 В.Л.Дуров «Наша Жучка» 1 90 В. П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения. 1 91 В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. Обобщение. «Люби живое» Проверочная работа 1 1 96 Знакомство с названием раздела. С. Маршак «Гроза днем». Заголовок стих-ния. С. Маршак «В лесу над росистой поляной». Заголовок стихотворения.Отработка выразительности. А.Л.Барто «Разлука» 97 А.Л.Барто «В театре» 1 98 С.В.Михалков «Если» 1 99 Е.А.Благинина «Кукушка», «Котенок» 1 100 Проект: «Праздник поэзии». 1 Оценка достижений. 1 Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – соберешь кузовок». А. П. Платонов «Цветок на земле». 1 84 85 86 87 92 93 94 95 101 102 103 104 105 106 107 108 109 А.П. Платонов «Цветок на земле». Чтение по ролям. А. П. Платонов «Еще мама». Чтение по ролям. М. М. Зощенко «Золотые слова». Смысл названия рассказа. Главная мысль произведения. Герои. М. М. Зощенко «Золотые слова». Особенности юмористического рассказа. М. М. Зощенко «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. Герои. М. М. Зощенко «Великие путешественники». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 112 Восстановление порядка событий. Н. Н. Носов «Федина задача». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Н. Носов «Телефон». «Друг детства». Сборник юмористических рассказов Н.Носова. В.Ю.Драгунский «Друг детства» 113 Обобщение. Оценка достижений. 1 114 Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. «Мурзилка» и «Веселые картинки» - самые старые журналы. Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Пересказ. Ю.И. Ермолаев «Воспитатели». Урок-дискуссия 1 1 118 Г. Остер «Вредные советы». Создание собственного сборника добрых советов. Г. Остер «Как получаются легенды». 119 Р. Сеф «Веселые стихи». Выразительное чтение. 1 120 Р.Сеф «Веселые стихи» Создание сборника добрых советов. Обобщение По страницам детских журналов Проверочная работа. Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». 1 1 110 111 115 116 117 121 122 123 124 125 126 127 128 Древнегреческий миф. «Храбрый Персей Мифологические герои и их подвиги. Древнегреческий миф. «Храбрый Персей Мифологические герои и их подвиги. Древнегреческий миф. «Храбрый Персей Мифологические герои и их подвиги. Древнегреческий миф. «Храбрый Персей Мифологические герои и их подвиги. Древнегреческий миф. «Храбрый Персей Мифологические герои и их подвиги. Древнегреческий миф. «Храбрый Персей Мифологические герои и их подвиги. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 132 Древнегреческий миф. «Храбрый Персей Мифологические герои и их подвиги. Древнегреческий миф. «Храбрый Персей Мифологические герои и их подвиги. Древнегреческий миф. «Храбрый Персей Мифологические герои и их подвиги. Г.Х.Андерсен «»Гадкий утенок 133 Г.Х.Андерсен «»Гадкий утенок 1 129 130 131 1 1 1 134 Г.Х.Андерсен «»Гадкий утенок 135 Г.Х.Андерсен «»Гадкий утенок 136 1 1 1 Г.Х.Андерсен «»Гадкий утенок 4 класс № Тема урока Кол -во час ов Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». 1 2 «И вспомнил Олег коня своего». Сравнитель-ный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина. 1 3 Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки». 1 4 «Ильины три поездочки». 1 5 «Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы. 1 6 «Житие Сергия Радонежского». 1 7 Проект: «Создание календаря исторических событий». 1 1 Дата по плану по факту 8 Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития». 1 Проверка навыка чтения. 9 Чудесный мир классики. 1 10 В мире книг. 1 11 П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» . 1 12 А.С.Пушкин.Подготовка сообщения о А.С. Пушкине . 1 13 А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!». 1 14 А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» . 1 15 А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». 1 16 А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» . 1 17 А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». 1 18 Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове. М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». 1 19 М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». 1 20 М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» . 1 21 М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» . 1 22 Л.Н. Толстой. Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом . Л.Н. Толстой «Детство». 1 23 Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал» . 1 24 А.П. Чехов.Подготовка сообщения о А.П. Чехове. А.П. Чехов «Мальчики». 1 25 А.П. Чехов «Мальчики». 1 26 А.П. Чехов «Мальчики». 1 27 Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». 1 Проверочная работа №1. 28 Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как 1 неожиданно и ярко…» 29 А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка». 1 30 Е.А. Баратынский «Весна, весна! 1 Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...» . 31 А.Н. Плещеев «Дети и птичка» . 1 32 И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...». 1 33 Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...» 1 34 И.А. Бунин «Листопад». 1 35 Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». 1 36 В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». 1 37 В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». 1 38 В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». 1 39 В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». 1 40 В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» . 1 41 П.П. Бажов «Серебряное копытце». 1 41 П.П. Бажов «Серебряное копытце» . 1 43 П.П. Бажов «Серебряное копытце». 1 44 С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». 1 45 С.Т. Аксаков«Аленький цветочек». 1 46 С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». 1 47 С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». 1 48 Обобщение по разделу «Литературные сказки». Проверочная работа №2. 1 49 Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». 1 50 Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». 1 51 В.Ю. Драгунский «Главные реки». 1 52 В.Ю. Драгунский «Главные реки» . 1 53 В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» . 1 54 В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка». 1 55 В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» . 1 56 В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел». 1 57 Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». 1 58 Б.С. Житков «Как я ловил человечков» . 1 59 Б.С. Житков «Как я ловил человечков». 1 60 Б.С. Житков «Как я ловил человечков». 1 61 К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». 1 62 К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». 1 63 К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». 1 64 М.М. Зощенко «Елка». 1 65 Обобщение по разделу «Страна детства». 1 66 В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская». 1 67 С.А. Есенин «Бабушкины сказки» . 1 68 М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка». 1 69 М.И. Цветаева «Наши царства». 1 70 Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». 1 71 Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» . 1 72 Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». 1 73 А.И. Куприн «Барбос и Жулька» . 1 74 А.И. Куприн «Барбос и Жулька». 1 75 М.М. Пришвин «Выскочка» . 1 76 М.М. Пришвин «Выскочка» . 1 77 Е.И. Чарушин «Кабан» . 1 78 В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». 1 79 В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». 1 80 В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». 1 81 Проект «Природа и мы». 1 82 Обобщение по разделу «Природа и мы». Проверочная работа №3. 1 83 Б.Л. Пастернак «Золотая осень». 1 84 С.А. Клычков «Весна в лесу». 1 85 Д.Б. Кедрин «Бабье лето». 1 86 Н.М. Рубцов «Сентябрь». 1 87 С.А. Есенин «Лебедушка». 1 88 Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». 1 89 И.С. Никитин «Русь». 1 90 С.Д. Дрожжин «Родине». 1 91 А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». 1 92 Проект: «Они защищали Родину». 1 93 Обобщение по разделу «Родина». 1 94 Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». 1 95 Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». 1 96 Кир Булычёв «Путешествие Алисы». 1 97 Кир Булычёв «Путешествие Алисы». 1 98 Обобщение по разделу «Страна Фантазия». 1 Проверочная работа №4. 99 Д. Свифт «Путешествие Гулливера». 1 100 Д. Свифт «Путешествие Гулливера». 1 101 Д. Свифт «Путешествие Гулливера». 1 102 Г. Х. Андерсен «Русалочка» . 1