положение по библиотеке

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им.В.Х.Кагазежева» с.п. Псынабо.
ПРИНЯТО
решением педагогического совета
протокол №6 от 24.05.2021г

«УТВЕРЖДЕНО»
директор МКОУ СОШ
им. В.Х.Кагазежева с.п. Псынабо
____________И.Х.Теувова
приказ №55 24.05.2021г.

ПОЛОЖЕИЕ О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ

1.Общие положения.
1.1.Данное Положение разработано в соответствии со следующими документами:
- Федеральным Законом №273 ФЗ от29.12.2012г. «Об образовании в Российской
Федерации» ст.35 п.3;
- Федеральным Законом Российской Федерации «О библиотечном деле»№78-ФЗ от
29.12.1994г.;
- Требованиями ФГОС и ГОСС 2004;
- СанПин СП 2.4.3648-20 « Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утвержденные Постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.
№28);
- Федеральным законом №114-ФЗ «О противодействии экстремистской
деятельности» от 25.07.2002г.;
- Федеральным законом от 29.12.2010г. №436-ФЗ «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 24.07.1998г. №124-ФЗ;
- Уставом МКОУ СОШ им. В.Х.Кагазежева с.п. Псынабо.
1.2. Библиотека является важным компонентом общеобразовательного учреждения,
участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права
участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечноинформационными ресурсами.
1.3. Деятельность библиотеки МКОУ СОШ им. В.Х.Кагазежева с.п. Псынабо. (далее
школьная библиотека) отражается в Уставе школы. Обеспеченность библиотеки
учебными, методическими и справочными документами учитывается при
лицензировании и аккредитации образовательного учреждения.
1.4. Цели библиотеки общеобразовательного учреждения соотносятся с целями
общеобразовательного учреждения:
-формирование общей культуры личности обучающегося на основе усвоения
обязательного минимума содержания общеобразовательных программ,
- их адаптация к жизни в обществе,
-создание основы для осознанного выбора и последующего освоения
профессиональных образовательных программ,
- содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и
нравственному развитию учащихся;

- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами
независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной
принадлежности;
- воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и
свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и
убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и
развитие в соответствие с принятым в семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями;
- формирование здорового образа жизни.
1.5. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами,
указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов
субъектов РФ, решениями соответствующего органа управления образованием,
уставом общеобразовательного учреждения, положением о библиотеке,
утвержденным директором общеобразовательного учреждения.
1.6. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма,
общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности,
свободного развития личности. МКОУ СОШ им. В.Х.Кагазежева с.п. Псынабо несет
ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного
обслуживания библиотеки.
Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия
их предоставления определяются положением о библиотеке общеобразовательного
учреждения и правилами пользования библиотекой, утвержденными руководителем
общеобразовательного учреждения.
1.7. В соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской
деятельности» №114-ФЗ от 25 июля 2002г. в школьной библиотеке запрещено
распространение, производство, хранение и использование литературы
экстремистской направленности.
1.8. Закон предусматривает экстремистские материалы как предназначенные для
обнародования документы, либо информация на иных носителях, призывающие к
осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или
оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе
труды руководителей национал-социалистической рабочей партии
Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или
оправдывающие национальные и (или) расовое превосходство либо оправдывающие
практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или
частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной
или религиозной группы. При этом к экстремистской деятельности закон относит,
помимо прочего, «массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а
равно их изготовление или хранение в целях массового распространения», а также
финансирование и «иное содействие» этим действиям.
1.9.Библиотекарь 2 раза в год проводит сверку имеющихся в фондах библиотеки
документов с Федеральным списком экстремистских материалов, изымает их из
оборота библиотеки.

1.9. В соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2010г. №436 «О защите
детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию», Федеральным
законом от 29.07.2013г. №135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального
закона «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и
развитию» библиотекарь выявляет и исключает из открытого доступа отдела
обслуживания обучающихся печатные издания, соответствующие знаку
информационной продукции 18+.
1.10.Организация обслуживания участников образовательного процесса
производится в соответствии с правилами техники безопасности и
противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.
2.Основные задачи.
Основными задачами библиотеки являются:
2.1. Обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся,
педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям)
обучающихся (далее — пользователям) — доступа к информации, знаниям, идея
культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных
ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном
(книжный фонд, фонд периодических изданий), цифровом (CD-диски),
коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
2.2. Воспитание в школьной среде мировоззрения и духовно-нравственной
атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения
прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности
к диалогу. В целях противодействия экстремистской деятельности, в пределах своей
компетентности, осуществляет профилактические, в том числе воспитательные,
пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской
деятельности. Распространение среди читателей библиотеки информационных
материалов, содействующих повышению уровня толерантного сознания школьников.
С этой целью наложен запрет на распространение литературы экстремистской
направленности и иной информации, негативно влияющей на несовершеннолетних.
2.3. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося, развитии его творческого потенциала;
2.4.Формирование навыков независимого библиотечного пользователя, обучение
поиску, отбору и критической оценке информации;
2.5.Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения
новых информационных технологий и компьютеризации библиотечноинформационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
2.6. Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
3. Основные функции.
Для реализации основных задач библиотека:
3.1.Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного
учреждения:

-комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на
традиционных и нетрадиционных носителях информации;
-пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками
данных других учреждений и организаций; аккумулирует фонд документов,
создаваемых в общеобразовательном учреждении (публикаций и работ педагогов
общеобразовательного учреждения, лучших научных работ и рефератов
обучающихся и др.);
-осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
- обеспечивает защиту детей от вредной для их здоровья и развития информации.
3.2. Осуществляет сверку поступающих в библиотеку документов (на любых
носителях) с Федеральным списком запрещенных материалов экстремистского
содержания не реже 2 раз в год и по мере поступления новой литературы. При
обнаружении запрещенных материалов экстремистского содержания составляется
акт с целью недопущения попадания их в фонд открытого доступа.
3.3 Создает информационную продукцию:
-осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
-организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические
картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательного
учреждения;
-разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры,
указатели и т.п.);
-обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
3.4.Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся:
-предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе
изучения их интересов и информационных потребностей;
-организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и
навыков работы с книгой и информацией;
-оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе
их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
-организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и
читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;
- не допускает обучающихся к Интернет-ресурсам, электронным документам
экстремистского характера.
3.5.Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:
-выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
обучением, воспитанием и здоровьем детей;
-выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области
педагогических инноваций и новых технологий;
-содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации,
проведению аттестации;
-создает банк педагогической информации как основы единой информационной
службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление,
систематизацию информации по предметам, разделам и темам;

-организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях,
просмотр электронных версий педагогических изданий;
-осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых
поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного
учреждения по вопросам управления образовательным процессом;
3.6.Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
родителей (иных законных представителей) обучающихся:
-удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку, в том числе способствующих реализации ФГОС НОО и ООО;
-консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией
по воспитанию детей;
-консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
4. Организация деятельности библиотеки.
4.1.Структура школьной библиотеки: абонемент, читальный зал.
4.2.Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным
планами общеобразовательного учреждения, программами, проектами и планом
работы библиотеки.
4.3.Благотворительная помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на
комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения
нормативов и(или) абсолютных размеров финансирования из бюджета
общеобразовательного учреждения.
4.4.В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации
образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, общеобразовательное
учреждение обеспечивает библиотеку:
-гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных
ресурсов (учебников, учебных пособий, документов на традиционных носителях) в
смете учреждения выводится отдельно;
-современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировальномножительной техникой и необходимыми программными продуктами;
-ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
4.5.Общеобразовательное учреждение создает условия для сохранности аппаратуры,
оборудования и имущества библиотеки.
4.6.Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными
перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых
условий для деятельности библиотеки несет руководитель общеобразовательного
учреждения в соответствии с уставом учреждения.
4.7.Контроль за фондом библиотеки (материалы экстремистского
характера),электронными документами, интернет-сайтами(доступ к которым
возможен с компьютеров, установленных в библиотеке) и Интернет-ресурсами
осуществляет ответственный за информатизацию школы (доступ заблокирован
фильтром).
4.8.Происходит систематическое информирование читателей о деятельности
библиотеки, в том числе через школьный сайт.
4.9.Организуется работа по сохранности библиотечного фонда.

4.10.Режим работы библиотеки определяется в соответствии с - правилами
внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения. При определении
режима работы библиотеки предусматривается выделение:
двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутри библиотечной
работы;
одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание пользователей не
производится;
не менее одного раза в месяц — методического дня.
4.11.В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в
работе с детьми и юношеством библиотека общеобразовательного учреждения
взаимодействует с другими библиотеками школ, района, города.
5. Управление. Штаты.
5.1.Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации, КБР и Уставом общеобразовательного учреждения.
5.2.Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель
общеобразовательного учреждения.
5.3.Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (педагогбиблиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции перед
обществом и руководителем общеобразовательного учреждения, обучающимися, их
родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты
деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями,
предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и
Уставом общеобразовательного учреждения.
5.4.Заведующий библиотекой (педагог-библиотекарь) назначается руководителем
общеобразовательного учреждения, является членом педагогического коллектива,
имеющий необходимую профессиональную подготовку, и входить в состав
педагогического совета общеобразовательного учреждения.
5.5. Педагог-библиотекарь разрабатывает и представляет руководителю
общеобразовательного учреждения на утверждение следующие документы:
а)
положение о библиотеке,
б)
правила пользования библиотекой;
в)
расписание работы библиотеки;
г)
планово-отчетную документацию;
5.6. Работник библиотеки должны располагать сведениями о запрещенных книгах и
иной печатной продукции, т.е. иметь Федеральный перечень (список) экстремистской
литературы.
5.7.На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую
профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной
характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную
документами об образовании и (или) квалификации.
5.8.Работник библиотеки может осуществлять педагогическую деятельность.
Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности
осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.
Трудовые отношения работника библиотеки и общеобразовательного учреждения
регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить
Законодательству Российской Федерации о труде.
6. Права и обязанности библиотеки.
6.1.Работник библиотеки имеют право:

а)
самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в
соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе общеобразовательного
учреждения и положении о библиотеке общеобразовательного учреждения;
б)
проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки
библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
в)
изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией
по учету библиотечного фонда;
г)
определять в соответствии с правилами пользования библиотекой
общеобразовательного учреждения, утвержденными руководителем
общеобразовательного учреждения, и по согласованию с родительским комитетом
виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
д)
иметь ежегодный отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск и в
соответствии с Коллективным договором между работниками и руководством
образовательного учреждения и другими локальными нормативными актами;
е)
быть представленными к различным формам поощрения;
ж)
участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в
работе библиотечных ассоциаций или союзов.
6.2. Работники школьной библиотеки обязаны:
а)
обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами
библиотеки;
б)
информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
в)
обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
г)
формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными
перечнями учебных изданий, образовательными программами общеобразовательного
учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;
д)
совершенствовать информационно-библиографическое
и библиотечное
обслуживание пользователей;
е)
обеспечивать сохранность использования носителей информации, их
систематизацию, размещение и хранение;
ж)
обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и
работой общеобразовательного учреждения;
з)
отчитываться
в
установленном
порядке
перед
руководителем
общеобразовательного учреждения;
и)
повышать квалификацию;
й)
иметь в библиотеке федеральный список экстремистских материалов
Министерства юстиции Российской Федерации в актуальной редакции;
к)
принимать меры по регулярной сверке (2 раза в год) имеющегося
библиотечного фонда и поступающей литературы в библиотеке с федеральным
списком экстремистских материалов Министерства юстиции Российской Федерации.
7. Права и обязанности пользователей библиотеки.
7.1.Пользователи библиотеки имеют право:
а)
получать полную информацию о составе библиотечного фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
б)
пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
в)
получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;

г)
получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные
издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;
д)
продлевать срок пользования документами;
е)
получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические
справки на основе фонда библиотеки;
ж)
получать консультационную помощь в работе с информацией на
нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;
з)
участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
и)
обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю
общеобразовательного учреждения.
7.2.Пользователи библиотеки обязаны:
а)
соблюдать правила пользования библиотекой;
б)
бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать
страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на
различных носителях, оборудованию, инвентарю;
в)
поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе
библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках:
г)
пользоваться ценными и справочными документами только в помещении
библиотеки;
д)
убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при
обнаружении проинформировать об этом работника школьной библиотеки.
Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний
пользователь.
е)
получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;
ж)
получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные
издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;
з)
продлевать срок пользования документами;
и)
получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические
справки на основе фонда библиотеки;
к)
получать консультационную помощь в работе с информацией на
нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;
л)
участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
7.3.Порядок пользования библиотекой:
а)
запись обучающихся общеобразовательного учреждения в библиотеку
производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке,
педагогических и иных
работников общеобразовательного учреждения, родителей (иных законных
представителей) обучающихся — по паспорту;
б)
перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;
в)
документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является
читательский формуляр, который фиксирует дату выдачи пользователю документов
из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
7.4. Порядок пользования абонементом:
а)
пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более
двух документов одновременно;
б)
максимальные сроки пользования документами:
учебники, учебные пособия — учебный год;
научно-популярная, познавательная, художественная литература — 14 дней;

периодические издания, издания повышенного спроса — 7 дней;
в)
пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них
отсутствует спрос со стороны других пользователей.
7.5.Порядок пользования читальным залом:
а)
документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не
выдаются;
б)
энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном
экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале.
7.6.Порядок работы с компьютером, расположенным в
библиотеке:
а)
работа с компьютером участников образовательного процесса в присутствии
сотрудника библиотеки;
б)
разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух
человек одновременно;
в)
пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации
после предварительного тестирования его работником библиотеки;
г)
по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен
обращаться к работнику библиотеки;
д)
запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату и
входящим в федеральным список экстремистских материалов Министерства юстиции
Российской Федерации;
е)
работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарногигиеническим требованиям.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».